Управления финансовой



Переход к экономическим методам управления предполагает формирование нового аппарата управления — финансово-банковского на смену ведомственного и межведомственного органам директивного планирования. Вместо директивных^заданий планирование сосредоточивается на установлении экономических нормативов, которые становятся главными регуляторами деятельности предприятия в новых условиях хозяйствования.

Директор предприятия получает при этом исчерпывающую информацию, которая понятна и читабельна, а процесс управления финансово-экономической устойчивостью становится «прозрачным» и контролируемым.

Достичь такого состояния можно за счет управления финансово-экономической устойчивостью. При этом долги и обязательства предприятия постепенно покрываются сначала текущими активами, затем финансовыми и, наконец, денежными. Платежеспособность также меняется — от текущей и неустойчивой (сегодня есть, а завтра нет) к длительной и устойчивой.

Действие финансово-кредитного механизма было направлено прежде всего на формирование централизованных фондов государства, выявление дополнительных резервов развития и расширения производства. Финансово-кредитный механизм включал комплекс подсистем воздействия на принятие управленческих решений, поведение работников и руководителей предприятий в части управления финансово-кредитными процессами. Конечная цель такого воздействия — обеспечение нормальных условий функционирования финансов и кредита в общегосударственном масштабе, т.е. формирование бездефицитного бюджета, финансирование и кредитование инвестиционных программ, контроль за выполнением плана, соблюдением установленного порядка и пропорций образования и использования фондов финансовых средств.

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле — как его текущая производственная и коммерческая деятельность.

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле — как его текущая производственная и коммерческая деятельность.

Анализ финансовой устойчивости в предлагаемой методологии начинается не с соотношения заемных средств и их покрытия, а с определения достаточности (или недостаточности) собственного капитала для обеспечения нефинансовых (производительных) активов. Наличие превышения собственного капитала над этой потребностью образует тот капитал, который воплощается в финансовых активах и служит рычагом для управления финансово-экономической устойчивостью. Источником прироста собственного капитала является располагаемый доход — остаток произведенной добавленной стоимости после всех начисленных к выплате доходов: оплаты труда, налоговых и неналоговых платежей, процентов за кредит.

Обратим внимание на ту особенность показателя «собственный финансовый капитал», которая отличает его от категорий бухгалтерского учета: в нем соединены и форма, и содержание. Этот показатель является рычагом управления финансово-экономической устойчивостью.

В практике управления финансово-экономической деятельностью предприятий необходимо сочетать экспресс-анализ и углубленный анализ. Экспресс-анализ позволяет установить преобладающие тенденции за отчетный период: улучшение положения, ухудшение, стабилизация.

Анализ по предлагаемой методике начинается не с соотношения заемных средств и их покрытия, а с определения достаточности (или недостаточности) собственного капитала для обеспечения нефинансовых (производительных) активов. Наличие превышения собственного капитала над этой потребностью образует тот капитал, который воплощается в финансовых активах и служит рычагом для управления финансово-экономической устойчивостью. Источником прироста собственного капитала является располагаемый доход— остаток произведенной добавленной стоимости после всех начислений доходов к выплатам: оплаты труда, налоговых и неналоговых платежей, процентов за кредит, дивидендов.

Общехозяйственные затраты включают затраты, понесенные на обеспечение управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в целом. К ним относятся: амортизация здания заводоуправления и других основных средств общехозяйственного назначения, амортизация нематериальных активов, топливо на отопительные нужды и электроэнергия на освещение, канцелярские и почтовые расходы, арендная плата, амортизация средств связи и вычислительной техники, заработная плата и начисления на заработную плату административно-управленческого персонала, затраты на содержание военизированной охраны или услуги вневедомственной охраны и т. п.


управления финансовой деятельностью — охватывает составление баланса доходов и расходов, расчет нормативов собственных оборотных средств, анализ выполнения плана финансирования капитальных вложений, анализ финансового состояния предприятия, контроль расчетов за выполненные работы, с поставщиками материальных ценностей, рабочими и служащими и др.;

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ — система, в которой реализуются функции управления организацией. В С.у.о. однородные, близкие по содержанию функции управления объединяются в подсистемы: подсистема общего и линейного руководства; функциональные подсистемы: управления конструкторской подготовкой производства; управления технологической подготовкой производства; управления инструментальной подготовкой производства; управления ремонтным обслуживанием производства; управления энергетическим обслуживанием производства; управления стандартизацией; управления метрологическим обеспечением производства; управления транспортным обслуживанием производства; управления рационализацией, изобретательством и патентоведением; управления механизацией и автоматизацией производства; управления техническим контролем и испытанием; управления капитальным строительством; оперативное планирование производства; оперативное регулирование и деспетчи-рование производства; управления перспективным и текущим технико-экон. планированием; управления трудом и заработной платой; управления нормированием; управления трудовой мотивацией; управления финансовой деятельностью; управления учетом и отчетностью; управления экон. анализом; управления материально-техническим снабжением; управления внешней кооперацией и комплектованием; управления сбытовой деятельностью; управления работой с персоналом; управления подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации персонала; обеспечивающие подсистемы: правовое обеспечение управления, информационное обеспечение управления, обеспечение управления техническими средствами, обеспечение управления регламентирующей документацией, нормативное обеспечение управления, хозяйственное обеспечение управления, делопроизводственное обеспечение управления; целевые подсистемы: маркетинг, управления выполнением плана производства и поставок продукци; управления обеспечением качества продук-

управления финансовой деятельностью — охватывает составление баланса доходов и расходов, расчет нормативов собственных оборотных средств, анализ выполнения плана финансирования капитальных вложений, анализ финансового состояния предприятия, контроль расчетов за выполненные работы, с поставщиками материальных ценностей, рабочими и служащими и др.;

Даны необходимые практические рекомендации для осуществления текущего и оперативного управления финансовой устойчивостью предприятия.

Особое внимание уделяется факторному анализу добавленной стоимости. Если речь идет о добавленной стоимости образованной, то анализируется валовой выпуск и промежуточное потребление. Если же, наоборот, речь идет о добавленной стоимости распределенной и предназначенной к использованию, то анализируется сначала располагаемый доход и начисленные доходы к выплатам, а затем элементы их составляющие. Поэтому для оценки финансово-экономического состояния предприятия немаловажно знать как долю располагаемого дохода в добавленной стоимости, так, скажем, и величину налоговой составляющей, что необходимо при осуществлении управления финансовой устойчивостью предприятия.

чить в рассмотрение организационный аспект управления финансовой устойчивостью — составление сводной калькуляции и баланса движения денежных средств (платежный баланс), что дает надежные гарантии сначала получения, а затем и накопления собственных источников, после чего эти источники могут быть израсходованы по целевому назначению. Это означает, что использование этих источников не нарушает платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, поскольку платежный баланс является положительным, а дефицита собственных денежных средств нет.

Таким образом, предлагаемые методические основы анализа, оценки и управления финансовой устойчивостью предприятия представляют собой надежный инструментарий, который обеспечивает объективность и полноту обрабатываемой информации. А создание механизма учета движения имущества, доходов и финансовых ресурсов дает возможность приблизить бухгалтерскую информацию к неспециалистам в области бухгалтерского учета, сделать ее доступной для широкого круга пользователей с сохранением системности и без искажений. При этом методические приемы по группировке этой информации позволяют соединить различные формы бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности в одну, а также получать различные документы внутренней отчетности в реальном режиме времени.

Однако необходимо помнить, что наличие собственного источника в денежной форме полностью зависит от оперативного управления финансовой устойчивостью предприятия. Величина этого источника не всегда бывает достаточной, а поэтому и платежеспособность не всегда может быть в денежной форме.

Следует отметить, что эти направления постоянно находятся в противоречии — что оплачивать или финансировать сначала, что важнее, а что второстепенно и может подождать. Поэтому для устранения очередности и приоритетов предлагается включить в рассмотрение организационный аспект управления финансовой устойчивостью — составление сводной калькуляции и баланса движения денежных средств (платежный баланс), что дает надежные гарантии сначала получения, а затем и накопления собственных источников, после чего эти источники могут быть израсходованы по целевому назначению. Это означает, что использование этих источников не нарушает платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, поскольку платежный баланс является положительным, а дефицита собственных денежных средств нет.

7Л. Организационный аспект управления финансовой устойчивостью

Таким образом, работа с плановой калькуляцией и составление баланса движения денежных средств дают все основания для организации и осуществления текущего управления финансовой устойчивостью предприятия. А результативность этого управления прослеживается через аналитические финансовые таблицы и балансы. Но эти инструменты управления финансовой устойчивостью являются больше организационными, чем оперативными.


Указанного требования Укрепления дисциплины Укрепления материально Укрепление хозяйственного Укреплению хозяйственного Укрупненные нормативы Укрупненных нормативов Укрупненная структура Улучшения экономических Участниками хозяйственных Улучшения интенсивного Улучшения нормирования Улучшения платежного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика