Управления функциональные



В 1960-е годы научно-техническая революция, совершенствование вычислительной техники и повсеместное увлечение экономической кибернетикой стимулировали рост популярности школы науки управления. В рамках этой школы научного управления формируются различные подходы к проблеме повышения эффективности организации (процессный, системный и ситуационный). Разработка каждого из них знаменует серьезный прогресс в развитии науки об управлении организацией. В споре за «хардизацию» и «софтизацию» менеджмента (от soft — мягкий и hard — жесткий) побеждает «хард». Увлечение количественными методами и компьютерами становится повсеместным. Дисциплины «софта», тяготеющие к обсуждению социально-психологических аспектов характеристик личности, анализу нюансов в восприятии деловых и управленческих культур, отходят на второй план.

Таким образом, в службах оперативного управления формируются, регистрируются в реестрах и хранятся в электронных архивах документы. Работая с этими документами, персонал оперативных служб может качественно выполнять свои функции независимо от бухгалтерии. Они могут получать различные аналитические разрезы при работе с документами и контролировать исполнение докумен-

Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления. Высшее звено системы планирования составляют комитеты при совете директоров. В некоторых компаниях - это плановые комитеты, в других - комитеты развития или центральные управления развития. В них, как правило, входят представители высшего руководства фирмы, которые подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики фирмы, выполняют технические, координационные и аналитические функции, участвуют в формулировании основных целей и задач фирмы на длительную перспективу. Подготавливаемые ими рекомендации выносятся на рассмотрение совета директоров и после одобрения включаются в форме конкретных мероприятий в перспективный план развития фирмы. Можно сказать, что на этом уровне управления формируются исходные положения для оптимального распределения внутрифирменных ресурсов в течение определенного планового периода.

Рыночные отношения распространяются на уровни краткосрочного планирования и оперативного управления. Формируются новые структуры - технологический и коммерческий операторы рынка. Создаются электроэнергетические биржи, способствующие корректировке планов оптового обмена электроэнергией и мощностью на уровнях средне- и краткосрочного планирования. Оптовый рынок разделяется на контрактный и оперативный (енотовый) с новым порядком ценообразования на последнем.

Работа высшего звена внутрифирменного планирования на различных предприятиях, в корпорациях организуется по-разному (плановые комитеты, комитеты развития, центры управления и развития и другие организационные формы). Эти органы выполняют технические, координационные, аналитические функции и формируют цели и задачи предприятия на длительную перспективу, а также подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики предприятия. На этом уровне управления формируются исходные положения (решения) оптимального распределения его ресурсов для определенного планового периода. В эти органы, как правило, входят представители высшего звена управления предприятия (корпорации). Решения, подготовленные этим органом, утверждаются Советом директоров (или Правлением) предприятия, корпорации.

На творческом этапе определяются способы выполнения функций управления, формируются на их основе варианты функций; предварительно оцениваются и отбираются наиболее целесообразные из них. Творческий этап наиболее ответственный и требует привлечения высококвалифицированных специалистов-экспертов.

• исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организацией, мотивацией и контролем.

Функции управления формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.

Одной из главных специфических функций управления в образовательной организации является разработка миссии учебного заведения. Другие специфические функции управления формируются под воздействием специфики образования. Образование от других отраслей материального производства отличают:

Наряду с правомерностью искусства управления можно выделить процессы, составляющие управленческую деятельность, которые хорошо изучены и по которым имеется обширная практика. В рамках этой работы создаются проекты стандартов на управленческую деятельность и механизм управления; формируются типовые формы отчетов. Работа проводится по методике формирования международных стандартов бухгалтерского учета и аудита. Таким образом идет естественное расширение наборов стандартов для проведения аудита в управленческой деятельности. Данная работа весьма перспективна как база формирования программных продуктов для управленческой деятельности. Аудит предусматривает сравнение стандартов или регламентов, принятых в управленческой деятельности, с реальным процессом этой деятельности. Основные параметры реального процесса управленческой деятельности фиксируются в типовых формах учета. Отклонение проверяемых параметров управленческой деятельности от стандартов или регламентов и составляет предмет оценки ее качества.

Самбе скверное в управленческой деятельности — это не плохое решение, а отсутствие решения. Считается, что сумма реализованных УР характеризует управленческий опыт руководителя. УР всегда носит целевую направленность. Сам процесс разработки УР может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 26). В основе схемы лежит блок «Глобальная цель управления», которая трактуется как максимальное удовлетворение потребностей и интересов человека, коллектива, общества. В рамках глобальной цели управления формируются технократические и социальные цели управления. К технократическим целям относятся технические, технологические и др., достижение которых основано на формализованных приемах. К. социальным целям относятся: достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, создание условий для развития личности. Конкретная ситуация — это реальное положение дел относительно провозглашенной цели. Проблема формируется как разность между целью и соответствующей ситуацией.


4.2. Типология организационных структур управления: 'функциональные, дивизиональные, матричные. Условия их эффективного применения.

Многообразие и сложность управленческих задач, решаемых применительно к разным областям деятельности предприятия, требуют создания специального аппарата работников, между которыми дифференцируются функции управления на подфункции (работы) и операции. Для их выполнения в аппарате заводоуправления создаются отделы, бюро, группы, а в цехах — бюро, секторы, группы, объединяемые системой управления, которая включает подсистему линейного руководства, функциональные подсистемы и подсистему обеспечения управления. Подсистема линейного руководства обеспечивает непосредственное управление производственным процессом путем координации работы целевых и функциональных звеньев на каждом уровне управления. Функциональные подсистемы характеризуются специализацией управленческой деятельности (т. е. конкретной функцией), обеспечивающей управление для достижения всех основных целей деятельности ПО (ПП). К функциональным подсистемам относятся, например, перспективное и текущее планирование, оперативное управление, контроль и т. д.

Функциональные службы центрального аппарата управления функциональные службы центрального аппарата управления

На третьей ступени разработки АСУП экономическая оценка принятых решений может осуществляться в процессе управления. Функциональные подсистемы организованы по принципу замкнутой или комбинированной системы управления, где процесс регулирования осуществляется на основании планового критерия оценки эффективности; задача подсистемы анализа — оценить обобщенный результат производства и соответствующие ему показатели, что необходимо для улучшения управления.

Функциональные структурные подразделения формируются, когда численность работников, занятых соответствующей функцией управления, также не ниже определенного минимума. Так, методическими указаниями НИИТруда создание отдела рекомендуется при числе работников не менее 10 человек, бюро — 7 человек. При меньшем числе работников структурные подразделения не создают, а выделяют старших исполнителей и исполнителей.

Цели, оргструктура, менеджеры и специалисты, техника управления, функциональные системы управления, корпоративная культура

Функциональные подразделения управления

При таком построении аппарата управления функциональные специалисты общаются преимущественно друг с другом, связи между отделами развиты весьма слабо, а барьеры между ними высоки, как стены Древнего Вавилона.

Структура управления Функциональные структуры Проект! ю-матричпые структуры Дивизио-пальиые структуры Смешанные структуры

В структуре организации выделяют функциональные области и уровни управления.


Указатель указатель Участников инвестиционной Укрепление финансовой Укреплению финансовой Укрупнение технологических Укрупненных агрегированных Укрупненным показателям Улучшения эффективности Улучшения деятельности Улучшения финансового Улучшения культурно Улучшения параметров Улучшения потребительских вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика