Управления интеллектуальным



Стратегия управления инновационной фирмой

Б833 Стратегия управления инновационной фирмой. Монография. Новосибирск: Изд-во «ЭКО», 1996. 164 с.

Теория и практика управления субъектами рыночных отношений вызывают сегодня особый интерес: мы учимся работать в совершенно новых экономических условиях, анализировать окружающую социальную среду с точки зрения специфики деловых взаимоотношений предприятия с группами потребителей, партнеров, конкурентов... В этом плане монография В.А. Бородина «Стратегия управления инновационной фирмой» представляет для российского читателя несомненный интерес.

Таблица 4. Выбор системы управления инновационной научно-технической фирмой (на примере ИНФ АНИТИМ )

5. Методология создания модели управления инновационной научно-технической фирмой представляет ее как системное решение задачи выбора оптимальной стратегической позиции на рынке нововведений и соответствующего типа реакции на воздействия внешней и состояние внутренней среды фирмы.

Организационные структуры и органы управления инновационной фирмой обеспечивают: контроль за развитием ситуации «нововведение — рынок», разработку и реализацию проектов, активную инновационную стратегию и благоприятный управленческий климат; максимальную децентрализацию управленческих полномочий при интеграции связей между подразделениями фирмы.

Стратегия управления инновационной фирмой

В 80-е годы бурное развитие научно-технического прогресса, в первую очередь, в наукоемких отраслях, обусловило переход к новой системе управления, предполагающей выделение управления инновационным процессом в самостоятельный объект управления. В результате появились гибкие структуры сквозного управления инновационной деятельностью, использующие горизонтальные связи между подразделениями НИОКР, производства и сбыта. Потребовалось усиление согласования деятельно-

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

мы понимаем виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке. Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного предпринимательства.

Значение интеллектуальных ресурсов в хозяйственном комплексе Томской области предопределяет опережающий характер инновационных процессов в научно-технической и образовательной сферах. При разработке концепции управления инновационной деятельностью в указанных сферах в качестве первоочередных были определены следующие задачи:


Известный британский специалист в области управления интеллектуальным капиталом Э. Брукинг выделяет следующие виды деятельности в процессе управления знаниями:

Процессы управления знаниями теснейшим образом взаимосвязаны с процессами управления интеллектуальным капиталом, и некоторые источники даже определяют их как идентичные: «внутри организации — коммерческой фирмы, больницы или школы — управление знаниями может пониматься как управление интеллектуальным капиталом, а знание — как форма капитала, которым, подобно физическому капиталу, необходимо управлять, чтобы достичь целей организации» [10]. Превращение знания в капитал, позволяющий повысить конкурентоспособность организации и

Основное содержание управления интеллектуальным капиталом схоже с управлением знаниями, однако, в применении к знаниям, особенно неявным, этот процесс более сложен. В силу этого наличие эффективной системы управления знаниями и интеллектуальным капиталом особенно важно для организаций, оперирующих большими объемами знаний, в том числе неявных.

Управление интеллектуальным капиталом можно, по нашему мнению, определить как совокупность воздействий на все элементы интеллектуального капитала и их взаимодействия для повышения эффективности его функционирования в соответствии с целями и стратегией конкретной организации. Основная цель управления интеллектуальным капиталом — повышение конкурентоспособности данной организации.

Конкретно-управленческое наполнение управления интеллектуальным капиталом детерминировано содержательной трактовкой понятия «интеллектуальный капитал». На наш взгляд, интеллектуальный капитал можно рассматривать в четырех аспектах:

Эти задачи решаются через перечисленные ранее виды управленческой деятельности и этапы управления интеллектуальным капиталом — идентификацию интеллектуального капитала, разработку политики в отношении развития интеллектуального капитала и т.д. Конкретно-содержательное наполнение каждого этапа определяется спецификой конкретной организации.

В 1993 г. мы представили себе возможности, открывающиеся при интеграции интеллектуального достояния (ИД) "Доу" в деловое стратегическое мышление компании с целью увеличения ценности ИД для бизнеса и, что более важно, совершенствование этого процесса. В функции управления интеллектуальными активами была включена ответственность за разработку, осуществление и результаты функционирования рабочего процесса, который создает капитал на основе этой возможности. С 1993 по 1995 гг. "Доу" перестроила управление своим ИД. Была создана должность директора по управлению интеллектуальной собственностью, и эта функция управления, до сих пор пассивная, в основном констатирующая положение дел, претерпела превращение, став активной составляющей управления теми возможностями, которые предоставляет ИД. Департамент управления ИД компании "Доу" - это организация, входящая в сектор исследований и разработок и управляющая индивидуальными бизнесами, которые наняты для того, чтобы внести свои коллективные знания и опыт в ИД этих бизнесов.

Во многих корпорациях наиболее легко определяемыми и управляемыми видами интеллектуальных активов являются патенты, торговые марки, авторские права, коммерческие секреты и ноу-хау. Модель управления интеллектуальными активами "Доу" была разработана в течение двух лет и в настоящее время осуществлена полностью. Модель состоит из шести шагов. Каждый бизнес внутри "Доу" теперь практикует этот многоступенчатый процесс управления ИД.

Была создана специальная организация - Технический центр управления интеллектуальными активами, предназначенная для поддержки менеджеров и групп по управлению интеллектуальными активами. По структуре он подобен организации, уже очень успешно работающей в "Доу манюфакчуринг". Его основная функция - прямое управление теми видами деятельности, которые лучше управляются централизованно (объединение баз данных, коммуникационная сеть, распространение лучшего опыта, обучение и т.д.), и поддержка тех видов деятельности, которые, наоборот, лучше управляются

Нововведения в управлении интеллектуальными активами и интеллектуальным капиталом являются главным изменением корпоративной культуры в корпорации "Доу". Система измерения для контроля первой части этого процесса -управления интеллектуальными активами - пока еще только разрабатывается в "Доу". Корпорация требует использования простых и значимых критериев для принятия каждого решения о выделении ресурсов. Количественные измерения в практике управления и проводимая на их основе корректировка действий на деле стали нормой в корпорации. "Доу кемикал" разрабатывает план экономических выгод на каждый год. Этот 'содержащий небольшое число критериев план является руководящим документом для стратегии каждого из 15 главных производств. Стратегии производств, в свою очередь, разрабатывают функциональные планы, в которых отражены области инвестирования крупных ресурсов. Каждый проект согласуется со стратегией своего производства, а персональные задачи каждого сотрудника - с задачами функционального подразделения, производства и корпорации.

Критерии управления интеллектуальными активами должны были и продолжают развиваться в рамках этого сценария, чтобы отразить вклад этого достояния в создание ценностей и функционирование процесса. Были созданы критерии, отражающие новый рабочий процесс в действии и позволяющие оптимизировать стоимость создания интеллектуального достояния корпорации. Создание критериев есть повторяющийся процесс, сопутствующий непрерывному развитию самой системы управления.


Участников конфликта Укрупненных технологических Улучшается использование Улучшения экономического Участников лизинговых Улучшения использования Улучшения организации Улучшения показателей Улучшения производственных Улучшения социально Улучшения управления Улучшение благосостояния Улучшение финансового вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика