Управления комплексом



управления научно-техническим прогрессом посредством сочетания 'административных и экономических рычагов воздействия на ускорение функционирования комплекса наука — производство. Образование Государственного комитета по науке и технике Совета Министров СССР (ГКНТ), разрабатываемые им методы планирования научно-исследовательских работ, а также осуществление координации планов по решению важнейших научно-технических проблем и контроля за их выполнением явились важным этапом совершенствования организации и управления комплексными научными исследованиями в масштабе народного хозяйства.

17. Игнатьев М. Б., Путилов В. А., Смольников Г. Я. Модели и системы управления комплексными экспериментальными исследованиями. — М.: Наука, 1986. — 286 с.

Второй основной этап целевого управления комплексными научно-техническими программами — формирование самих программ и планирование их выполнения — имеет определенную организационную базу, но не достаточную. Начиная с 1976 г. практика этой работы изменилась. Взамен утверждавшихся прежде Государственным комитетом СССР по науке и технике координационных планов вводятся научно-технические программы, нацеленные на решение проблем коренного совершенствования крупных производственных звеньев. В десятой пятилетке выполняется около двухсот таких программ.

Имеются трудности и при осуществлении третьего этапа целевого управления комплексными научно-техническими программами — оперативного и текущего руководства. Практика показывает, что некоторые текущие вопросы координации исполнителей могут решаться с помощью Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, в сложных ситуациях — на уровне Совета Министров СССР. Однако с ростом количества комплексных программ все эти органы окажутся перегруженными их текущим руководством.

Таким образом, в условиях действующей структуры управления народным хозяйством отсутствует ряд важных условий для системного управления комплексными научно-техническими программами:

Интересен опыт координационного управления комплексными научно-техническими программами в капиталистической экономике. Поскольку здесь государство не имеет возможности непосредственно воздействовать на частнопредпринимательскую деятельность, оно использует как эффективное средство координации экономические рычаги. Например, в США в исследователь-ско-экспериментальной программе по энергетике израсходован 1 млрд. долл. только на финансирование научно-исследовательских работ и создание полупромышленных установок, ориентированных на заданные правительством цели1. В другой долговременной программе изменения топливно-энергетического баланса страны предусматривается стимулирование отдельных

Теоретический анализ и некоторый практический опыт показывают, что наиболее успешное применение для целевого управления комплексными научно-техническими программами в широких масштабах могут найти матричные структуры управления.

Большую роль для формирования системы управления комплексными научно-техническими программами играет также их количество в масштабах народного хозяйства, которое может достигать нескольких сотен. Это создает проблему координации руководства самими программами, число которых во много раз превышает количество отраслевых министерств.

Одной из важнейших и трудноразрешимых проблем в области целевого управления комплексными программами является балансирование ресурсов и результатов, регулируемых как по отраслевому принципу, так и по программному. Все предложения, связанные с передачей всех функций руководства межотраслевыми научно-техническими программами полностью Государственному комитету СССР по науке и технике, не учитывают этого требования. ГКНТ ориентирован на координацию только научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и эту задачу он способен эффективно выполнять. Но комплексные научно-технические программы, направленные на внедрение новой техники в народное хозяйство, связаны с выполнением значительных объемов работ по капитальному строительству, техническому перевооружению и непосредственному производству, управление которыми ведется в отраслевом разрезе. Планировать направляемые на их реализацию ресурсы и использование получаемых результатов полномочен только Госплан СССР. Нужно отметить также, что функции координации фундаментальных исследований выполняет Академия наук, роль которой нельзя преуменьшать.

Рис. 35. Возможный вариант построения системы управления комплексными межотраслевыми научно-техническими программами

Возможный вариант построения системы управления комплексными межотраслевыми научно-техническими программами, основанный на приведенных выше соображениях, представлен на рис. 35. Этот вариант, на наш взгляд, является одним из наиболее универсальных, позволяющих охватить все многообразие комплексных научно-технических программ и взаимосвязей между их исполнителями. Однако если иметь в виду общую тенденцию к расширению сферы программно-целевого управления всеми видами деятельности: развитием территориально-промышленных комплексов, крупными социально-экономическими и строительными программами и т. д., можно предположить, что конкретные структуры органов управления и взаимосвязи между ними могут в какой-то степени отличаться от описанных выше.

6.2. Особенности механизма управления комплексными программами


Выделение процессов создания новых видов продукции в самостоятельную стадию производственного процесса выдвигает задачу организации управления комплексом работ по подготовке производства. Важнейшим звеном управления подготовкой производства является планирование.

Программно-целевой метод планирования и управления подготовкой производства позволяет обеспечить взаимную увязку намеченных к выполнению работ, сбалансировать цели плана с ресурсами, решить задачи целевого управления комплексом работ по созданию конкретного вида техники.

Рис. 9.5. Схема гибкого технологического комплекса: / — центр управления комплексом: 2—склад инструмента; 3 — манипуляторы для за-рядкн инструмента в магазины станков: 4 — обрабатывающие центры: 5 — накопители: б — робот- шта-белер; 7 — склад ы-готовок деталей: « — участок загрузки

Направления совершенствования отраслевого планирования определяются задачами обеспечения комплексности отраслевых плановых проектировок, повышения экономической эффективности плановых решений по развитию отдельных отраслей и видов производств. К настоящему времени в стране сложились крупные межотраслевые и многоотраслевые комплексы, объединяющие отрасли, тесно связанные единством назначения выпускаемой ими продукции или общностью технологии ее производства. Такие изменения в объекте планирования должны найти отражение и в содержании отраслевого разреза народнохозяйственного плана, который наряду с отдельными отраслями должен охватить также комплексы взаимосвязанных отраслей. Это позволит лучше ориентировать отраслевые проектировки на удовлетворение конечных общественных потребностей, обеспечить в планах структурные сдвиги и межотраслевые связи, диктуемые требованиями научно-технического прогресса и наиболее полного использования производственного потенциала. В предвидении такой необходимости с самого начала проектирования АСПР было принято решение о создании в ее структуре ряда подсистем отраслевых комплексов, в которых разрабатываются методы и средства для определения потребности в конечной продукции комплекса; оптимизации пропорций развития и межотраслевых связей входящих в комплекс отраслей; планирования научно-технического развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг комплекса; формирования нормативной базы для расчетов потребности комплекса во всех видах ресурсов; обоснования заданий по совершенствованию управления комплексом. С образованием в Госплане СССР управлений комплексного планирования создаются не только принципиальные возможности, но и необходимые организационные предпосылки для разработки и внедрения указанных подсистем.

На базе промышленных роботов создаются робото-технологические комплексы. Робото-технологический комплекс (РТК) — это рабочее место, включающее в себя станок, аппарат, установку, промышленные роботы, систему управления комплексом, а также транспортные средства, накопительные емкости, контрольно-измерительные и диагностические устройства. Робото-технологические комплексы могут быть автономными пни входить в состав автоматизированных линий, участков, цехов.

тельности, обеспечение желаемых качеств вырабатываемых продуктов, снижение их себестоимости, экономия материалов и ресурсов, обеспечение требовании экологической безопасности и т.д., причем часто они бывают противоречивыми. В зависимости от экономических (цены на сырье, материалы, продукты, издержки производства и другие), производственных (планы производства продуктов, график ремонтов агрегатов и другие), технологических (режимные параметры процесса) экологических (вредные выбросы, безопасность и др.) факторов эти критерии имеют разные важности, причем с изменением указанных факторов взаимная важность критериев также меняются. Таким образом, задачи управления комплексом агрегатов характеризующиеся многокри-териальностью сводятся к решению задач векторной оптимизации, которые позволяют найти область эффективных решений. Окончательный выбор и принятие решений осуществляется лицом, проводившую работу (ЛПР) на основе информации, полученной в диалоге с системой.

Рассмотрим формальную постановку задач управления комплексом агрегатов. Пусть имеются связанные математические модели агрегатов технологической установки, т.е. оператор, приводящий

Итак, проектное управление - это решение новой для менеджмента энергокомпании задачи с помощью управления комплексом различных видов деятельности (меж-

Для квалифицированного управления комплексом маркетинга целесообразно группу маркетинга преобразовать в отдел, выделив его из отдела сбыта.

с ресурсами, решить задачи управления комплексом работ по созданию конкретного вида техники.


Участников лизинговых Улучшения использования Улучшения организации Улучшения показателей Улучшения производственных Улучшения социально Улучшения управления Улучшение благосостояния Улучшение финансового Улучшение количественных Улучшение обслуживания Участников общественного Улучшение размещения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика