Управления корпорации



тересна, раскрывает практически все ключевые блоки системы управления корпорацией, говорит и о структуре корпорации. Какова главная идея структуры книги? Вначале рассматриваются общие вопросы философии управления (гл. 1) и стратегии управления (гл. 2). Затем раскрываются методы управления корпорацией в целом (гл. 4). Здесь, кстати, становится ясным, что представляет собой структура типичной японской корпорации. Во-первых, это акционерная система, т. е. основной капитал ее образуется за счет продажи акций. Это говорит об уровне корпорации, так как при росте производственной системы она со временем достигает такого масштаба, что начинает продавать свои акции, становится «публичной корпорацией». Во-вторых, она состоит из самостоятельных подразделений — филиалов. В нашем понимании — объединений, заводов, действующих на самостоятельном балансе.

Например, интересен для размышления японский принцип «пяти С». Это не те «четыре С», которые сегодня часто обсуждаются в отечественной литературе: самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Это не «семь С», обеспечивающих эффективность управления корпорацией, которые широко вошли в управленческий лексикон во всем мире

Система управления финансами — четвертый важнейший блок (подсистема) системы управления корпорацией. Ей посвящена гл. 12. Этот материал может оказаться наиболее сложным для читателя, так как способы финансирования деятельности и развития предприятий в народном хозяйстве достаточно специфичны, они значительно отличаются от используемых в промышленно развитых странах. Но и с этим материалом целесообразно разобраться, учитывая то обстоятельство, что в рамках перестройки управления народным хозяйством порядок и способы финансирования

Полная себестоимость включает, помимо производственных затрат, еще и внепроизводственные маркетинговые расходы и затраты по управлению на вышестоящих уровнях управления корпорацией, распределяемые по предприятиям.

Рис. 19.1. Схема управления корпорацией Hewlett-Packard

Существуют три основных аппарата управления корпорацией: собрание акционеров, совет директоров и высшие менеджеры корпорации. Акционеры выбирают совет директоров, который в свою очередь назначает высших менеджеров, осуществляющих общее руководство корпорацией. Таким образом, отделение собственников от управления компанией считается одним из наиболее ярких отличий корпорации от единоличного владения и товарищества.

Рис. 30.3. Структура управления корпорацией, образованной

Высшим органом управления корпорацией, как это следует из рис. 32.4, является правление акционеров, которое избирает совет директоров ОАО, являющийся высшим исполнительно-распорядительным органом, во главе которого назначается президент компании.

Советы при президенте компании являются совещательными органами. Они вырабатывают коллективное мнение специалистов в разных областях по вопросам стратегического управления корпорацией.

Установление приоритетов относительно различных групп стеикхолдеров позволяет определить, какое им следует уделять внимание во время разработки плана управления корпорацией, выработки стратегий и реализации намерений. Определение приоритетов среди стеикхолдеров порождает также идеи относительно типов стратегий, которые в наибольшей степени подходят для управления ими. При этом необходимо учитывать, что высокоприоритетные стейк-холдеры имеют большее экономическое и политическое влияние на организацию. Эти стейкхолдеры должны получить главный приоритет также и при стратегическом планировании, поскольку они оказывают большее влияние на неопределенность деловой окружающей среды, с которой приходится иметь дело фирме. Иными словами, речь идет о способности фирмы определить успешный курс в окружающей среде. Например, компания Intel, производитель микропроцессоров для компьютеров, должна в первую очередь отдавать приоритет IBM, Dell и другим крупным покупателям. Компании-производители алюминия в России должны отдавать приоритет правительственным органам, регулирующим экспорт, так как производство алюминия является экспортоориентированным. Церковная община как некоммерческая организация должна обращать пристальное внимание на местные сообщества, где она работает, поскольку именно на муниципальном уровне происходят сбор средств и предоставление услуг. Небольшая фирма, скорее всего, обратит свое внимание на клиентов и кредиторов, поскольку начинающий бизнес обычно имеет проблемы с наличным оборотом средств.

Класс "корпоративные системы" (системы автоматизации и управления корпорацией, компанией, финансовой группой и т.п.) включает в себя значительно больше функций, чем, скажем, просто управление предприятием. Корпорация может объединять различные управленческие, производственные, финансовые и другие структуры, юридические лица, иметь несколько территориально удаленных филиалов, предприятий, торговых фирм, занимающихся самыми разнообразными видами деятельности (производственной, строительной, добывающей, банковской, страховой и пр.). Здесь на первый план выходят скорее проблемы правильной организации информационного обеспечения: уровней иерархии, агрегирования информации, ее оперативности и достоверности, консолидации данных и отчетов в центральном офисе, организации доступа к данным и их защиты, технологии согласованного обновления единой информации общего доступа. В качестве компонентов системы присутствуют: функционально полная подсистема бухгалтерского учета с возможностью использования различных международных стандартов; подсистемы оперативного, производственного учета, учета кадров, различные подсистемы управления, делопроизводства и планирования, анализа и поддержки принятия решений и пр. Как видим, бухгалтерская составляющая в такой системе не является главенствующей, подобные разработки ориентированы больше на руководителей компаний и управляющих разных уровней. В такой системе важнее взаимосвязь и согласованность всех составных частей, непротиворечивость их данных, а также эффективность применения системы для управления компанией в целом.


На уровне полномочного управления корпорации имеется два органа — совет директоров и ревизионный орган..

Вместе с тем эта продуктово-маркетинговая программа и стратегия развития корпорации не будут работать должным образом, если им не отвечает организационная структура построения и управления корпорации, так как уже в ней должна быть заложена система координации деятельности предпринимательских структур, а также система распределения полномочий между различными уровнями управления.

Рассматриваемые изменения в организационной структуре позволяют ускорить процесс от разработки до выхода конкретного продукта на рынок в среднем в три раза быстрее, чем раньше. Процесс перехода от одной организационной схемы к другой не должен проводиться радикально. В случае, если структура управления корпорации организована по функциям, необходимо включать сотрудников в команды, объединяющие отдельные подразделения и функции. Даже если в течение нескольких лет в корпорации все еще будет существовать в той или иной мере формальная функциональная структура, люди, вероятно, будут уже достаточно готовы, чтобы большую часть времени работать вне своих прежних функций.

Например, немецкая корпорация Bayer имеет в своей структуре шесть направлении (групп бизнеса): это производство полимеров, медикаментов, химических продуктов для сельского хозяйства и дома, фотокино-продукции, а также отделения органической и неорганической химии. Корпорация Bayer является акционерным обществом, в котором работает более 150 тыс. чел. Упрощенная структура управления корпорации показана на рис. 7-5-

Рис. 7-5- Организационная структура управления корпорации Bayer8

О основные функции управления корпорации (маркетинг,

Система управления корпорации является замкнутой (рис. 8).

Акционеры ("заказчики") рассчитывают на то, что фирма максимизирует свою прибыль, но менеджеры ("исполнители") могут считать, что в их личных интересах не максимизировать прибыль. И, как это имеет место во всех ситуациях "заказчик-исполнитель", заказчик должен позаботиться о том, чтобы создать такую ситуацию, которая бы способствовала нужному поведению исполнителя. В современных корпорациях акционеры используют как внутренние, так и внешние средства контроля, чтобы побудить менеджеров максимизировать прибыль. Для "принуждения менеджеров" к действиям в интересах собственников служат внешние (вторичный рынок акций) и внутренние (система управления корпорации, материальные стимулы it кадровый менеджмент) механизмы контроля над управленческими решениями со стороны собственников фирмы. Система мер контроля позволяет признать оправданность гипотезы о максимизации прибыли в приложении к корпорации.

Органами управления корпорации являются собрания акционеров и совет директоров. Собрание выбирает из числа своих членов совет директоров, который работает коллегиально, назначает генерального директора и дает ему инструкции по управлению фирмой. Директора должны выполнять инструкции совета. В больших фирмах в собраниях акционеров участвуют тысячи людей. Каждая акция дает право на один голос. Акционер, обладающий большим количеством акций, имеет больше голосов, чем тот, у кого акций меньше. Обычно те, кто имеют несколько акций, как правило, пренебрегают собранием и не участвуют в голосовании. В этой связи доли акций весьма разъединены, и поскольку большинство акционеров не участвует в собраниях, на которых выбирают совет директоров, организованная группа, владеющая малой ,* частью капитала компании, иногда только 5-10%, может выбирать

Рис. С. Новая организационная линейная структура управления корпорации

Как известно, корпорации, как и отдельные предприятия, развиваются. Поэтому через некоторое время количество предприятий и фирм в объединении может достичь уже не нескольких единиц, а нескольких десятков, и тогда для сохранения управляемости потребуется дополнительная группировка предприятий и соответственно изменение организационной структуры корпоративного объединения. Такое изменение обычно происходит через децентрализацию функций управления корпорации и переход к дивизиональной организационной структуре.


Улучшения культурно Улучшения параметров Улучшения потребительских Улучшения размещения Улучшения стандартной Улучшением организации Участников международного Улучшение информационного Улучшение культурно Улучшение отношений Улучшение положения Улучшение санитарно Улучшении деятельности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика