Управления наличностью



Форма пирамиды используется для того, чтобы показать, что из каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Единоначалие и коллегиальность. Во главе каждого звена управления находится руководитель, обладающий достаточными правами и несущий ответственность за работу возглавляемого звена. Права, обязанности и ответственность каждого руководителя четко определены и зафиксированы в соответствующих положениях. Коллегиальность предполагает тесную связь с другими руководителями, общественными организациями. Для этого вводятся соответствующие органы: коллегия, научно-технический совет, постоянно действующее производственное совещание и др.

Есть, однако, большое число проблем, в которых описание социально-экономического уровня не является необходимым. Это так называемые нормативные проблемы, в которых необходимо указать, как надо задать управления, чтобы достичь наилучших в каком-то смысле результатов. При этом необходимо точно определить, что понимается под наилучшим результатом, т. е. сформулировать критерий, по которому можно оценивать и сравнивать различные управления. Критерий (его также называют целевой функцией) является функцией переменных модели изучаемой системы. В отдельных случаях критерием может быть объем выпуска продукции, прибыль, затраты. Подчеркнем, что при этом обычно предполагается, что имеется единственный критерий выбора управления системой. Ищется такое управление, чтобы критерий достигал максимального (в случае, когда критерий — выпуск продукции, прибыль и т. д.) или минимального (в случае затрат) значения. Такое значение управления находится методами оптимизации и называется оптимальным.

Во-первых, состояние развития управления находится в сильной зависимости от уровня развития производительных сил. Примером этого могут служить изменения управления при переходе к фабрике, при введении конвейерного производства и т.п.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Организация управления заграничной деятельностью в компании "Дженерал электрик" предполагает передачу группе заграничных операций и Канады контроля за деятельностью предприятий в Канаде, Италии, Бразилии, Испании, Мексике и Австралии, выпускающих диверсифицированную продукцию, а также осуществление экспортных операций материнской компанией и контроль за дилерской сетью на всех заграничных рынках. В то же время осуществление сбыта специализированной продукции, выпускаемой предприятиями как в США, так и за границей, находится в ведении руководителей соответствующих производственных групп, выступающих центрами прибыли.

Дочерняя компания "Акзона", выступающая как самостоятельный орган управления, находится в США и осуществляет контроль за деятельностью шести оперативных компаний, которые производят как традиционную продукцию "АКЗО", так

за свои географические границы. Это дало им возможность обвинять во всех бедах туземцев, а самим стать образцами «свободы», «демократии» и «процветания». Но поскольку эти высокоразвитые страны и дня не проживут без товаров, которые производятся для них в странах третьего мира, то любой серьёзный анализ не может рассматривать колонии отдельно от метрополий. Это единая система, и её центр управления находится в западных странах.

В качестве устройства, позволяющего определить наилучший "технологический" режим, можно использовать систему, осуществляющую накопление и статистическую обработку информации, поступающей с объекта в режиме его естественного функционирования. Алгоритм управления находится системой как результат обработки информации с объекта и совершенствуется по мере увеличения количества переработанной информации. Очевидно, что в каждый момент времени эффективность управления определяется степенью соответствия алгоритма управления, найденного компьютером, наилучшему варианту управления, соответствующему состоянию объекта в рассматриваемый момент времени. При нарушении соответствия необходима подстройка алгоритма управления, причем алгоритм самой подстройки определяется в результате накопления и оценки предыдущих подстроек. Такая система называется обучающейся, т.к. вырабатываемый ею алгоритм управления совершенствуется во времени по мере накопления и обработки информации, поступающей с объекта.

компании. В центре рассматриваемой структуры управления находится

связанных с выпуском отдельных видов продукции. Третье звено управления находится в непосредственном подчинении этих подразделений и отвечает за исследование рынка и сбытовую политику (маркетинг); оно связано с подразделением, занимающимся контролем финансовой деятельности и статистическим учетом. В функции подразделения материально-технического обеспечения входит вся технологическая цепочка, включая транспортировку и складирование материалов, а также обслуживание покупателей готовой продукции. Линейная служба подразделения, ведающая контролем за запасами, осуществляет функции планирования производства совместно со службами производственного подразделения. При этом она исходит из наличия и номенклатуры запасов на складе фирмы,


9.1. Функция управления наличностью

Управление наличностью фирмы заключается в максимизации получения наличных денег и дохода по процентам с "мертвых" денежных средств. С одной стороны, оно начинается тогда, когда покупатель выписывает чек, чтобы выплатить фирме свою дебиторскую задолженность, и заканчивается тогда, когда поставщик, работодатель или правительство получают от фирмы инкассированные денежные средства в счет кредиторской задолженности или накопленных платежей. Вся деятельность между этими двумя моментами лежит в сфере управления наличностью. Усилия фирмы, направленные на то, чтобы, заставить покупателей оплатить свои векселя в определенное время, относятся к управлению дебиторской задолженностью. С другой стороны, решения фирмы о том, когда оплачивать свои векселя заключаются в управлении кредиторской задолженностью и накопленными платежами.

Различные методы инкассации и выплат, при помощи которых фирма может повысить эффективность управления наличностью, — это две стороны одной медали. Эти методы влияют на общую эффективность управления наличностью. Главная идея состоит в том, чтобы конвертировать в наличность дебиторскую задолженность как можно быстрее, а оплачивать счета кредиторов настолько позже, насколько это согласуется с .поддержанием репутации кредитоспособной фирмы у поставщиков. Сегодня большая часть компаний средних размеров использует сложную технику, чтобы ускорить инкассацию и жестко контролировать выплаты. Давайте посмотрим, как они это делают.

Некоторые компании имеют слишком много банковских счетов, создавая тем самым лишние запасы "мертвых" денежных средств. Компания, которая имеет счет в каждом городе, в котором у нее есть или торговый филиал, или производственные мощности, могла бы значительно сократить остатки наличности, если бы она сократила некоторые из этих счетов. Банковская деятельность торгового филиала зачастую может вестись с большего счета с небольшими потерями в обслуживании и доступности денежных средств. Несмотря на это, банкиры приветствуют маленькие счета, хотя в них мало смысла для общего управления наличностью фирмы. Закрыв ненужные счета, фирма высвободит средства, которые она затем использует с выгодой.

Вторым аспектом изменения внешних условий является возросшая сложность компьютерных разработок для управления наличностью и электронных переводов денежных средств. Все мы понимаем, что пластиковую карточку с магнитным кодом можно использовать для получения наличности, перевода средств с одного счета на другой для оплаты векселей, одалживания средств и других операций. Эти операции могут проводиться в финансовом институте, в электронном кассовом автомате, работающем 24 часа в сутки, и в определенных магазинах розничной торговли. В магазинах при помощи. электронной карточки можно заплатить за покупку, поскольку при помощи электронных приспособлений денежные средства переводятся со счета покупателя на счет магазина. Преимущество для продавцов очевидно;они уверены в том, что оплата за покупку — доброкачественная, к тому же они получают деньги немедленно. Кроме того, продавцы могут уменьшить возможность получения недоброкачественных чеков, используя гарантийную систему, предлагаемую многими банками. При такой системе чек клиента считывается спектральными приборами, и компьютер проверяет его доброкачественность. Так как банк гарантирует чек, который он проверяет, продавец не подвергается риску потерь от "плохих" чеков.

Таким образом, использование электронных переводов денежных средств может привести к большей экономии денежных остатков. В свою очередь переход к этим технологиям зависит, в частности, от уровня процентных ставок на финансовых рынках. Чем больше процентная ставка, тем, естественно, больше альтернативные издержки хранения наличности и тем привлекательнее становятся электронные банковские технологии при прочих равных условиях. Однако использование новой технологии управления наличностью обычно требует значительных стартовых затрат. В результате, если новый метод уже введен, налицо тенденция использовать его, даже если процентные ставки после этого сократятся.

Трансакционные остатки определяют, принимая во внимание соображения, рассмотренные в этой главе ранее. Кроме того, мы предположили, что чем выше процентная ставка, тем выше альтернативные издержки хранения наличности и тем больше вытекающее из этого желание сократить наличность фирмы; при прочих равных условиях для определения оптимального баланса между наличностью и ликвидными ценными бумагами были разработаны модели управления наличностью. В этих моделях учитывается спрос на наличность, процентная ставка по ценным бумагам и издержки перемещения средств между рыночными ценными бумагами и наличностью. В приложении к этой главе представлены две наиболее широко распространенные модели.

9.7. Приложение. Модели управления наличностью

Зная общую ликвидность фирмы (ее трансакционный остаток и резервный остаток), мы должны выяснить, каково оптимальное распределение средств между наличностью и рыночными ценными бумагами. Это, в свою очередь, дает нам средний уровень наличности и объем инвестиций в ценные бумаги. Оптимальный уровень наличности зависит от потребности в ней, возможности прогнозирования объема этой потребности, процентных ставок по рыночным ценным бумагам и стоимости перевода наличности в ценные бумаги и обратно. Для того чтобы обеспечить решение проблем управления наличностью, разработано немало моделей. В приложении к главе представлены только две из них, наиболее широко используемые. Первая применяется в условиях предположения о высокой степени определенности будущей потребности фирмы в наличности. Для второй предположение как раз противоположно: будущая, потребность фирмы в наличности в высшей степени непредсказуема. Перейдем к изучению этих моделей.

Рис.9.4. Модель управления запасами как элемент управления наличностью

управления наличностью. В этой модели накладные расходы хранения наличности, т. е. процент по рыночным ценным бумагам, от которого отказывается фирма, сопоставляются с постоянными расходами по переводу ценных бумаг в наличность и обратно. На рис. 9.4 модель проиллюстрирована графически при помощи зигзагообразной линии.


Улучшение благосостояния Улучшение финансового Улучшение количественных Улучшение обслуживания Участников общественного Улучшение размещения Улучшение технологии Улучшении планирования Улучшении управления Улучшению использования Улучшению положения Улучшению структуры Улучшенными характеристиками вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика