|
Управления обществом
Социалистическое государственное предприятие представляет первичную структурную ячейку производительных сил общества. Этим, однако, роль предприятия не исчерпывается. Оно выступает в качестве конкретной формы соединения рабочей силы производственного коллектива и средств производства, принадлежащих государству, т. е. всему народу. Через посредство предприятия общество присваивает основную часть произведенных материальных благ. Реализуя готовую продукцию и закупая сырье, предприятие вступает в экономические отношения обмена с другими предприятиями; выплачивая заработную плату и внося платежи в бюджет, оно вступает в распределительные отношения с отдельными работниками и государством. Следовательно, государственное предприятие является важным звеном в системе производственных отношений социализма. Наконец, предприятие представляет хозяйственный орган, возглавляемый назначенной государством администрацией, и рассматривается как первичное (основное) звено управления общественным производством.
Дальнейшие пути развития управления общественным производством определены «Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года», в которых отмечается необходимость совершенствования управления, подъема уровня хозяйствования во всех звеньях экономики, усиления qpneHTaHHH на достижение лучших конечных народнохозяйственных результатов.
вооружается теоретическими знаниями, необходимыми для управления общественным производством. Поэтому политическая экономия социализма составляет научный фундамент хозяйственной деятельности ассоциированных производителей.
Дальнейшие пути развития управления общественным производством определены «Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года», в которых отмечается необходимость совершенствования управления, подъема уровня хозяйствования во всех звеньях экономики, усиления ориентации на достижение лучших конечных народнохозяйственных результатов.
Политическая экономия изучает как содержание экономических законов, так и механизм их действия в обществе в целом. Следовательно, политическая экономия вооружает общество теоретическими знаниями, необходимыми для управления общественным производством.
революции, когда практически все виды человеческой деятельности все более опираются на научную основу, недопустимо, чтобы управленческий труд базировался в значительной степени на эмпирическом опыте. Решительное улучшение управления общественным производством на современном этапе стало центральным звеном экономической политики партии, что нашло свое выражение в документах XXVII съезда КПСС, в решениях Пленумов ЦК КПСС, в специальных Постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Появление новых, более сложных задач, вставших перед социалистическим производством в период научно-технической революции, предопределило значение углубленной теоретической разработки всего комплекса вопросов науки управления.
Для управления общественным производством необходима более обширная система показателей, но методы их определения должны отвечать требованиям основного экономического критерия и способствовать достижению народнохозяйственной эффективности. Если при этом хозрасчетные интересы организаций и предприятий, находящихся в кооперационной взаимосвязи по созданию строительной продукции, не совпадают с народнохозяйственным критерием, то должны применяться соответствующие экономические рычаги и стимулы, обеспечивающие хозрасчетную заинтересованность. При этом показатели и стимулы, применяемые в различных сферах инвестиционного процесса, направленного на создание конечной строительной продукции — сооруженных и подготовленных к эксплуатации предприятий и сооружений, должны быть органически взаимосвязаны между собой и находиться в экономическом подчинении относительно главного народнохозяйственного критерия эффективности как новой техники, так и общественного производства.
Экономическое стимулирование как способ управления общественным производством, трудовыми коллективами и отдельными трудящимися имеет достаточно широкое содержание и сферу воздействия. Однако проблема наиболее эффективного экономического стимулирования предприятий и организаций, их трудовых коллективов теоретически и практически еще недостаточно разработана. Применяемые рычаги и стимулы пока еще недостаточно действенны.
В настоящее время экономическое стимулирование общественного производства осуществляется через посредство повышения уровня заработной платы, фонды экономического стимулирования предприятий и организаций. Периодически совершенствуется экономическое стимулирование ускорения научно-технического прогресса во всех отраслях. Вместе с тем, темпы и объемы внедрения достижений науки и техники в производство, ее технический уровень пока недостаточны. Анализ показывает, что методы стимулирования научно-технического прогресса должны применяться при увязке с системой экономического управления общественным производством. Однако существующий экономический механизм, его рычаги и стимулы слабо ориентируют материальное производство на заинтересованность во внедрении научно-технических достижений, особенно обеспечивающих снижение общественно необходимых затрат при производстве продукции, повышение ее качества.
На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС было указано на необходимость создания более совершенного экономического механизма управления общественным производством, создания оптимального сочетания общегосударственных и хозрасчетных интересов. "Главный вопрос в теории и практике социализма - как на социалистической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, как наиболее эффективно соединить плановое руководство с интересами личности и коллектива. Это самый сложный вопрос, ответ на который искала и ищет социалистическая мысль и общественная практика. На нынешнем этапе социализма значение этого вопроса неизмеримо возрастает"1.
Необходимым условием эффективного планирования и управления общественным производством является обеспечение полной, своевременной и правильной информации о состоянии его-отдельных подразделений об объемах производства и использования трудовых и материальных ресурсов. Информацию о различных сторонах работы предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом получают посредством учета. янное совершенствование системы П.с. — необходимое условие соц. планирования, научного управления обществом и отдельными соц. процессами.
умного менеджмента" (Ф. Тейлор), школа "человеческих отношений" (Э. Мейо), Школа "социальных систем" (Ч. Барнард), "новая школа" теории управления (Г. Саймон, С. Оптнер, С. Черчмен, Р. Акофф и др.), "управление в кризисных ситуациях" (Ч. Перроу). Существенный вклад в дальнейшее развитие С.у. в разработку принципов, форм и методов научного управления обществом внесли российские ученые (В.Г. Афанасьев, Д.М. Гви-шиани, О.В. Козлова и др.). Переход России к рыночной экономике требует выдвижения новых теоретико-методологических подходов, дальнейшего развития теории и практики С.у.
предсказаний теорий, имеющих принципиальное значение (т.н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. Современная наука использует разнообразные виды Э.: а) качественный Э., в сфере фундаментальных исследований простейший тип, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемой теорией явления; б) более сложен измерительный Э., выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта; в) мысленный Э. — находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях. Относясь к области теоретического знания, он представляет собой систему мысленных, практически неосуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будущими теоретическими моделями реальных экспериментальных ситуаций мысленные Э. проводятся в целях согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды Э. Их задача — проверка конкретных теоретических моделей; г) для прикладных наук специфичен модельный Э., который ставится на материальных моделях, воспроизводящих существенные черты исследуемой природной ситуации или технического устройства. Он тесно связан с производственным Э.; д) бурно развивается соц. Э. Он способствует внедрению в жизнь новых форм соц. организации и оптимального управления. Поэтому соц. Э., выполняя познавательную функцию, относится к сфере управления обществом. Объект соц. Э., в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников Э., с интересами которых необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры соц. Э. обусловлены правовыми и моральными нормами общества. ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ - воспроизведение какого-либо соц. явления в определенных (контролируемых и управляемых) условиях с целью его деталь-нрго изучения, а также пробной, опытной проверки результатов исследования. Эмпирическое подтверждение необходимо при выработке любых существенных, особенно инновационных, управленческих решений. Это в полной мере относится и к принятию обоснованных решений по вопросам управления персоналом,
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ИДЕЙ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ
Имеющийся опыт формирования НИС показывает, что НИС однозначно соответствует общественно-экономическим отношениям и уровню развития производственных сил государства, на территории которого оно функционирует. В этой связи, НИС отдельных стран существенно отличаются друг от друга и до настоящего времени нет единного определения понятия НИС. Перед НИС различных стран ставятся различные задачи, если в ФРГ это развитие новых технологий, то во Франции-это создание новых рабочих мест. Целью государственной инновационной политики РК является сбалансированная производственная инфраструктура обеспечивающая преобладание в различных областях производства и сферах управления обществом конкурентноспо-собной, высокотехнологичной продукции (работ и услуг).
ИДЕЙ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ
Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать условия о размере уставного капитала общества и долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, 'предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью состоит из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Не допускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в том числе путем зачета требований к обществу. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченная часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества.
обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
• требовать и получать копии (выписки) протоколов и решений Общего собрания, а также копии решений других органов управления Обществом.
• соблюдать требования Устава и выполнять решения органов управления Обществом, принятые в рамках их компетенции;
24. Учредительное собрание тремя четвертями голосов утверждает устав общества и избирает орган управления обществом.
Улучшение обслуживания Участников общественного Улучшение размещения Улучшение технологии Улучшении планирования Улучшении управления Улучшению использования Улучшению положения Улучшению структуры Улучшенными характеристиками Уменьшается соответственно Уменьшает стоимость Участников программы вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|