|
Управления объединениями
Всесоюзное промышленное объединение в целом также действует на основе хозяйственного расчета, т. е. в порядке самоокупаемости. Каждое входящее в промышленное объединение предприятие производит определенные отчисления на содержание аппарата управления объединения, а также в централизованные фонды экономического стимулирования и иные фонды объединения, установленные законом и необходимые для удовлетворения общих нужд. Таким образом организуется самофинансирование, обеспечивается самоокупаемость всей системы промышленного объединения и превращение его в единый производственно-хозяйственный комплекс.
Производственное объединение в пределах общего фонда заработной платы, ассигнований на содержание аппарата управления и в соответствии с предусмотренным уставом объединения перечнем производственных единиц разрабатывает структуру и штаты объединения применительно к типовым структурам и штатам и нормативам численности инженерно-технических работников и служащих. Структура и штаты объединения утверждаются генеральным директором (директором), который на основе действующего законодательства устанавливает и изменяет должностные оклады инженерно-технических работников и служащих в соответствии со схемой должностных окладов и в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним окладам схемы должностных окладов, а также утверждает смету расходов на содержание аппарата управления объединения в пределах ассигнований, установленных вышестоящим органом на эту цель.
Для решения этих задач предприятия, объединения и организации перечисляют ГПО по нормативам часть своей прибыли и амортизационных отчислений для образования централизованных фондов и резервов, которые вместе с другими денежными и материальными средствами, закрепленными за аппаратом управления объединения, составляют его имущество.
руководствуясь контрольными цифрами, главные производственные управления, объединения и тресты разрабатывают проекты пятилетних планов экономического и социального развития (с распределением заданий по годам), предварительно рассмотрев с заказчиком состав строек и объектов;
на основе контрольных цифр и проектов пятилетних планов, представленных главными производственными управлениями, объединениями и трестами, Министерство разрабатывает проект пятилетнего плана и представляет его в Госплан СССР; 200
Для обеспечения намечаемого планами экономического и социального развития ввода в действие производственных мощностей и объектов, ритмичной и своевременной сдачи товарной строительной продукции при разработке строительных программ первичные подрядные организации, тресты, производственные главные управления, объединения и министерство производят расчеты плановых объемов незавершенного строительного производства.
Плановые и фа?:тические затраты, составляющие себестоимость добычи нефти и газа, слагаются из расходов, производимых непосредственно производственными единицами по добыче нефти и газа. Затраты объединения, относимые на добычу, включаются в себестоимость нефти и газа производственным объединением дополнительно. К таким затратам относятся расходы по содержанию аппарата управления объединения и централизованные расходы хозяйственного комплекса.
Расширение функций объединения. Одним из главных направлений повышения эффективности производства является его концентрация. В нефтяной промышленности основной производственной единицей должно стать производственное объединение— единый территориально-производственный комплекс большого числа юридически самостоятельных предприятий бурения,, добычи, подсобно-вспомогательных служб. Орган управления объединения (аппарат объединения) уже в настоящее время осуществляет ряд планово-распределительных снабженческих функций упр, .гния: осуществляет административные функции, распределяет' оизводственные задания между предприятиями,, обеспечивает сбыт продукции, реализацию фондов, бесперебойное снабжение и планомерную работу предприятий, изучает и обобщает опыт их работы, разрабатывает перспективные планы развития объединения в целом и всех его предприятий и т.д. С переходом на новую структуру управления производством функции объединения значительно расширились, так как большинство предприятий подчиняется объединению непосредственно, минуя промежуточные инстанции управления (трест, управление). В будущем, по мере развития специализации и кооперации труда, автоматизации и механизации производства, внедрения «АСУ — нефть», совершенствования средств связи и развития транспортной сети, удастся сконцентрировать в объединении еще больший круг вопросов.
Для решения этих задач предприятия, объединения и организации перечисляют ГПО по нормативам часть своей прибыли .и амортизационных отчислений для образования централизованных фондов и резервов, которые вместе с другими денежными и материальными средствами, закрепленными за аппаратом управления объединения, составляют его имущество.
В строительных объединениях более развита система материального поощрения работников структурных его подразделений и всех звеньев управления объединения с учетом их вклада в повышение эффективности производства.
Составленные заявки направляют в вышестоящие органы (управления, объединения, министерство). Здесь заявки корректируют и обобщают, а затем в зависимости от номенклатуры материалов, оборудования, топлива и других материальных средств направляют в Госплан СССР и Госснаб СССР. Комплексная. АСН Газпром базируется на широком использовании современной вычислительной техники и средств связи, связана с АСН народного хозяйства и отраслевыми автоматизированными системами управления. Она является функциональной подсистемой, называемой «Нормы и нормативы», отраслевой автоматизированной системы управления (ОАСУ), а также автоматизированных систем управления объединениями (АСУ объединениями) и предприятиями (АСУП) (рис. 24). Наряду с этим она взаимодействует с комплексной АСН народного хозяйства на уровне Госплана СССР, которая является функциональной подсистемой автоматизированной системы плановых расчетов — АСПР.
объединениями и промышленными пред-отрасли согласно ГОСТ 24525.0-80 и зование понятия жизненного цикла производственных тов отрасли позволяет сформулировать цели управления экс-и развитием отрасли.
С учетом ориентации на развитие рыночных отношений за государством сохраняется функция установления минимума прав и социальных гарантий для работников, который может быть увеличен посредством механизма соглашений между органами государственного управления, объединениями предпринимателей и представительными органами работников, а также при помощи коллективных и индивидуальных трудовых договоров. В коллективных договорах определяются размеры тарифных ставок, окладов, премий, виды и системы оплаты труда, применяемые на предприятии, а также соотношения размеров оплаты труда различных категорий персонала.
5. Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями. - М.: ГКНТ, 1978.
Заводы (фабрики), научно-исследовательские и другие организации, входящие в состав производственного объединения (комбината), рассматриваются как его производственные единицы. Они не имеют прав юридического лица, и на них не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Право юридического лица может им предоставляться в виде исключения, например в случае отдаленности от места нахождения управления объединениями.
В 70-е гг. 20-го в. в отраслях народного хозяйства проводилась работа по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями на основе укрупненных нормативов численности ИТР и служащих. Начало этому направлению оргпроектирования положили разработки НИИ труда, на базе которых машиностроительные отрасли создали свои нормативные документы и преобразовали системы управления предприятий и объединений. Это был важный этап оргпроектирования, позволивший поставить процесс формирования аппарата управления предприятием на научную основу. Но и тогда отрицательно сказывалось отсутствие комплексности и системности при построении систем управления. Кроме того, исходной базой расчета нормативов численности служил опыт предприятий и объединений (сложившаяся численность ИТР и служащих по функциям управления), что приводило к превышению нормативной численности над фактически необходимой.
38. Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями / Гос. Ком. СССР по науке и технике. —М.: Б.И. 1978.
Материалы, приведенные в книге, были апробированы и использованы при внедрении проектов организационных структур управления крупными производственными объединениями «Уралэлектротяжмаш», КамАЗ, Херсонским комбайновым заводом имени Г. И. Петровского, в ряде других проектных материалов, а также при разработке общеотраслевых научно-методических рекомендаций по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями, утвержденных Государственным комитетом СССР по науке и технике и рекомендованных для использования в отраслях народного хозяйства.
1 См. Научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями. М., Изд. Государственного комитета СССР по науке и технике, 1978.
На основе изучения отечественного и мирового опыта и использования новых подходов к формированию организационных структур был найден ряд принципов и организационных решений, позволяющих значительно улучшить управление научно-техническим прогрессом. Применение этих принципов и решений в проектах систем управления объединениями «Уралэлектро-тяжмаш» и КамАЗ подтвердило их работоспособность и эффективность. Анализ сущности новых решений, их широкое обсуждение среди практических и научных работников, успешное применение отдельных схем на других предприятиях позволяют считать, что они имеют достаточно универсальный характер и могут найти распространение как типовые элементы линейно-функциональных структур. Ниже приводятся обоснования и организационно-экономический анализ некоторых новых форм управления научно-техническим развитием в крупных производственно-хозяйственных системах.
Приведенные выше примеры формирования организационных звеньев службы технического директора на основе принципа комплексного решения взаимосвязанных задач при организационном единстве взаимодействующих подразделений и исполнителей являются достаточно обобщенными и могут служить в качестве типовой схемы при построении структур управления. В зависимости от особенностей отрасли, масштабов и типа производственной деятельности состав и распределение задач между различными уровнями и звеньями управления могут отличаться. Опыт функционирования организационных структур управления объединениями КамАЗ и «Уралэлек-тротяжмаш», разработанных на основе описанных принципов, а также осуществляемая автором в настоящее время работа по формированию структур производственного объединения «Рост-сельмаш», Херсонского комбайнового завода имени Г. И. Петровского и других организаций, свидетельствуют об их целесообразности и высокой эффективности.
Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями. М. Изд. ГКНТ, 1978.
Улучшение отношений Улучшение положения Улучшение санитарно Улучшении деятельности Улучшении результатов Улучшению экономических Улучшению обслуживания Улучшению результатов Участников предприятия Умышленное банкротство Уменьшается вероятность Уменьшает возможность Уменьшающих налоговую вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|