Управления объединениями



Всесоюзное промышленное объединение в целом также действует на основе хозяйственного расчета, т. е. в порядке самоокупаемости. Каждое входящее в промышленное объединение предприятие производит определенные отчисления на содержание аппарата управления объединения, а также в централизованные фонды экономического стимулирования и иные фонды объединения, установленные законом и необходимые для удовлетворения общих нужд. Таким образом организуется самофинансирование, обеспечивается самоокупаемость всей системы промышленного объединения и превращение его в единый производственно-хозяйственный комплекс.

Производственное объединение в пределах общего фонда заработной платы, ассигнований на содержание аппарата управления и в соответствии с предусмотренным уставом объединения перечнем производственных единиц разрабатывает структуру и штаты объединения применительно к типовым структурам и штатам и нормативам численности инженерно-технических работников и служащих. Структура и штаты объединения утверждаются генеральным директором (директором), который на основе действующего законодательства устанавливает и изменяет должностные оклады инженерно-технических работников и служащих в соответствии со схемой должностных окладов и в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним окладам схемы должностных окладов, а также утверждает смету расходов на содержание аппарата управления объединения в пределах ассигнований, установленных вышестоящим органом на эту цель.

Для решения этих задач предприятия, объединения и организации перечисляют ГПО по нормативам часть своей прибыли и амортизационных отчислений для образования централизованных фондов и резервов, которые вместе с другими денежными и материальными средствами, закрепленными за аппаратом управления объединения, составляют его имущество.

руководствуясь контрольными цифрами, главные производственные управления, объединения и тресты разрабатывают проекты пятилетних планов экономического и социального развития (с распределением заданий по годам), предварительно рассмотрев с заказчиком состав строек и объектов;

на основе контрольных цифр и проектов пятилетних планов, представленных главными производственными управлениями, объединениями и трестами, Министерство разрабатывает проект пятилетнего плана и представляет его в Госплан СССР; 200

Для обеспечения намечаемого планами экономического и социального развития ввода в действие производственных мощностей и объектов, ритмичной и своевременной сдачи товарной строительной продукции при разработке строительных программ первичные подрядные организации, тресты, производственные главные управления, объединения и министерство производят расчеты плановых объемов незавершенного строительного производства.

Плановые и фа?:тические затраты, составляющие себестоимость добычи нефти и газа, слагаются из расходов, производимых непосредственно производственными единицами по добыче нефти и газа. Затраты объединения, относимые на добычу, включаются в себестоимость нефти и газа производственным объединением дополнительно. К таким затратам относятся расходы по содержанию аппарата управления объединения и централизованные расходы хозяйственного комплекса.

Расширение функций объединения. Одним из главных направлений повышения эффективности производства является его концентрация. В нефтяной промышленности основной производственной единицей должно стать производственное объединение— единый территориально-производственный комплекс большого числа юридически самостоятельных предприятий бурения,, добычи, подсобно-вспомогательных служб. Орган управления объединения (аппарат объединения) уже в настоящее время осуществляет ряд планово-распределительных снабженческих функций упр, .гния: осуществляет административные функции, распределяет' оизводственные задания между предприятиями,, обеспечивает сбыт продукции, реализацию фондов, бесперебойное снабжение и планомерную работу предприятий, изучает и обобщает опыт их работы, разрабатывает перспективные планы развития объединения в целом и всех его предприятий и т.д. С переходом на новую структуру управления производством функции объединения значительно расширились, так как большинство предприятий подчиняется объединению непосредственно, минуя промежуточные инстанции управления (трест, управление). В будущем, по мере развития специализации и кооперации труда, автоматизации и механизации производства, внедрения «АСУ — нефть», совершенствования средств связи и развития транспортной сети, удастся сконцентрировать в объединении еще больший круг вопросов.

Для решения этих задач предприятия, объединения и организации перечисляют ГПО по нормативам часть своей прибыли .и амортизационных отчислений для образования централизованных фондов и резервов, которые вместе с другими денежными и материальными средствами, закрепленными за аппаратом управления объединения, составляют его имущество.

В строительных объединениях более развита система материального поощрения работников структурных его подразделений и всех звеньев управления объединения с учетом их вклада в повышение эффективности производства.

Составленные заявки направляют в вышестоящие органы (управления, объединения, министерство). Здесь заявки корректируют и обобщают, а затем в зависимости от номенклатуры материалов, оборудования, топлива и других материальных средств направляют в Госплан СССР и Госснаб СССР.


Комплексная. АСН Газпром базируется на широком использовании современной вычислительной техники и средств связи, связана с АСН народного хозяйства и отраслевыми автоматизированными системами управления. Она является функциональной подсистемой, называемой «Нормы и нормативы», отраслевой автоматизированной системы управления (ОАСУ), а также автоматизированных систем управления объединениями (АСУ объединениями) и предприятиями (АСУП) (рис. 24). Наряду с этим она взаимодействует с комплексной АСН народного хозяйства на уровне Госплана СССР, которая является функциональной подсистемой автоматизированной системы плановых расчетов — АСПР.

объединениями и промышленными пред-отрасли согласно ГОСТ 24525.0-80 и зование понятия жизненного цикла производственных тов отрасли позволяет сформулировать цели управления экс-и развитием отрасли.

С учетом ориентации на развитие рыночных отношений за государством сохраняется функция установления минимума прав и социальных гарантий для работников, который может быть увеличен посредством механизма соглашений между органами государственного управления, объединениями предпринимателей и представительными органами работников, а также при помощи коллективных и индивидуальных трудовых договоров. В коллективных договорах определяются размеры тарифных ставок, окладов, премий, виды и системы оплаты труда, применяемые на предприятии, а также соотношения размеров оплаты труда различных категорий персонала.

5. Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями. - М.: ГКНТ, 1978.

Заводы (фабрики), научно-исследовательские и другие организации, входящие в состав производственного объединения (комбината), рассматриваются как его производственные единицы. Они не имеют прав юридического лица, и на них не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии. Право юридического лица может им предоставляться в виде исключения, например в случае отдаленности от места нахождения управления объединениями.

В 70-е гг. 20-го в. в отраслях народного хозяйства проводилась работа по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями на основе укрупненных нормативов численности ИТР и служащих. Начало этому направлению оргпроектирования положили разработки НИИ труда, на базе которых машиностроительные отрасли создали свои нормативные документы и преобразовали системы управления предприятий и объединений. Это был важный этап оргпроектирования, позволивший поставить процесс формирования аппарата управления предприятием на научную основу. Но и тогда отрицательно сказывалось отсутствие комплексности и системности при построении систем управления. Кроме того, исходной базой расчета нормативов численности служил опыт предприятий и объединений (сложившаяся численность ИТР и служащих по функциям управления), что приводило к превышению нормативной численности над фактически необходимой.

38. Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями / Гос. Ком. СССР по науке и технике. —М.: Б.И. 1978.

Материалы, приведенные в книге, были апробированы и использованы при внедрении проектов организационных структур управления крупными производственными объединениями «Уралэлектротяжмаш», КамАЗ, Херсонским комбайновым заводом имени Г. И. Петровского, в ряде других проектных материалов, а также при разработке общеотраслевых научно-методических рекомендаций по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями, утвержденных Государственным комитетом СССР по науке и технике и рекомендованных для использования в отраслях народного хозяйства.

1 См. Научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями. М., Изд. Государственного комитета СССР по науке и технике, 1978.

На основе изучения отечественного и мирового опыта и использования новых подходов к формированию организационных структур был найден ряд принципов и организационных решений, позволяющих значительно улучшить управление научно-техническим прогрессом. Применение этих принципов и решений в проектах систем управления объединениями «Уралэлектро-тяжмаш» и КамАЗ подтвердило их работоспособность и эффективность. Анализ сущности новых решений, их широкое обсуждение среди практических и научных работников, успешное применение отдельных схем на других предприятиях позволяют считать, что они имеют достаточно универсальный характер и могут найти распространение как типовые элементы линейно-функциональных структур. Ниже приводятся обоснования и организационно-экономический анализ некоторых новых форм управления научно-техническим развитием в крупных производственно-хозяйственных системах.

Приведенные выше примеры формирования организационных звеньев службы технического директора на основе принципа комплексного решения взаимосвязанных задач при организационном единстве взаимодействующих подразделений и исполнителей являются достаточно обобщенными и могут служить в качестве типовой схемы при построении структур управления. В зависимости от особенностей отрасли, масштабов и типа производственной деятельности состав и распределение задач между различными уровнями и звеньями управления могут отличаться. Опыт функционирования организационных структур управления объединениями КамАЗ и «Уралэлек-тротяжмаш», разработанных на основе описанных принципов, а также осуществляемая автором в настоящее время работа по формированию структур производственного объединения «Рост-сельмаш», Херсонского комбайнового завода имени Г. И. Петровского и других организаций, свидетельствуют об их целесообразности и высокой эффективности.

Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями. М. Изд. ГКНТ, 1978.


Улучшение отношений Улучшение положения Улучшение санитарно Улучшении деятельности Улучшении результатов Улучшению экономических Улучшению обслуживания Улучшению результатов Участников предприятия Умышленное банкротство Уменьшается вероятность Уменьшает возможность Уменьшающих налоговую вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика