Управления основанного



И, действительно, первый прорыв в управленческой мысли, происшедший в начале века и связанный с «тейлоризмом», был основан на положении о том, что управлять можно «научно». Это явилось одновременно и озарением, и иллюзией, но фактически состояло в перенесении идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене. Правда, довольно скоро в мире управления осознали принципиальную ограниченность «тейлоризма». Последующий крупный шаг в развитии западной управленческой мысли, тесно связанный с предыдущим, состоял в распространении «принципов управления», сформулированных А.Файолем, что можно признать первым самостоятельным результатом «науки администрирования» в ее теперь уже классическом варианте, ориентированном прежде всего на построение «формальных» организационных структур и систем. Не случайно американцы называют этого француза отцом менеджмента. Надо сказать, что поиски рациональных форм управления предприятиями в нашей стране велись в то время с некоторым учетом этих достижений. Так, например, решением партийной конференции «функционалка» (по Тейлору) была упразднена в пользу «линейно-функциональных» оргструктур (по Файолю). Но за всем этим стояли отнюдь не научные аргументы, над страной уже витал призрак жестко контролируемых иерархических систем управления, основанных на беспрекословном подчинении низовых уровней вышестоящим, на универсализме, стандарте и обезличенное™, что стало политической и хозяйственной реальностью на многие-десятилетия.

Сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС был взят решительный курс на внедрение экономических методов управления, основанных на широком использовании стоимостных категорий и полного хозяйственного расчета. Это выражалось, во-первых, в уменьшении числа регламентируемых показателей, т. е. в предоставлении предприятиям большей самостоятельности, во-вторых, в изменении сущности самих показателей; в-третьих, в изменении системы материального поощрения и материальной ответственности.

та). Соответственно, каждое выделенное в обособленную бизнес-единицу подразделение (цех) является отдельным центром ответственности во взаимоотношениях с аппаратом управления. Распределение контролируемых бюджетных параметров (факторов хозяйственной деятельности) при вариантах организационной структуры и системы управления, основанных на линейно-функциональном и дивизиональном принципе, приведено в табл. 110.

Одна из характерных особенностей, вызванных усложнением процессов 'управления крупными фирмами, состоит в появлении ряда новых функций, результатом чего стало образование дополнительных функциональных подразделений. К ним можно прежде всего отнести центральные службы по совершенствованию организационной структуры управления, носящие различные названия. Они занимаются вопросами перспективного планирования организационной структуры, определением целесообразных пропорций в использовании принципов централизации и децентрализации в управлении, разработкой гибких организационных механизмов, способных быстро перестраиваться под влиянием изменения технических, коммерческих и прочих условий. С ними тесно связана служба автоматизированных информационных систем, предусматривающая внедрение методов управления, основанных на обработке информации при помощи ЭВМ. Эта служба подчинена общим задачам рационализации управления, налаживания эффективных организационных связей, процессам обоснования принимаемых управленческих решений.

На совре'менном этапе возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления, основанных на применении системы маркетинга. Это обусловлено как ростом размеров и усложнением содержания и характера деятельности фирм, так и усилением трудностей реализации продукции на мировом

та). Соответственно, каждое выделенное в обособленную бизнес-единицу подразделение (цех) является отдельным центром ответственности во взаимоотношениях с аппаратом управления. Распределение контролируемых бюджетных параметров (факторов хозяйственной деятельности) при вариантах организационной структуры и системы управления, основанных на линейно-функциональном и дивизиональном принципе, приведено в табл. 110.

Сравнивая две меры эффективности управления, основанных на апостериорной SML и RVOL , следует заметить, что их оценки эффективности управления портфелем относительно рыночного портфеля будут всегда совпадать. То есть если один из этих измерителей показывает, что портфель эффективнее рынка, то же самое покажут и другие измерители. Если один из измерителей показывает, что рынок эффективнее портфеля, то же самое покажет и второй измеритель. Это объясняется тем, что портфель с положительной апостериорной «альфой» (показатель эффективного управления) располагается выше апостериорной SML и, таким образом, должен иметь наклон больший, чем наклон апостериорной SML (что также является отражением высокоэффективного управления). Аналогично каждый портфель с отрицательной апостериорной «альфой» (отражающей низкоэффективное управление) лежит ниже апостериорной SML и, таким образом, должен иметь наклон меньший, чем наклон апостериорной SML (что также отражает низкоэффективное управление).

управления, основанных на поиске нетрадиционных методов решения проблем. Это

делей и методов внутрифирменного управления, основанных

маг методов научного управления, основанных на строгой формализации процедур принятия

создание систем управления, основанных на мегарегуляторе, тенденцией на


силу возникновения различных организационно-правовых форм деятельности предприятий появилась корпоративная форма управления, которая по-новому решает вопросы централизации и децентрализации власти. Совершенно по-новому проявляется собирательная функция управления, развивающаяся через корпоративную философию и культуру. Новое для нашей практики — возникновение антикризисного управления. Оно появляется в период наступления кризисных симптомов в развитии экономики предприятия, и их разрешение ведется в рамках общепринятой системы управления, а также в период кризиса (банкротства), когда его разрешение происходит в рамках управления, основанного на исполнении принятых судебных процедур.

Все вышеназванные процедуры по решению вопросов о несостоятельности должника-предприятия (внесудебные процедуры: договоренности между предприятием-должником и его кредиторами, добровольная ликвидация неплатежеспособной организации; судебные процедуры: санация и внешнее управление имуществом должника, конкурсное производство) определяют направленность, характер и методы антикризисного управления. Так, если решения о несостоятельности предприятия и его выходе из этого состояния в рамках несудебных процедур принимаются на уровне общего менеджмента предприятия на основе использования соответствующих методов (см. §31.2), то решения по этому вопросу в рамках судебных процедур осуществляются введением антикризисного управления, основанного на соответствующих методах его проведения. Если в случае введения санации и внешнего управления имуществом принимаемые решения опираются на проведение диагностики экономического состояния и оценки перспектив развития неплатежеспособного предприятия, то при вве-

Схема и система показателей БНХ отвечает интересам государственного управления, основанного на принципах централизованного планирования и распределения ресурсов. В основе БНХ лежит «узкая» концепция материального производства, предусматривающая деление народного хозяйства на две части: сферу материального производства, в рамках которой создаются общественный продукт и национальный доход, и непроизводственную сферу, функционирующую за счет перераспределения национального дохода. В БНХ можно выделить три основных раздела, характеризующих трудовые ресурсы, национальное богатство и процесс воспроизводства общественного продукта и национального дохода. Каждый раздел представлен совокупностью балансовых таблиц. Основными таблицами БНХ являются «Баланс производства, потребления и накопления общественного продукта», «Баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода», «Межотраслевой баланс производства и распределения продукции», «Баланс основных фондов», «Баланс трудовых ресурсов». Достаточно стройная система показателей БНХ охватывает только сферу материального производства; при этом она плохо согласуется с показателями финансовой статистики. Макроэкономические показатели производства, распределения и использования материального продукта в количественном аспекте не увязаны с объемом и структурой финансовых ресурсов и затрат отраслей народного хозяйства. Кроме того, методология составления БНХ не предусматривает исчисление целого ряда принятых в мировой статистической практике показателей (располагаемого национального дохода, сбережений валового внутреннего продукта, государственного долга и др.), что затрудняет проведение межстрановых сопоставлений.

управления, основанного на излагаемой здесь же универсаль-

менеджмента механизма управления, основанного на системном пред-

Схема и система показателей БНХ отвечает интересам государственного управления, основанного на принципах централизованного планирования и распределения ресурсов. В основе БНХ лежит «узкая» концепция материального производства, предусматривающая деление народного хозяйства на две части: сферу материального производства, в рамках которой создаются общественный продукт и национальный доход, и непроизводственную сферу, функционирующую за счет перераспределения национального дохода. В БНХ можно выделить три основных раздела, характеризующих трудовые ресурсы, национальное богатство и процесс воспроизводства общественного продукта и национального дохода. Каждый раздел представлен совокупностью балансовых таблиц. Основными таблицами БНХ являются «Баланс производства, потребления и накопления общественного продукта», «Баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода», «Межотраслевой баланс производства и распределения продукции», «Баланс основных фондов», «Баланс трудовых ресурсов». Достаточно стройная система показателей БНХ охватывает только сферу материального производства; при этом она плохо согласуется с показателями финансовой статистики. Макроэкономические показатели производства, распределения и использования материального продукта в количественном аспекте не увязаны с объемом и структурой финансовых ресурсов и затрат отраслей народного хозяйства. Кроме того, методология составления БНХ не предусматривает исчисление целого ряда принятых в мировой статистической практике показателей (располагаемого национального дохода, сбережений валового внутреннего продукта, государственного долга и др.), что затрудняет проведение межстрановых сопоставлений.

В японском опыте мотивации, который пытаются использовать во многих странах, в значительной мере реализованы концепции древнекитайской философии. Для России опыт Японии важен прежде всего как практическое подтверждение эффективности управления, основанного на уважении личности сотрудников и развитии их творческих способностей.

Третье — позволяет учитывать прямые расходы каждого подразделения или филиала, связанные с осуществлением производимого ими продукта (работ, услуг) и определять коэффициент эффективности используемых средств производства. Особое значение имеет при организации структуры управления, основанного на выделении взаимодействующих бизнес- процессов.

Для стратегического управления, основанного на концепции предприятия как открытой системы, главное - это выигрыш в рыночной конкуренции

6) особенная российская задача — переход от управления, основанного на «тройном стандарте», к единому стандарту управления («расчистка дороги качества от песков, засыпка и грунтовка болотистых участков»).


Улучшению планирования Улучшению содержания Улучшению технологии Уменьшается потребность Уменьшает налогооблагаемую Уменьшать налогооблагаемую Уменьшаются пропорционально Уменьшения налогооблагаемой Уменьшения отчислений Участников рыночного Уменьшения уставного Уменьшение экономических Уменьшение финансирования вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика