|
Управления предусматривает
Разработка и внедрение АСУ Миннефтегазстроя предполагает дальнейшее совершенствование управления для обеспечения ввода в эксплуатацию законченных объектов строительства в установленные планом сро'ки, повышения эффективности капитальных вложений, снижения себестоимости строительно-монтажных работ. Отраслевая система управления представлена на рис. 34. Совершенствование АСУ Миннефтегазстроя нельзя рассматривать в отрыве от основных направлений развития нефтяной и газовой промышленности, иными словами, совершенствование АСУ требует углубления интеграции составляющих систему элементов. Одной из центральных проблем развития АСУ на уровне Министерства является обеспечение ее взаимодействия с аналогичными системами (подсистемами) главных производственных управлений, объединений, трестов, имеющих собственные вычислительные центры (КИВЦ). При этом необходимо обеспечить совместимость системы управлений на различных уровнях, включающую методическую, информационную, техническую, программную, структурную и организационную совместимость.
Для хозяйственного руководства подотраслями созданы всесоюзные промышленные объединения (ВПО) «Союзнефтеоргсин-тез», «Союзкаучук», «Союзшина» и др. Схема организации управления представлена на рис. 7.
уровень Sf. Взаимосвязи между подсистемами осуществляются через входы и выходы. В информационном плане принципиальная схема управления представлена на рис. 3. Управляющая система включает органы управления; управляемая система — газопроводы, КС, подземные хранилища газа и другие объекты. Управляющая и управляемая системы должны находиться в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В автоматизированной системе газоснабжения страны можно выделить подсистемы, реализующие планирование и оперативное управление газоснабжением на уровне объединений (см. рис. 2). Эти подсистемы образуют совокупность первого уровня Si. В свою очередь, в каждой подсистеме образуется совокупность второго уровня 8ц, реализующая планирование и оперативное руководство на газопроводах и ПХГ, и третьего уровня 5пь реализующая организацию внутрихозяйственного планирования и оперативную деятельность подразделений.
Последнее обстоятельство бнло учтено ВНИИЭгазпромом при разработке структур и нормативов для рационального построения аппарата управления производственных объединений как качественно новых форм организации производства. Принципиальная взаимосвязь размера производственной организации и численности аппарата управления как функции трудоемкости управления представлена на рис. 2. Размер производственной организации определяет сложность системы управления ( в свою очередь, сложность системы управления может влиять на размеры производственной организации), а последняя характеризует трудоемкость управления, которая является составной частью полной трудоемкости. В схеме определено место удельной трудоемкости управления, условным синонимом которой является показатель удельного веса аппарата управления. В связи с этим, в расчетные формуле размера производственной организации в качестве одного из показателей включена общая численность работающих.
Структура учетной информации о производстве по уровням управления представлена в табл. 6.1.
Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто несовместимы друг с другом. В ней отсутствуют внутреннее единство, логическая'связь. Но все эти направления, концепции, взгляды отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования: достижения стабильности экономического развития, преодоления социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности, в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории управления.
На фирме сложилась линейно-функциональная структура управления, представлена на схеме 4.
управления представлена на Рис.3. Достаточно часто для выполнения
Структурная схема, иллюстрирующая роль контроллинга в процессе управления, представлена на рис.1.
Система методов управления представлена в табл. 1.1.
Все уровни управления организацией оцениваются по достигнутым показателям эффективности производства и качества работы. Оценка и материальное стимулирование эффективности и качества работы по уровням управления представлена на рис. 14.1.
В настоящее время в условиях рыночной экономики основными функциями управления предприятием являются производство, маркетинг, НИ-ОКР, контроль, общее руководство. В общем виде связь факторов, определяющих успех в развитии предприятия, с главными стратегическими функциями управления представлена в табл. 121. Существенным вкладом в теорию и практику управления социалистическим производством внесли июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором были рассмотрены задачи по коренной перестройке управления экономикой, и седьмая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, принявшая Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Перестройка управления предусматривает широкую демократизацию руководства народным хозяйством, расширение самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозяйственный расчет и самоуправление.
Как уже отмечалось в начале данной главы, процесс оперативного управления предусматривает сравнение результатов функционирования системы с принятыми стандартами и принятие корректирующих мер при отклонении процесса от этих стандартов. При контроле хода работ по выполнению проекта таким стандартом является план работ, куда входят график, смета расходов и спецификации качества. Важным принципом оперативного управления реализацией проекта является то, что для эффективного контроля за ходом работ нужен подробный план работ по проекту.
В связи с переходом отрасли на полный хозяйственный расчет, вводом в действие Закона СССР ,,О государственном предприятии (объединении) " новая генеральная схема управления предусматривает изменение функций, прав, ответственности и юридического статуса территориальных органов, а также центрального аппарата министерства как стратегического штаба отрасли. При этом сохраняется сочетание производственно-территориального и централизованного принципов управления.
Отраслевая автоматизированная система управления предусматривает следующие цели:
._ Планирование производительности труда по факторам. Методика Госплана СССР [31] для всех уровней управления предусматривает планирование роста производительности труда по факторам. По этой методике определяют возможное уменьшение численности работающих за счет каждого фактора Эч, которое устанавливают сопоставлением затрат труда на плановый объем продукции при прежних (базисных) и новых (планируемых) условиях. Вначале определяют исходную численность работающих ППП на объем производства планового периода при сохранении базисной выработки. Затем из этой численности вычитают возможное ее уменьшение за счет каждого фактора. Расчетную численность ППП Чп на плановый объем производства определяют по формуле
Существенным вкладом в теорию и практику управления социалистическим производством внесли июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором были рассмотрены задачи по коренной перестройке управления экономикой, и седьмая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, принявшая Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Перестройка управления предусматривает широкую демократизацию руководства народным хозяйством, расширение самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозяйственный расчет и самоуправление.
В условиях социалистической экономики совершенствование системы управления строительством осуществляется на планомерной основе. Планирование совершенствования системы управления предусматривает совершенствование организационных форм, структур и методов управления, что создает условия для наиболее полного использования преимуществ социалистической системы хозяйствования и позволяет обеспечить повышение эффективности строительного производства и решение намеченных в плановом периоде социальных задач.
При реконструкции, модернизации и новом строительстве новая система управления предусматривает широкое использование банковских кредитов, которые можно получить, доказав эффективность намечагмого мероприятия.
Перестройка системы управления предусматривает введение оптовой торговли средствами производства и прямых коммерческих связей между предприятиями. В этом случае предприятия будут иметь возможность выбора поставщика. Введение оптовой торговли средствами производства станет существенной мерой на пути перехода от административных к экономическим методам управления.
Другая классификация затрат, которая может быть полезна в процессе управления, предусматривает возможность контроля отдельных статей затрат отдельным конкретным исполнителем. Если исполнитель может регулировать или существенно влиять на уровень затрат, то эти затраты определяются как регулируемые этим исполнителем. Затраты, на уровень которых работник не может существенно влиять, определяются как нерегулируемые этим работником. Многие затраты не находятся полностью под контролем отдельного исполнителя. Определяя затраты как регулируемые и нерегулируемые, управленческий учет делает акцент на возможности работника влиять на уровень затрат. Вопрос не в том, кто контролирует затраты, а в том, кто в лучшем положении, чтобы влиять на уровень затрат. Ниже приведены статьи затрат и их деление на регулируемые и нерегулируемые.
4. Обеспечение сочетания перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью. Концепция стратегического управления предусматривает, что разработанная инвестиционная стратегия предприятия получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе текущего управления инвестиционной деятельностью путем формиртаатгинвестицшиной программы (инвестиционного портфеля) предприятия. В отличие от инвестиционной стратегии формирование инвестиционной программы является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих инвестиционных возможностей предприятия. В свою очередь, процесс текущего управления инвестиционной деятельностью получает наиболее детальное завершение в оперативном управлении реализацией реальных инвестиционных проектов и реструктуризацией портфеля финансовых инструментов инвестирования. Таким образом, разработка инвестиционной стратегии является только первым этапом процесса стратегического управления инвестиционной деятельностью предприятия, формы взаимосвязи отдельных этапов этого процесса представлены на рис. 4.4.
Участников рыночного Уменьшения уставного Уменьшение экономических Уменьшение финансирования Уменьшение капитальных Уменьшение налоговых Уменьшение показателя Уменьшение совокупного Уменьшение удельного Уменьшении численности Уменьшению количества Участниками имущественных Уменьшить количество вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|