|
Управление обществом
рой и продвижением кадров; мотивация, организация труда и обеспечение безопасности деятельности персонала; управление нововведениями в кадровой работе, создание нормальной психологической обстановки в коллективе и т.п. КАДРОВАЯ РЕФОРМА — крупномасштабное кадровое нововведение, направленное на кардинальное изменение (обновление) кадрового потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития соц.-экон. систем и структур. Потребность в К.р. может появиться в результате резкого изменения технологии производства и продукции, изменений внешней среды (действия конкурентов, решения правительственных органов, развитие научно-технического прогресса). Для определения ее необходимости требуется постоянный сбор и анализ информации. К.р. всегда характеризуется наличием объективных и субъективных предпосылок. Объективные предпосылки К.р. связаны: с качественным изменением политических, соц.-экон. и технико-технологических условий и потребностей развития общества, региона, организации; с наличием необходимых ресурсов для реформы. Субъективные предпосылки К.р. связаны: с устойчивой неспособностью действующей кадровой системы (самих кадров и управления кадрами) решать качественно новые задачи реформирования и развития общественных, производственно-хозяйственных и др. систем; с наличием субъективных позитивных предпосылок осуществления кадровой реформы (наличием отдельных лиц и групп, способных осуществить реформу); с пониманием основной массы кадров необходимости ее осуществления. К.р. предполагает разработку соответствующих стратегических и тактических целей, приоритетов, плана реформы (мероприятия, этапы, результаты, определение состава исполнителей, необходимых ресурсов), ее нормативно-методического и мотиваци-онного обеспечения. Критериями оценки К.р. на разных фазах ее реализации будут следующие: уровень финансовых затрат и уровень отдачи на вложенный капитал; степень риска и неопределенности; скорость распространения информации о нововведениях реформы; соответствие реформы существующим нормам и ценностям; возможность реализации реформы по частям и возврата к прежней практике; влияние реформы на межличностные отношения. К этапам К.р. мож-
МАКРОКОМПЕТЕНЦИЯ - уникальное объединение профессиональных знаний, навыков и опыта работы персонала организации, выраженные в технологии создания и распространения продукции, которые сложно разработать и тяжело копировать. Созданная в конкретной области М. может быть перенесена на др. предприятия только при помощи команды (группы) специалистов, способных использовать свои навыки. Составляющими М. являются: базовые знания и компетенции персонала; технические системы и знания, определяющие одновременно технические и научные достижения фирмы; система управления созданием новой техники, технологии, новых компетенций; система норм, стандартов и правил, определяющих условия появления новых компетенций (техническая культура, стиль руководства, управление нововведениями). М. тесно связана со стратегией развития организации и может быть охарактеризована применимос-
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ — целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. У.п.о. заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана кадровой работы; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология У.п.о. охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-про-фессиональным продвижением; управление поведением персонала в организации; управление соц. развитием кадров; высвобождение персонала. У.п.о. предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экон. и соц. эффективности совершенствования управления персоналом.
102. Управление нововведениями и стратегия корпораций. - М., 1990.
Рассматривая особенности рынка продаж технологического нововведения, необходимо рассмотреть вопрос о стадиях завершенности этого специфичного товара, в которых он наиболее привлекателен для покупателя. Обратимся к широко представленному в спе циальной литературе по научно-технической деятельности понятию «полный жизненный цикл (ПЖЦ)» (нововведений, технической системы, научно-технического продукта). В ней нет единой трактовки данного термина . Более того, не рассматривается содержание этого цикла как процесса создания научно-технической продукции в качестве товара-новации, реализуемого на специфическом рынке его продаж. Концептуально новая дефиниция ПЖЦ научно-технического продукта дается в работе Л. Кириной и С. Кузнецовой. «Управление нововведениями» [38].
38. Кирнна Л., Кузнецова С. Управление нововведениями / Препринт № 135, Новосибирск: Экор, 1994. - 38 с.
УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ
Глава 11. Управление нововведениями 201
Глава 11. Управление нововведениями 205
Глааа II. Управление нововведениями 207
Глава 11. Управление нововведениями 209 Однако абсолютно ясно, что без устранения конкуренции и анархии производства нельзя обеспечить планомерное развитие хозяйства в масштабе общества. Только при социализме объективно необходимо и возможно планомерное развитие общественного производства для обеспечения благосостояния и всестороннего свободного развития каждого члена общества. Планомерное развитие социалистического народного хозяйства имеет своей материальной основой господство общественной социалистической собственности на решающие средства производства, а организационной основой — научное управление обществом.
гами, друзьями и родными. Сообщества по интересам могут объединять людей со всего земного шара, а правительства получают небывалые возможности вовлечения избирателей в управление обществом. Обеспечивая людям возможность делать покупки, узнавать новости, встречаться друг с другом, развлекаться и сплетничать самыми различными способами, о которых мы пока имеем лишь самые начальные представления, Интернет становится центральной площадью всемирной деревни завтрашнего дня.
7. Управление обществом. Общее собрание акционеров
ности общественного организма характер; контроль снизу над лидерами ослабевал, становился все менее эффективным; собрания всех членов племени и различных подгрупп внутри него постепенно утрачивали функции органов принятия коллективных управленческих решений и смены руководителей, все больше превращаясь в часть (хотя и не очень эффективную) механизма манипулирования подчиненными со стороны лидеров, а также в арену борьбы между претендентами на лидерство. Управление обществом постепенно принимало форму власти -экономической, духовной и т. д. Развивается половозрастное разделение труда, так же как и разделение труда, непосредственно не связанное с половыми и возрастными различиями. Развитие разделения труда в сочетании с учащением войн, а также с увеличением производительности труда (появляется возможность кормить все больше людей, все меньше занимающихся непосредственным производством материальных благ) приводит к тому, что принятие управленческих решений и контроль над лидерами перестают осуществляться всеми взрослыми членами племени как единым целым и постепенно, неравномерно, с допущением многих исключений, но все-таки переходят к более узкой группе внутри племени - ко взрослым мужчинам, владеющим оружием и умеющим с ним обращаться. Племя перестает быть коллективом: внутри него постепенно выделяется коллектив вооруженных воинов, отношения которого с другими членами племени характеризуются все большей, а в конце концов и преобладающей долей авторитарности. В свою очередь, захватывающий в свои руки власть коллектив воинов все больше перестает быть коллективом, в нем все больше власти концентрируется в руках вождя и его подручных (следует отметить, почему именно убывание коллективности среди вооруженных мужчин отстает от убывания коллективности в племени в целом: подчинить вооруженных мужчин труднее, чем безоружных женщин, стариков и детей). Но до тех пор, пока первобытный коммунизм не уступает место новой стадии развития общества - стадии клас-
социально-экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. АУДИТОРСКАЯ СЛУЖБА - аудиты -фирмы, проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности акционерных компаний на основе контракта. А. с. обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью соответствующих акционерных компаний. Основная задача А. с. — дать заключение о финансовом положении проверяемой компании, которое в установленном законом порядке публикуется в годовом отчете о деятельности данной компании вместе с ее официальным балансом и счетом прибылей и убытков. Кроме того, многие А. с. выполняют не только контрольные, но и консультационные функции. АУДИТОРЫ — доверенные должностные лица — экономисты, проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ и обслуживающие их, нередко с момента учреждения. Они самостоятельны и осуществляют свою деятельность под собственную ответственность. Никто не может исполнять функции А., не будучи предварительно внесенным в специально составленный для этого список. Как правило, А. назначаются общим собранием акционеров на определенный срок. Основная задача А. — дать заключение о финансовом положении проверяемой фирмы. Для этого они имеют право в любое время производить любые проверки, какие только сочтут необходимыми, но без вмешательства в управление обществом. А. могут затребовать любые документы, заверяют правильность описи эксплуатационного счета, счета убытков и доходов, баланса общества. Они сообщают на ближайшем собрании обо всех обнаруженных ими неправильностях и неточностях. Кроме того, сообщают прокурору обо всех преступных деяниях, которые им удалось обнаружить. Бухгалтер-ревизор осуществляет официальную проверку годового отчета компании. Законодательством ряда стран строго предусмотрено, какие лица не могут быть А. общества. Так, во Франции по закону А. не могут быть: 1) учредители, вкладчики имущества, администраторы, лица, пользующиеся особыми привилегиями, члены наблюдательного совета и директората общества; 2) родственники лиц, указанных в п. «1», вплоть до четвертого поколения; 3) ад-
АУДИТОРЫ (auditors) - (в некоторых странах они зовутся "ревизоры") - должностные лица, проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. В большинстве капиталистических стран А. не рассматриваются в качестве органа акционерного общества. Они самостоятельны и осуществляют свою деятельность под собственную ответственность, А. могут быть отдельными лицами или аудиторскими фирмами в виде гражданских профессиональных обществ. Никто не может исполнять функции А., не будучи предварительно внесенным в специальный список. Как правило, А. назначаются общим собранием акционеров на определенный срок и освобождаются от своих обязанностей также общим собранием. Гонорары А. выплачивает акционерное общество. Основная задача А. - дать заключение о финансовом положении проверяемой фирмы. Для этого они имеют право в любое время производить любые проверки, какие сочтут необходимыми, но без вмешательства в управление обществом. А. могут затребовать любые документы, которые сочтут нужными для своей работы, в том числе: контракты, бухгалтерские книги, ведомости и т.д. А. заверяют правильность описи эксплуатационного счета, счета убытков и доходов, баланса общества. Выводы по результатам проверки А. докладывают общему собранию, а об обнаруженных злоупотреблениях, влекущих за собой уголовную ответственность, сообщают прокурору. Законодательством капиталистических стран четко определяется круг лиц, которые не могут быть А. общества. Так, например, во Франции это: а) учредители, вкладчики имущества, администраторы, лица, пользующиеся особыми привилегиями, члены наблюдательного совета и директората общества; б) родственники лиц, указанных в пункте а) вплоть до четвертого поколения; в) администраторы, члены директората или наблюдательного совета какой-либо фирмы, которая владеет 1/10 и более капитала данного общества; г) лица и помощники лиц, которые получают от лиц данного общества, упомянутых в пункте а) или другого общества, упомянутого в пункте в), ставку или какое-либо вознаграждение за исполнение каких-либо функций, помимо аудиторских.
целью управление, то положительная обратная связь усиливается и процессы ускоряются Экономика и политика как раз и ставят целью управление обществом.
оказалась прекрасной моделью для преобразования природы. Естественно, учёным захотелось распространить науку и на управление обществом, на преобразование общественного сознания. Действительно, по достижении этапа изобилия более разумно менять организацию общества, а не продолжать дальнейшее изменение природы.
У науки есть один крупный недостаток. Она не различает понятия Добра и Зла, соответственно она не знает, в каком направлении осуществлять управление обществом. Она исходит - по инерции - из принципа «чем больше, тем лучше».
3. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования) - М.: Прогресс, 1979.
Рыночная экономика означает только одно - свободное предпринимательство людей, но оно должно регулироваться государством. Государство является центральным общественным институтом, осуществляющим управление обществом и охрану его экономической и социальной структуры. Одной из основных функций государства является создание правовой ос-
Управлять коллективом Управлять предприятием Управлять развитием Управляющей организации Управляющего персонала Участвуют специалисты Управляющий представляет Управляющие переменные Управляющих переменных Управляющую информацию Управленческая технология Управленческие информационные Управленческие воздействия вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|