|
Усиливается тенденция
Изделия химической промышленности в значительной мере заменили натуральные продукты, такие как красители и минеральные пигменты, удобрения, растительные и лекарственные препараты, каучук и волокна. В настоящее время в ряде промышленно развитых капиталистических стран на различные синтетические материалы приходится свыше 80% потребления мыла и моющих средств; в мировом производстве текстильного сырья доля химических волокон увеличилась с 12% в 1940 г. до 45% в настоящее время. За период 1950—1970 гг. в мировом производстве каучука удельный вес синтетического возрос с 22 до 62%. Во многих областях усиливается конкуренция синтетической продукции и с такими крупнотоннажными материалами, как металлы, древесина, масла и жиры, стекло, кожевенное сырье, корма для скота, пищевое сырье.
В наше время экономическое развитие стало очень бурным, внедряются новые технологии, происходит интернационализация рынков, осуществляется переход от индустриального общества к информационному, усиливается конкуренция во всех сферах жизнедеятельности общества, возникает необходимость комплексных решений, различных проблем и, наконец, потребность в более быстрых, чем до сих пор, переменах. Системы ранней диагностики таких тенденций и инструменты их регулирования должны быть настолько тонкими, насколько это возможно. На насыщенных рынках меняются не столько результаты хозяйствования, сколько условия, которые их формируют. Поэтому предприятия в своих системах управления, направленных на определение конечных результатов хозяйственной деятельности, быстрее упираются в их границы, но им хотелось бы видеть дальше этих границ, узнать, почему конечные результаты изменяются положительно или отрицательно, найти причины успеха и неудачи.
• усиливается конкуренция внутри каждого сегмента рынка;
По мере того как усиливается конкуренция, возрастает роль дизайна как наиболее перспективного способа дифференцирования и позиционирования товара или услуг компании.
Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.
таки сводили к созданию условий, при которых усиливается конкуренция на
Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.
Тогда, несомненно, усиливается конкуренция среди покупателей. Верх среди них одерживает тот, кто станет покупать товары по более дорогой цене. И в этом случае возникает «цепная реакция», но другого характера. Увеличивается приобретение продуктов все возрастающим числом покупателей за более высокую цену.
Одна из таких проблем — формирование многомиллионного отрада свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.
числа субъектов рынка усиливается конкуренция между ними, в результате возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.
В первом варианте, когда спрос превышает предложение и цена выше равновесной, усиливается конкуренция потребителей. Во втором варианте, напротив, возрастает конкуренция производителей. Третий вариант отражает закономерность рыночного механизма, суть которой сводится к способности конкурентных сил синхронизировать отклонения и изменения как величины спроса и предложения, так и сдвигов их кривых. Способность конкурентных сил стабилизировать рыночную ситуацию путем установления равновесных цен называется уравнивающей функцией рынка. Ослабление этой функции предполагает вмешательство внешних сил для осуществления контроля над ценой и регулирования объема производства. Методы и последствия такого регулирования будут рассмотрены ниже. В латиноамериканских странах усиливается тенденция к образованию общего нефтяного рынка. На одном из предварительных совещаний по этому вопросу участвовали аргентинская компания «ЯПФ», перуанская «ЭПФ», бразильская «Петробраз», боливийская «ЯАФБ», колумбийская «ЭКП», мексиканская «Пемекс», уругвайская «АНКАП» и венесуэльская нефтяная корпорация. Одним из основных вопросов, которые при этом обсуждались, являлось изыскание возможности обмена различными видами нефтепродуктов. Страна, располагающая избытком нефти или нефтепродуктов, будет сбывать их в другие страны и обеспечивать свои специфические потребности в тех же товарах путем заключения товарообменных сделок.
Как всегда, сохраняется преемственная связь новой мировой валютной системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении Ямайской и Бреттонвудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству, золото юридически демоне-тизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттонвудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако Ямайская валютная система периодически испытывает кризисные потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.
В поисках источников погашения дефицита платежного баланса развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) и покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и необусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты дороже и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность. Например, американские банки периодически вносят некоторые страны, главным образом развивающиеся, в «черные» списки. К тому же усиливается тенденция к координации деятельности частных банков и международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
Все более усиливается тенденция к созданию мировой глобальной биржи на базе уже существующих. Важный шаг в этом направлении - привлечение акций, облигаций и производных финансовых инструментов ведущих стран на биржевые рынки и предложение биржами полного комплекса услуг по основным финансовым активам, а также использование высокоскоростных сетей и сети Интернет для предложения биржевых продуктов пользователям по всему миру. В области коммуникаций происходит массовое переключение на использование сети Интернет и сетевых технологий. Вместе с преимуществами низкой стоимости в данных технологиях реализуются системы безопасности с использованием специальных серверов защиты, шифрования передаваемых данных, использования
Усиление централизации в управлении в основе своей является объективным требованием развития современного производства, неизбежным следствием роста международного разделения труда. Для ТНК характерно развитие двух противоположных тенденций: с одной стороны, происходят объединение и слияние различных производственных процессов в единый технологический процесс, охватываемый фирмой и, с другой - усиливается тенденция к дальнейшему раздроблению, разъединению процессов производства на отдельные, но взаимосвязанные процессы, т.е. углубление специализации производства. В этих условиях возрастает значение централизации управления, сознательного установления взаимосвязи производственных процессов и строгого контроля за их осуществлением. Все это требует целенаправленного управления процессом производства из единого центра, охватываемого рамками фирмы. Следовательно, централизация управления - это не только продукт развития производства в современных условиях, но и важнейший рычаг воздействия на это производство. Поэтому дальнейшее повышение централизации -важнейшая черта современной стадии развития производства.
Осуществление маркетинговой деятельности выступает как объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирования фирмы в целом и ее хозяйственных подразделений.
С усложнением характера и масштабов деятельности крупнейших промышленных фирм усиливается тенденция к применению ими сложных организационных структур управления. Кроме того, ныне действует тенденция к росту разнообразия конкретных форм управления, отвечающих наиболее полно специфическим условиям и требованиям развития отдельных фирм. Это разнообразие организационных форм сочетается с расширением элементов общности форм в различных компаниях. Поэтому можно говорить об определенной классификации организационных структур по типам, отражающим наиболее характерные черты управления деятельностью крупных промышленных фирм.
В настоящее время преобладающей тенденцией в формировании организационных структур нефтяных компаний является ориентация на сосредоточение в их структуре ключевых видов деятельности, т.е. тех, в осуществлении которых компании имеют безусловные конкурентные преимущества. Классические вертикально-интегрированные компании, в состав которых входили все звенья технологической цепочки и значительное число вспомогательных и обеспечивающих функций постепенно уходят со сцены. Они, безусловно, доминировали в мировом нефтегазовом секторе в период 30-60 гг. XX в. Начиная с середины 80-х гг., усиливается тенденция к формированию гибких структур компаний со значительно большей самостоятельностью отдельных подразделений и видов бизнеса.
Уже в 90-х годах благодаря глобальной информатизации все усиливается тенденция к выравниванию технологического развития разных стран. Технический переворот в средствах информации, связи и транспорта позволяет быстро применять достижения НТР во всех регионах земного шара. В результате созданная в одном государстве новейшая техника и технология, преодолевая искусственные преграды, быстро распространяется по всему миру.
зяйственном процессе возрастать по стоимости и приносить прибыль. Потребность капиталистов в приобретении таких средств видна из того, что в высокоразвитых странах усиливается тенденция к значительному увеличению доли заемных средств в обеспечении расширенного воспроизводства на предприятиях (за счет привлеченных со стороны денег обеспечивается до 4/5 всех средств на увеличение производства).
Для современного производства характерно развитие двух противоположных тенденций. Во-первых, происходит объединение и слияние различных производственных процессов в единый технологический процесс, с одновременной концентрацией производства в рамках промышленной компании в целом и централизацией внутрифирменного управления. Высокоцентрализованными стали планирование, особенно перспективное, техническая политика, политика инвестиций, организация НИОКР и внедрение новой техники, раздел рынков и сфер снабжения (которое в этих условиях теснее увязывается с производством), ведение финансовых расчетов и управление транспортными операциями. Во-вторых, усиливается тенденция к дальнейшему раздроблению и разъединению процессов производства на отдельные специализированные, но взаимосвязанные процессы (то есть происходит углубление специализации производства). В этих условиях еще больше возрастает значение централизации управления, сознательного установления взаимосвязи (специализации) производственных процессов и строгого контроля их осуществления. Это, в свою очередь, требует централизованного управления процессом производства, охватывающего рамки компании в целом.
Управления имуществом Учитывает требования Управления интеллектуальным Управления инвестора Управления используются Управления капитального Управления компанией Управления конкретной Управления корпоративной Управления логистической Управления маркетингом Управления механизации Учитывать капитальные вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|