|
Запланированные результаты
Завершающая стадия планирования трудовых показателей— составление сводного плана по труду. В нем отражаются итоговые показатели по производительности труда, численности работников всех категорий, фондам заработной платы и средней заработной плате. Здесь же приводятся фактические данные по соответствующим показателям за предшествующий планируемому период, что позволяет установить, в какой мере прогрессивны запланированные показатели по сравнению с отчетными.
Эффективность контроля и регулирования зависит от корректирующих действий, направленных на приведение полученных (фактических) результатов в соответствие с запланированными показателями. Планы, в свою очередь, могут уточняться, если результаты сравнений показывают, что какие-то запланированные показатели не могут быть достигнуты. Обратная связь между последним и первым этапами свидетельствует о том, что если они не могут быть реализованы, то необходимо рассмотреть альтернативные курсы действий, которые обеспечат достижение целей организации. Контур обратной связи показывает корректирующее действие, предпринимаемое с целью приведения фактических результатов в соответствие с запланированными показателями.
Наконец, предположим, что компания хотела бы обеспечить постоянный рост объема продаж 20%, не увеличивая собственный капитал и имея следующие запланированные показатели:
Установив цель для своего предприятия, проверьте еще раз, будут ли запланированные показатели способствовать реализации этих целей или что-то необходимо изменить. Определите последовательность шагов, необходимых для достижения этой цели.
Процесс планирования мы уже почти завершили, нужно только получить общие итоги и результаты деятельности подразделений по периодам, за которые мы будем сравнивать запланированные показатели с фактическими.
Мы рекомендуем сначала проводить это сравнение поквартально, как это делалось на фирме Starkfried (табл. 10 и 11). Тем самым Вы сократите до минимума затраты труда и приобретете опыт в использовании новой системы управления. Позже, когда система контроллинга будет освоена, Вы, сможете сравнивать запланированные показатели с фактическими каждый месяц. При неизменном ходе дел в течение всего года проще всего, конечно, определить квартальные планы как показатели, составляющие одну четверть, две четверти и три четверти итогов года. Но это нельзя сделать там, где бывают сезонные колебания. В этом случае можно прибегнуть к прошлому опыту и воспользоваться периодическим планированием.
и мотивация. Планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
Контроль — это объективно необходимая часть планирования. Планируемые стратегии и тактики практически не всегда в точности дадут ожидавшихся результатов. Но обязательно нужно узнать, насколько фактические результаты отличаются от планируемых. Контроль становится инструментом мониторинга, используемым для выявления отклонений фактического положения дел от планируемого, а также определения причин того, что не достигнуты запланированные показатели, для того, чтобы принять дополнительные корректирующие меры.
Контроль есть функциональный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля1. Управленческий контроль — это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления. Фактически все функции управления являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в организации. Например, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития организации (фирмы). Установленные цели и состояние внешней среды определяют альтернативные стратегии или политики, для реализации которых в организации разрабатываются политики и конкретные действия, устанавливаются стандарты и конкретные нормы в действиях самой организации, ее членов и подразделений. Стратегии необходимо пересматривать с учетом реальности, будущего. Поэтому контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей
Сравнение полученных и плановых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения относится к процессам контроля и регулирования деятельности организации. Эффективность контроля и регулирования зависит от корректирующих действий, направленных на приведение фактических результатов в соответствие с запланированными показателями. В свою очередь, планы так же могут уточняться, если результаты сравнений показывают, что отдельные запланированные показатели не могут быть достигнуты. В таком случае необходимо рассмотреть варианты действий, которые помогут обеспечить достижение определенных руководством целей деятельности организации. Это свидетельствует о наличии обратной связи между этапами цикла принятия решений.
Контроль — это объективно необходимая часть планирования. Планируемые стратегии и тактики практически всегда не дадут в точности ожидавшихся результатов. Но обязательно нужно узнать, насколько фактические результаты отличаются от планируемых. Контроль становится инструментом мониторинга, используемым для выявления отклонений фактического положения дел от планируемого, а также определения причин того, что не достигнуты запланированные показатели, для того чтобы принять дополнительные корректирующие меры. Запланированные результаты деятельности предприятия в сводном виде представлены основными показателями, выражающими различные стороны работы завода или комбината в абсолютных и относительных величинах.
Вместе с тем жизнь всегда вносит свои поправки в запланированные результаты. Поэтому в текущей деятельности необходимо учитывать и фактически складывающиеся затраты, и фактически
Может показаться, что компании следует улучшить свое положение по стоимости товара или сервису, чтобы сделать себя более привлекательной для потребителей. Однако возникают другие соображения. Первое — как потребители воспринимают улучшения по каждому из указанных показателей. В четвертой колонке показано, что уровень цены товара и качество сервиса важны для потребителей. Но может ли компания позволить себе заняться снижением цен и как скоро будут получены запланированные результаты? Из пятой колонки видно, что улучшение сервиса приемлемо по затратам средств и времени. Но сможет ли конкурент принять ответные меры и повысить уровень обслуживания? Из шестой
Контроль ежегодных планов Высшее руководство Менеджеры среднего звена Узнать, достигаются ли запланированные результаты Анализ сбыта Анализ доли рынка Сравнение затрат и продаж Финансовый анализ
3« Стратегическое планирование. В конце 19бо-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась. По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами, при этом наиболее типичным явлением была постановка оптимистических целей, с которыми не сходились реальные итоги. Высшее руководство фирмы обычно исходило из того, что в будущем результаты деятельности улучшатся, однако часто предприятие не выходило на запланированные результаты функционирования. Таким образом, оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.
6. Сравните фактические и запланированные результаты
1 Контроль годовых планов Руководство высшего и среднего уровней Проверить, были ли достигнуты запланированные результаты Анализ объема продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения объема продаж к затратам. Финансовый анализ. Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности
Причинами корректировки принятого решения могут быть: ошибки, допущенные в самом решении, изменения в обстановке, происшедшие с момента принятия решения, вызванные непредвиденными внутренними и внешними факторами, неудовлетворительная организация исполнения решений, выявление (появление) дополнительных возможностей, позволяющих перекрыть запланированные результаты. Неизмененное решение (при возникновении такой необходимости) становится не только не эффективным, но и превращается в фактор дезорганизации производства.
указанных показателей? В четвертой колонке показано, что уровень цены товара и качество сервиса имеют важное значение для покупателей. Но может ли компания позволить себе снизить цены и как скоро будут получены запланированные результаты? Из пятой колонки видно, что улучшение сервиса приемлемо по затратам как средств, так и времени. А если конкурент примет ответные меры и повысит уровень обслуживания? Из шестой колонки следует, что возможности конкурента по улучшению сервиса невелики, вероятно, из-за того, что он недооценивает его значение или ограничен в средствах. С учетом данных всех шести колонок выводятся рекомендуемые действия по каждому из конкурентных преимуществ, которые отражены в седьмой колонке. Наиболее целесообразно направить усилия на улучшение сервиса и активизацию рекламной поддержки.
Контроль ежегодных планов Высшее руководство Менеджеры среднего звейа Узнать, достигаются ли запланированные результаты » Анализ сбыта • Анализ доли рынка • Сравнение затрат и продаж » Финансовый анализ ' • Маркетинговый оценочный анализ
указанных показателей? В четвертой колонке показано, что уровень цены товара и качество сервиса имеют важное значение для покупателей. Но может ли компания позволить себе снизить цены и как скоро будут получены запланированные результаты? Из пятой колонки видно, что улучшение сервиса приемлемо по затратам как средств, так и времени. А если конкурент примет ответные меры и повысит уровень обслуживания? Из шестой колонки следует, что возможности конкурента по улучшению сервиса невелики, вероятно, из-за того, что он недооценивает его значение или ограничен в средствах. С учетом данных всех шести колонок выводятся рекомендуемые действия по каждому из конкурентных преимуществ, которые отражены в седьмой колонке. Наиболее целесообразно направить усилия на улучшение сервиса и активизацию рекламной поддержки.
Контроль ежегодных планов Высшее руководство Менеджеры среднего звена Узнать, достигаются ли запланированные результаты * Анализ сбыта » Анализ доли рынка » Сравнение затрат и продаж • Финансовый анализ • Маркетинговый оценочный анализ
Затруднено вследствие Задолженность собственный Завершается разработкой Завершения предыдущей Завершение строительства Завершенный финансовый Зависимых обществах Зависимое положение Зависимость коэффициента Зависимость организации Зависимость предприятия Зависимость себестоимости Задолженностей предприятий вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|