Здравоохранение просвещение



Теория вопроса и практические аспекты рассматриваются на примере приватизации различных предприятий муниципального хозяйства: уборка, транспорт, водоснабжение, коммуникации, торговля, здравоохранение, образование, жилищное хозяйство, организация досуга и отдыха и др.

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА - составная часть соц. рыночной экономики, основой которой являются социально-трудовые отношения (см.). Ключевая роль в формировании структуры и развитии С.-т.с. принадлежит соц. политике государства. В центре С.-т.с. находится человек, взаимодействующий с рыночной средой по поводу организации процесса труда, условий роста его производительности, формирования доходов работника, обеспечения соц. защиты и т.д. К основным отраслям и компонентам С.-т.с. относятся: соц.-культурный комплекс (здравоохранение, образование, наука, культура и т.п.); рынок труда; занятость и безработица; трудовые мотивации (потребности, интересы, мотивы, стимулы, заработная плата, доходы, премии, дивиденды и т.д.; соц. защита населения; соц. обеспечение; соц. страхование; соц. партнерство; стабилизация уровня жизни населения; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, в т.ч. безработных). Перечисленные блоки и компоненты различны по уровням, сущности и содержанию, месту и значению в единой структуре С.-т.с. Только их комплексное, интегрированное рассмотрение дает полное представление о С.-т.с. В процессе рыночных реформ в РФ С.-т.с. пострадала и подверглась отрицательным деформациям в наибольшей мере. Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата многими гражданами мотивации трудовой деятельности, снижение производительности труда и т.д.

Наконец, имеются и воспроизводственные различия. Если техническая интенсификация осуществляется (воспроизводится), как правило, дискретно, скачками, в соответствии с циклами развития научно-технического прогресса, то интенсификация труда есть воспроизводственный процесс перманентного, непрерывного характера. При этом воспроизводится не только сам труд, но и все, что с ним связано: условия труда, потенциал трудовых ресурсов (народонаселение, физическое и психическое здоровье нации, нравственность общества, квалификация работников, их мотивация и т.п.), условия, формирующие потенциал трудовых ресурсов (социальная и экономическая среда, здравоохранение, образование, культура и т.п.), система стимулирования трудовой активности работников (степень совпадения целей общества и предприятия с целями работника, характер связи между мерой труда и мерой потребления и т.п.).

В ходе реформы, при переходе к рынку нельзя упускать из вида социальные и социально-психологические аспекты происходящих изменений. Рыночные преобразования, в каких бы трудных условиях они не происходили, не должны оставлять без внимания людей, их социальные проблемы. Особого внимания при этом заслуживают наименее социально защитные слои населения. Работая в условиях командно-административной системы, люди выполняли цели и задачи, поставленные ею. В новых условиях они зачастую не вписываются в новую систему социально-экономических отношений и в этом не их вина. Уменьшить накал психологической и моральной атмосферы в современном обществе могло бы не только государство, но и крупные хозяйственные образования, способные выполнять ряд таких социально значимых функций, как сохранение и создание новых рабочих мест, решение ряда вопросов, связанных с социальной инфраструктурой (здравоохранение, образование, наука, и т.д.), на нефтегазовом рынке.

При «отпуске цен» важно учитывать ряд новых для России процессов. Это, прежде всего, соотношение цены и стоимости труда: перевод бесплатных услуг в платные (здравоохранение, образование, предоставление жилья и т. д.), а также опережающий рост цен на платные услуги населению. Если в 1998 г. по сравнению с 1990 г. цены на все потребительские товары и платные услуги населению выросли в 11609 раз, то на платные услуги — в 42569 раз. Естественно, опережающий рост цен на услуги населению при переходе к рынку неизбежен, ибо в рыночной экономике услуги обязан оплачивать (по крайней мере, в значительной части) тот, кто их получает. Но при этом должен действовать принцип «сообщающихся сосудов»: уменьшение одной, бесплатной, части «социальной заработной платы» (т. е. объективно необходимых совокупных расходов общества на воспроизводство работника) сопровождается соответствующим увеличением другой ее части. У нас же на практике данный принцип игнорируется, что не может не усиливать отрыв доходов работника от стоимости его воспроизводства.

Целевые установки ОПР стали формироваться с начала 50-х годов. Первоначально при выделении ресурсов страны-доноры отдавали предпочтение решению политических и военно-стратегических задач. Постепенно на передний план выдвигаются экономические проблемы, прежде всего борьба с бедностью. В 50-х — 60-х годах основная масса ресурсов направлялась на капиталоемкие инфраструктурные проекты. Однако социальный эффект такой стратегии был низок. С 70-х годов финансирование инфраструктуры по-прежнему является важным направлением, но значительная часть ресурсов выделяется на так называемые «основные нужды» (пища, жилье, чистая вода, здравоохранение, образование). В 90-х годах целевые установки меняются. Приоритетной задачей провозглашается формирование жизнеспособного частного сектора с тем, чтобы результаты экономического роста ощущали все слои населения и активизировалась интеграция стран — получателей помощи в мировую экономику.

Развитие социальной сферы (система социальной защиты, жилье, здравоохранение, образование) 70,0 — 400,0 770,0 937,0 28,6 2205,6 19,4 I

Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг "(здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

• затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты);

Компоненты «конечное национальное потребление» и «коллективное потребление органами общего управления» пересчитываются согласно концепции «фактического потребления», т.е. расходы государства, связанные с удовлетворением потребностей населения (здравоохранение, образование и т.п.), переносятся из государственных расходов в конечное потребление, соответственно коллективное потребление органами общего управления включает в себя расходы на общее управление и оборону.

Таким образом, природные способности следует рассматривать как стартовый человеческий капитал, который может быть значительно увеличен благодаря инвестициям в обучение и воспитание. Развивающимся странам надо делать инвестиции прежде всего в здравоохранение, образование, науку. Это выгоднее


где Zi (t) — затраты продукции i-й отрасли в году t на строительство новых основных фондов и восполнение выбытия старых; w^1 (t) • — потребление населением (включая здравоохранение, просвещение и т. д.) продукции i-й отрасли в году t; w^ (t) — затраты продукции i-й отрасли в году t на управление и оборону; ql (t) — запасы продукции i-й отрасли на начало года t, т. е. разность qi (t + 1) — qt (t) означает прирост запасов продукции i-й отрасли за год t. Отметим, что продукция не всякой отрасли может быть запасена: нельзя, например, создать больших запасов электроэнергии. В том случае, когда из продукции отрасли нельзя создать запасов (как принято говорить, она нескладируема}, член qt (t + 1) — qi (t) в соотношении (3.2) отсутствует. Внешнюю торговлю мы рассматривать не станем. Затраты конечного продукта на вложения в основные фонды приводят к росту их количества. Динамику основных фондов опишем следующим образом (выбыванием фондов пренебрегаем):

Одновременно предусматривается удвоение расходов на здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение. Причем эти расходы следует рассматривать как инвестиционные вложения, вызванные требованием научно-технической революции. Быстрая количественная перестройка производства требует

Одновременно предусматривается удвоение расходов на здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение. Причем эти расходы следует рассматривать как инвестиционные вложения, вызванные требованием научно-технической революции.

В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Интересны позиции этих авторов в отношении состава и структуры налоговой системы. Налог на прибыль они называют самым устаревшим налогом. Аргументы их убедительны, поскольку в настоящее время прибыль есть скорее расчетный, а не реальный параметр. «...Прибыль, — пишут они, — не является банковски определимым понятием, это есть чисто бухгалтерская дефиниция... Прибыль сегодня нельзя назвать движущей силой экономического развития или целью самого производства... Целью современных крупных корпораций является расширение сферы деятельности, чем тривиальное получение прибыли» [78]. В рассуждениях авторов можно отметить рациональное зерно, поскольку прибавочная стоимость, не приобретая форму прибыли, должна капитализироваться. Это является прямым условием развития экономики. Открыто о наличии прибавочной стоимости в российской практике хозяйствования почти не говорится, рассуждения на этот счет имеются только в теоретических работах общеэкономического характера. Поэтому прибыль остается основной целью производственного функционирования и основным объектом налогообложения. Авторы считают, что более эффективным было бы введение самообложения прибыли по установленным государством нормативам. Сами же предприятия будут устанавливать свою прибыль и сами направлять ее на некоммерческие цели (на культуру, науку, здравоохранение, просвещение и т. п.).

в экономических процессах, в формировании потоков движения финансовых средств. Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. Выработка этих приоритетов представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие различные социальные слои и группы населения, интересы которых выражают специфические общественные организации, представители делового и научного мира, законодательной и исполнительной власти. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства. Отношение между этими статьями определяется многими факторами: положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия находится у власти. Государство финансирует затраты производственного характера, связанные с развитием инфраструктуры (дороги, транспорт, связь). Огромную роль играет бюджет в финансировании образования и подготовки квалифицированных кадров. Государственный бюджет — важный источник финансирования социальных расходов. Доходная часть государственного бюджета складывается главным образом из налоговых поступлений. Здесь же аккумулируются взносы в фонды социального страхования, а также процентные платежи, связанные с расширением государственных ссудных операций. От 75 до 90% (в зависимости от страны) всех налогов и обязательных взносов взимаются с прибылей корпораций и доходов населения, остальные 10— 25% приходятся на обложение имущества и капитала. Налоговая (фискальная) политика является методом государственного воздействия на хозяйственные процессы. Меняя ставки подоходного обложения, правительство может регулировать сумму средств, остающихся «на руках» у населения и корпораций. Исторический опыт свидетельствует о том, что правительствам ряда стран Запада удавалось по-

Однако в течение непродолжительного времени лозунг всемерной экономии финансовых средств превратился в реальную практику экономии в расходах на жизненно важные потребности трудящихся (здравоохранение, просвещение, жилищное строительство, пенсионное обеспечение и т.п.). В то же время партийно-государственный аппарат не ограничивал себя в средствах с целью создания для своих нужд материальных благ и

Затраты общества, прямо и косвенно связанные с воспроизводством рабочей силы, разнообразны (здравоохранение, просвещение, жилищное и культурное строительство и т. д.). Наиболее тесную связь с эффективностью производства и, в частности, с производительностью труда имеют затраты, связанные с приобретением общего и специального образования, профессиональной подготовки и переподготовки . По характеру эти затраты напоминают капиталовложения в основные фонды. В принципе затраты общества можно рассматривать как однопорядковые варианты капитальных затрат в строительство станкостроительного завода, поставляющего оборудование для народного хозяйства, или на создание (расширение) вуза, который будет готовить специалистов (например, для той же, станкостроительной подотрасли).

В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов, по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

бытовых услуг, науку, культуру, здравоохранение, просвещение, искусство, общественные организации, управление. В настоящее время термин «непроизводственная сфера» заменяется понятием социально-культурная сфера.

население водой, газом, теплом, электроэнергией; выручка от оплаты населением услуг транспорта и связи; расходы на содержание отраслей жилищно-коммунального хозяйства; расходы на здравоохранение, просвещение, культуру и искусство, физкультуру и спорт, социальное обеспечение; другие виды платных и бесплатных услуг. Сюда же включаются капитальные вложения в основные фонды в отраслях сферы обслуживания (в т.ч. без капитальных


Значительными финансовыми Значительными преимуществами Значительным изменением Значительным разнообразием Значительной концентрации Значительное изменение Значительное расширение Значительное улучшение Задолженности относится Значительного улучшения Значительному улучшению Значительном расширении Значительно эффективнее вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика