|
Земельный собственник
сах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; 2) с наличием двух сфер — производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД); 3) существованием различных социальных групп населения.
Расходы бюджета — экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению. Включаются затраты на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), оборону страны, содержание органов управления и правоохранительных органов, расходы по государственному внутреннему долгу, затраты на оказание финансовой поддержки территориям и др.
Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны—экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Через государственный кредит осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.
образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, религия
На международном уровне штриховые коды внедрены не только в сферу торговли. В официальном электронном справочнике ООН (по состоянию на январь 1997 г.) определены следующие области использования штрихового кодирования: учет, таможенный контроль, пенсионное обеспечение, здравоохранение, социальное страхование, судебная практика, трудоустройство, статистика, строительство, финансы, промышленность, туризм, торговые сделки и др. В настоящее время штриховые коды нашли применение в сельском хозяйстве и рыбной промышленности (Нидерланды), в охране окружающей среды (Сингапур), в идентификации упаковок монет и банкнот (Дания), при предоставлении телефонных счетов к оплате (Коста-Рика), в грузовых перевозках для отслеживания движения грузов по железным дорогам (Новая Зеландия).
Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Через государственный кредит осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.
Повышению роли государственного бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. За счет бюджетных средств финансируются многие отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Возрастающие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования.
Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Так, необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует сегодня больше средств направлять в социальную сферу, обеспечивая ускоренные темпы ее роста. Вместе с тем, кризисное состояние экономики, десятилетиями длящееся отставание аграрного сектора обусловливают необходимость бюджетных вложений и в отрасли материального производства; такое инвестирование государственных ресурсов создает предпосылки для развития передовых технологий, реализации программы конверсии оборонных предприятий, технического перевооружения базовых отраслей народного хозяйства. Крупные средства выделяются на экологию в соответствии с комплексными целевыми программами.
Следует отметить, что общество участвует в определении порога изъятия части дохода. Оно пытается определить границы деятельности государства через общественные организации, партии и т.п., путем формирования законодательной и исполнительной власти. Государство также пытается расширить сферу своего действия. Чем шире его функции, тем на бблыиую сумму доходов членов общества оно претендует. В связи с этим изменяются и пропорции потребления. Так, если государство берет на себя часть расходов на просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, то это отражается на цене рабочей силы и, следовательно, на уровне оплаты труда.
блоком74 а их!совокупность образует бюджет развития. Классификация расходов по Экономическому содержанию является необходимым условием осуществления финансового контроля над целевым использованием бюджетных средств. Важным критерием тшассификации Асходной части бюджета Является Предметная направленность соШв&тствующих денежных погПоков. При этом в развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов: военные; вмешательство государства в экономику (включают затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на поддержку сельского хозяйства, обеспечение занятости, стимулирование экспорта); содержание государственного аппарата управления; социальные цели (расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение); предоставление субсидий и кредитов другим странам. В России, с точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета
ные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма». ности в условиях полного господства капиталистических производственных отношений неважно даже, слились ли собственник месторождения и капиталист, ведущий его разработку, в одно и то же лицо или нет. Существенным является то, что сама земля превращается в специфическую форму капитала, которая претендует на свою «собственную» долю в прибавочной стоимости. Если промышленный капиталист получит в цене сырья с худшего месторождения причитающуюся ему среднюю прибыль, а земельный собственник «своей» прибыли не получит, то для предпринимателя, ведущего разработку 'месторождения на своей собственной земле, это будет таким же вычетом из его общей прибыли, как и для земельного собственника, сдающего свою землю в аренду. Этого противоборства за «свою» долю прибавочной стоимости между промышленным капиталом и земельной собственностью не возникало в виде исключения лишь в тех колониальных странах, где существовал значительный свободный фонд земель и где, по словам Маркса, «захват части земли уже осевшими колонистами не исключает для новых пришельцев возможности превратить новую землю в сферу приложения их капитала...»8.
ническйм строением капитала. Однако монополия частной собственности на землю препятствовала перераспределению создаваемой в добывающих отраслях избыточной прибавочной стоимости, изолируя их от влияния межотраслевой конкуренции. Основой абсолютной ренты здесь, таким образом, являлось превышение стоимости производства сырья над его ценой производства, или, как пишет К. Маркс, «если капитал наталкивается на чуждую силу, которую он может преодолеть лишь отчасти или совсем не может преодолеть и которая ограничивает его приложение в особых сферах производства, допускает его лишь на условиях, вполне или отчасти исключающих упомянутое общее выравнивание прибавочной стоимости в среднюю прибыль, то, очевидно, в таких сферах производства благодаря превышению товарной стоимостью цены производства товаров возникает добавочная прибыль, которая может превратиться в ренту и как таковая обособиться от прибыли»12. Таким образом, земельная собственность в виде такой «чуждой силы» и преграды противостоит капиталу при его приложении к земле, а земельный собственник в этом же плане противостоит капиталисту. Что касается нефтедобывающей промышленности, то здесь капиталисту или иностранным нефтяным монополиям противостоит конечный собственник недр в его теократическом, феодальном или государственном обличье. Монопольная рента. Одним из основных в учении К- Маркса о ренте был вывод об историческом развитии ее содержания, сущности и форм. «Ниже ли строение земледельческого капитала в определенной стране капиталистического производства, например, в Англии, по сравнению со средним общественным капиталом, — это вопрос, который можно решить лишь статистически и которым детально заниматься было бы излишне для нашей цели, — писал он об абсолютной ренте. — Как бы то ни было, теоретически установлено, что только при этом предположении стоимость земледельческих продуктов может быть выше их цены производства, то есть, что прибавочная стоимость, производимая в земледелии капиталом определенной величины, или, что сводится к тому же, прибавочный труд... приводимый им в движение и подчиненный ему, больше, чем при равновеликом капитале среднего общественного строения. Итак, для той формы ренты, которую мы исследуем здесь и которая может получиться только
С учетом условий переложения предложим анализ каждого налога с точки зрения его переложимости, степень которой определяет внутренняя конструкция налога. Проиллюстрируем условия переложения поземельного налога по Э. Селигману. Указанный налог по закону платит земельный собственник, но кто его будет платить в действительности, зависит от построения налога, от способов его взимания. Возьмем какую-либо западноевропейскую страну, где существует частная собственность на землю. Собственник земли сможет переложить земельный налог на потребителей хлеба путем повышения его цены только в том случае, если этим налогом будут обложены все без исключения .земли, в том числе и самые плохие. Здесь будет действовать закон поземельной ренты, которая образуется, как известно, на участках лучшего качества или более близких к рынку. На самых плохих участках земли ренты не образуется. Цена же на хлеб определяется расходами труда и капитала на наихудших участках, требующих наибольшей затраты труда и капитала. Если будут обложены налогом и эти худшие участки, то их владельцы смогут включить налог в издержки производства и поднять цену на хлеб со своих участков, соответственно поднимется цена хлеба и со всех остальных участков. При таком построении налога он окажется переложенным на потребителей хлеба. Если же налог будет построен так же, как налог на ренту, т.е. будет взиматься только с уча-
Сейчас в странах Запада заметна тенденция куменьшению удельного веса арендованной земли в общем земельном фонде. Это происходит под воздействием ряда факторов. На химических предприятиях создаются многие заменители сельскохозяйственного сырья, повышается концентрация сельскохозяйственного производства, происходит разорение трудящихся крестьян и фермеров из-за возросшей конкуренции на рынках сбыта сельскохозяйственной продукции т.д. Наблюдается и другая тенденция — в одном лице объединяются земельный собственник и предприниматель.
Рентные отношения представляют собой по существу отношения между собственником земли и арендатором по распределению прибыли. Одна ее часть — в виде обычной прибыли — достается предпринимателю, а другую долю — в форме сверхприбыли — получает земельный собственник (рис. 12.5).
Сейчас в странах Запада заметна тенденция куменыиению удельного веса арендованной земли в общем земельном фонде. Это происходит под воздействием ряда факторов. На химических предприятиях создаются многие заменители сельскохозяйственного сырья, повышается концентрация сельскохозяйственного производства, происходит разорение трудящихся крестьян и фермеров из-за возросшей конкуренции на рынках сбыта сельскохозяйственной продукции т.д. Наблюдается и другая тенденция — в одном лице объединяются земельный собственник и предприниматель.
Рентные отношения представляют собой по существу отношения между собственником земли и арендатором по распределению прибыли. Одна ее часть — в виде обычной прибыли — достается предпринимателю, а другую долю — в форме сверхприбыли — получает земельный собственник (рис. 12.5).
Сейчас в странах Запада заметна тенденция к сокращению доли арендованной земли в общем земельном фонде. Это происходит под воздействием ряда причин: на химических предприятиях создаются многие заменители сельскохозяйственного сырья, укрупняется сельскохозяйственное производство, трудящиеся крестьяне и фермеры разоряются из-за возросшей конкуренции на рынках сбыта продукции и др. Наблюдается и другая тенденция — в одном лице соединяются земельный собственник и предприниматель. "
Рентные отношения представляют собой отношения между собственником земли и арендатором по распределению прибыли. Одна ее часть — в виде обычной прибыли — достается предпринимателю, а другую долю — в форме сверхприбыли — получает земельный собственник (рис. 12.4).
Земельный собственник прекрасно осведомлен о .качестве принадлежащей ему земли и учитывает это обстоятельство в арендном договоре. Поэтому разностная прибыль достается ему в виде дифференциальной ренты.
Рентные отношения представляют собой, по существу, связи между собственником земли и арендатором по распределению прибыли. Одна ее часть — в виде обычной прибыли — достается предпринимателю, а другую долю — в форме сверхприбыли — получает земельный собственник.
Значительными изменениями Значительными ресурсами Значительным количеством Значительным сокращением Задолженности организации Значительное отклонение Значительное расстояние Значительное ускорение Значительного повышения Значительного увеличения Значительному увеличению Значительном сокращении Значительно изменилась вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|