|
Вовлеченность персонала
Вовлечение работников в принятие решений
К первым относятся обеспечение благоприятной динамики ключевых рыночных индикаторов: рыночной капитализации, дохода (прибыли) на акцию, рентабельности собственного капитала и др.; ко вторым — занятие ниши на рынке продукции, завоевание определенной доли на этом рынке, обеспечение заданного темпа роста имущественного потенциала и (или) прибыли и др.; к третьим — обеспечение рентабельности отдельных производств и подразделений, снижение себестоимости продукции, обеспечение достаточного уровня диверсификации производственной деятельности и др.; к четвертым — обеспечение требований экологического и природоохранного характера, вовлечение работников в процесс управления, разработка мероприятий по снижению текучести кадров и повышению привлекательности фирмы для новых сотрудников и др.
К первым относятся обеспечение благоприятной динамики ключевых рыночных индикаторов: рыночной капитализации, дохода (прибыли) на акцию, рентабельности собственного капитала и др.; ко вторым — занятие ниши на рынке продукции, завоевание определенной доли на этом рынке, обеспечение заданного темпа роста имущественного потенциала и (или) прибыли и др.; к третьим — обеспечение рентабельности отдельных производств и подразделений, снижение себестоимости продукции, обеспечение достаточного уровня диверсификации производственной деятельности и др.; к четвертым — обеспечение требований экологического и природоохранного характера, вовлечение работников в процесс управления, разработка мероприятий по снижению текучести кадров и повышению привлекательности фирмы для новых сотрудников и др.
Принципы подбора и расстановки персонала Условия найма и увольнения Формы оплаты труда Пути повышения производИ- Вовлечение работников в управление на низовом уровне Рабочие бригады и их функции Мотивация труда работников и творческая инициатива Организационная культура фирмы
Как проблемные группы, так и кружки качества предусматривают вовлечение работников в процесс управления производством на технологическом уровне и прежде всего в процессе управления качеством выпускаемой продукции. Они играют важную роль во внедрении в практику таких новых систем управления ресурсами, как "точно в срок", новых систем обслуживания потребителей и новых производственных линий. Вместе с тем деятельность проблемных групп и кружков качества не увязывается с достижением общих целей фирмы и с привлечением работников к управлению на уровне фирмы в целом, к принятию управленческих решений. Для привлечения работников фирмы к управлению на высшем уровне в американских фирмах используются такие формы, как создание комитетов при совете директоров, в которые входят представители всех категорий работников, заинтересованные в решении конкретных проблем, связанных как с возникающими ситуациями, так и с вопросами реорганизации фирмы, разработки и применения новых систем
Принцип 3. Вовлечение работников. Люди —наиболее ценный актив предприятия, поэтому наилучшее использование человеческого капитала может принести максимальную пользу. Система качества и ее механизмы должны побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении деятельности предприятия, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать свои знания и опыт коллегам, представлять свое предприятие потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.
ко вторым — занятие ниши на рынке продукции, завоевание определенной доли на этом рынке, обеспечение заданного темпа роста имущественного потенциала и (или) прибыли и др.; к третьим — обеспечение рентабельности отдельных производств и подразделений, снижение себестоимости продукции, обеспечение достаточного уровня диверсификации производственной деятельности и др.; к четвертым — обеспечение требований экологического и природоохранного характера, вовлечение работников в процесс управления, разработка мероприятий по снижению текучести кадров и повышению привлекательности фирмы для новых сотрудников и др.
Стимулирование выполняет особую социально-экономическую функцию, обеспечивающую вовлечение работников в процесс создания и использования технических новшеств. От системы стимулирования зависят не только темпы обновления производства, но и воспитание нового человека, пробуждение его творческой активности. Однако несмотря на обилие теоретических работ, посвященных научно-техническому прогрессу, следует отметить отсутствие публикаций, представляющих собой глубокое исследование практики стимулирования, научных обобщений и рекомендаций по созданию эффективных систем стимулирования научно-техниче-
Третий принцип — вовлечение работников. Это одно из ключевых
Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации — таковы важнейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия, когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся, находящая институциональное выражение в деятельности профессиональных союзов.
Доктрина человеческих отношений — гуманитарный подход, ориентированный на гуманизацию трудовых процессов, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой организации. Долговременный расчет численности персонала — количественная и качественная оценка потребности в кадрах на период более трех лет, учитывающая планы развития организации, динамику профессионального состава, изменение технологии деятельности и другие внутренние и внешние параметры. Можно выделить три уровня продукта: продукт по замыслу, продукт в реальном исполнении и продукт с подкреплением. Продукт по замыслу представляет собой выгоду или услугу, которую он несет и которая востребована целевыми покупателями. Продукт в реальном Исполнении — это композиция «реальных» характеристик, включая функции, качество, возможности, дизайн и стиль, упаковку и марку продукта. Продукт с подкреплением является всем вышеперечисленным плюс более «мягкие» сервисные аспекты, которые упрощают покупку и успокаивают покупателей. Это может быть гарантийное обязательство, обслуживание, доставка, кредит, установка, послепродажная поддержка и вовлеченность персонала. Например, когда семья покупает видеоприставку, она получает выгоду — средство развлечения. Реальный товар состоит из торговой марки, стиля, упаковки и технических характеристик. Вдобавок к этому семья будет рассчитывать на
Ф качество достигается через сотрудничество, обучение, мотивацию и вовлеченность персонала, дисциплину, организованность, стиль работы "в команде", а не через силу, окрик и поиск виновных.
придаваемое значение — это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании; вовлеченность персонала в реализацию социальных и экологических целей компании. Возможны два основных варианта реализации социальных и экологических целей: формирование отдельных коллективов в составе компании для их профессионального выполнения; участие всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время для их выполнения.
Важными параметрами социальной ответственности являются широта, временнбй интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Вовлеченность персонала — уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:
Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности — это приобретаемая черта характера в результате воспитания и учета моральных норм общества. Важными параметрами социальной ответственности являются: широта, временнбй интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
• новый стиль менеджмента, основанный на гуманистической философии, обеспечивающий высокую мотивацию и вовлеченность персонала;
Глупо обращаться к исполнителям, когда их доля в проблемах качества 4—15%, а за остальное отвечает менеджмент и построенная им система. Но когда вовлеченность персонала в систему качества невысокая, и соответственно более 50% проблем качества несоответствий — доля исполнителей, призывы и лозунги нужны как средство вовлечения персонала в систему непрерывного улучшения качества. Но прежде надо начать работать с фактическими данными о качестве продукции и процессов, тогда расплывчатые лозунги и призывы изменятся на конкретные и понятные.
Руководство проявило большую заинтересованность в функционировании процедуры, а личное участие В. Н. Чуплыгина, в то время заместителя директора по качеству, в разъяснении рабочим целей и задач процедуры обеспечило вовлеченность персонала.
Вовлеченность персонала, решение проблемы достоверности данных (с 1995 г. в производстве введена процедура межоперационного учета стекла) позволили перейти к работе по непрерывному улучшению качества технологического процесса. Руководители, мастера, специалисты основывают теперь свою работу на информации о качестве работы участков, подразделений, оборудования в виде диаграмм Парето, ленточных диаграмм, графиков динамики. В настоящее время в каждую смену заполняется около 250 контрольных листков девяти видов. Общий объем информации, обрабатываемой ежедневно, составляет около 40 тыс. данных.
Второй аспект: степень точности или неопределенности требований и положений документов. Причем чем выше уровень культуры компании и чем выше вовлеченность персонала в систему менеджмента и процессы улучшения качества, тем менее определенными могут быть требования и положения документов.
Важнейшая характеристика Важнейшая составляющая Важнейшей проблемой Важнейший экономический Важнейшие категории Важнейшие показатели Важнейших документов Важнейших компонентов Выявления результатов Важнейших преимуществ Важнейших составляющих Важнейших закономерностей Важнейшими характеристиками вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|