Организация финансовой



Как было показано в предыдущих разделах, финансовый менеджмент в широком смысле представляет собой управление финансовыми потоками, конечной целью которого является удовлетворение интересов всех сторон, участвующих в инициировании (т. е. в оглашении оферты) и организации (т. е. осуществлении, фактической реализации) этих потоков. Инициация финансовых потоков делается финансовыми донорами и реципиентами: первые имеют возможность предоставить финансовые ресурсы, вторые знают, как ими распорядиться, т. е. имеют портфель проектов, инвестировав средства в которые можно получить доход, достаточный для возврата привлеченных средств и вознаграждения их собственников. Организация финансовых потоков реализуется с помощью организационно-инструментали-стской триады: рынки, институты, инструменты. На рынках осуществляются аккумулирование предложений по инвестированию и финансированию, поиск и сведение вместе конкретных реципиентов и доноров, причем открытость рынка в большей или меньшей степени способствует оптимизации денежных потоков. Практическая реализация предложений инвестиционного и финансового характера, т. е. организация возмездного и взаимовыгодного перелива денежных средств от их поставщика (донора) к потребителю (реципиенту) осуществляется с помощью различных рыночных инструментов, позволяющих наиболее эффективно удовлетворить цели конкретных участников операции. Поиск и сведение финансовых доноров и реципиентов берут на себя финансовые институты, профессионально работающие на финансовом рынке.

Организация финансовых потоков и управление ими зависят от многих факторов; в их числе: тип бизнеса, размеры предприятия, его организационная структура управления и др. Совершенно очевидно, что роль и принципы организации финансовых потоков, объемы мобилизуемых при этом ресурсов, степень защищенности интересов кредиторов резко различаются в коммерческой и благотворительной организациях, в финансовой и строительной компаниях, в крупном универмаге и небольшом киоске. Действующим законодательством в России предусмотрено создание различных типов хозяйствующих субъектов, организационно-правовая форма которых накладывает определенный отпечаток и на принципы управления финансами в том или ином случае.

стандартный товар, однако практика показывает, что они имеют самые разнообразные формы. Наиболее простое и стандартное решение - это договор со своим банком о выдаче необеспеченной ссуды. Например, многие компании полагаются на необеспеченные банковские займы для финансирования временного увеличения запасов. Такие займы называются самоликвидирующимися - другими словами, продажа товаров обеспечивает деньги для погашения кредита. Другой популярной формой банковских займов является организация финансовых "мостов". В этом случае ссуды служат для промежуточного финансирования до завершения проекта, до того момента, когда откроется долгосрочное финансирование".

В системе финансовых отношений материального и нематериального производства ведущая роль принадлежит финансам предприятий, организаций, учреждений, так как они обслуживают основное звено хозяйствования, где создаются материальные и нематериальные блага. Именно в рамках основного звена хозяйствования концентрируется преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающая процесс расширенного воспроизводства в обществе. При этом организация финансовых отношений на уровне субъекта хозяйствования должна быть построена таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности общественного производства.

До сих пор мы рассматривали банковские кредиты, как будто это некий стандартный товар, однако практика показывает, что они имеют самые разнообразные формы. Наиболее простое и стандартное решение — это договор со своим банком о выдаче необеспеченной ссуды. Например, многие компании полагаются на необеспеченные банковские займы для финансирования временного увеличения запасов. Такие займы называются самоликвидирующимися — другими словами, продажа товаров обеспечивает деньги для погашения кредита. Другой популярной формой банковских займов является организация финансовых "мостов". В этом случае ссуды служат для промежуточного финансирования до завершения проекта, до того момента, когда откроется долгосрочное финансирование".

Уточнение целей бизнеса и инвестиционный анализ позволяют выбрать вариант его реструктуризации и приступить к разработке программы перестройки деятельности фирмы. Обычно при этом используется специальное программное обеспечение, которое позволяет разрабатывать новую экономическую модель. При этом составляются схемы взаимодействия с «внешним миром», формируется структура управления, планируется организация финансовых потоков на предприятии, определяется уровень необходимых ресурсов, уточняется организационно-штатная структура, корректируется технология производственных процессов, разрабатываются схемы контроля за внедрением проекта, фиксируются требования к программному обеспечению сопровождения технологических процессов. Новая модель бизнеса обычно создается в двух вариантах. В них характеризуются меры, обеспечивающие намечаемый уровень рентабельности.

1. Суть концепции основоположников классической политэкономии Л. Смита и Д Рикардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца 20-х годов двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов.

И действительно в 30-60-х годах XX в. так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государству. В результате еще более усиливается роль финансов в перераспределении национального дохода.

Банки, прекращая финансирование производства в первую очередь на предприятиях, где вводился рабочий контроль, создавали трудности в приобретении сырья и материалов. Вместе с тем они беспрепятственно выдавали деньги со счетов бывшим хозяевам, спешившим спасти свое богатство или помочь контрреволюции. Организация финансовых отношений на новых социалистических началах шла путем преодоления саботажа чиновников Государственного банка и Казначейства, отмены коммерческой тайны, расширения рабочего контроля за деятельностью администрации и регламентации деятельности частных банков, а затем их национализации и слияния с Государственным банком и учреждения Народного банка РСФСР.

Как показывает диаграмма, в странах, в которых организация финансовых рын-

1) организация финансовых отношений;


Финансовый план и рентабельность нефтебаз. Организация финансовой работы, учета и отчетности на нефтебазах

1 Примеры, приведенные в данной главе, взяты из брошюры И. М.Бройде. Финансовый план и организация финансовой работы предприятия. НТО нефт. и газ. пром. Миннефтепром. М., «Недра», 1973. 47 с.

12.7. Организация финансовой работы предприятия

12.7. Организация финансовой работы предприятия 304

Несложно заметить, что организация финансовой службы предусматривает осуществление мониторинга за ходом действий в рамках обозначенных пяти областей. Действительно, в каждом предприятии регулярно составляются финансовый план и годовой отчет; актив баланса позволяет обосновывать решения инвестиционного характера; пассив баланса дает оценку состояния источников финансирования; отчет о прибылях и убытках, рассматриваемый в динамике, позволяет судить-о прибыльности предприятия в среднем; бюджет денежных средств, данные учета и отчетности и отчет о движении денежных средств позволяют давать аналитическую оценку и осуществлять контроль за состоянием платежно-расчетной дисциплины.

Несложно заметить, что организация финансовой службы предусматривает осуществление мониторинга за ходом действий в рамках обозначенных пяти областей. Действительно, в каждом предприятии регулярно составляются финансовый план и годовой отчет; актив баланса позволяет обосновывать решения инвестиционного характера; пассив баланса дает оценку состояния источников финансирования; отчет о прибылях и убытках, рассматриваемый в динамике, позволяет судить о прибыльности предприятия в среднем; бюджет денежных средств, данные учета и отчетности и отчет о движении денежных средств позволяют давать аналитическую оценку и осуществлять контроль за состоянием платежно-расчетной дисциплины.

Во втором разделе учебника излагается организация финансовой работы на предприятии: плановой, аналитической, оперативной. В отдельной главе рассматриваются вопросы банкротства предприятий и критерии оценки их неплатежеспособности.

• организация финансовой работы хозяйствующего субъекта;

Раздел П. Организация финансовой работы

14.1. Организация финансовой службы

Рис. 14.1. Организация финансовой работы на предприятии


Осуществляющим деятельность Осуществляются одновременно Осуществляют финансовый Осуществляют мероприятия Осуществляют различные Осуществляют управление Обязательств принимаемых Осуществления долгосрочных Осуществления государственной Осуществления инновационного Осуществления инвестиционной Осуществления коммерческой Осуществления международных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика