|
Эволюционные изменения
НОРМЫ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРОВ-АНАЛИТИКОВ
мими собой за соответствие высоким стандартам этического поведения. Национальная ассоциация бухгалтеров обнародовала следующие стандарты этического поведения для бухгалтеров-аналитиков. Бухгалтеры-аналитики не должны совершать действия, противоречащие этим стандартам, они не должны мириться и с совершением таких действий другими лицами в пределах их организации.
Национальная ассоциация бухгалтеров (NAA) опубликовала стандарты этического поведения менеджеров-бухгалтеров. Они касаются пяти областей: (1) компетентность; (2) конфиденциальность; (3) честность; (4) объективность; (5) этические конфликты. Приведем выдержки из стандартных решений этических конфликтов.
AER Правила этического поведения (Австралия) Australian Ethical Rulings
Гринвуд (Greenwood), обобщая результаты социологических исследований, вывел пять общих свойств, характерных для всех профессий: а) теоретические знания; б) авторитет; в) поддержка общества; г) кодексы этического поведения; д) культура. Остановимся на них подробнее.
Кодекс этического поведения
Общая этика рассматривает законы морали (писаные и неписаные), определяющие, что правильно, а что нет. В истории создания правил этического поведения важную роль сыграла религия, наделившая Всевышнего правом вознаграждения и наказания за совершаемые поступки [48]. Особое место в формировании морального поведения также занимают семья и культура. Конечная цель состоит в обеспечении гармонии взаимоотношений внутри социальных групп. Таким образом, человек возлагает на себя определенные обязательства без давления со стороны.
Для обеспечения социального контроля профессия должна разрабатывать правила управления своими членами. В общем смысле эти правила сводятся в кодекс этического поведения, «моральный кодекс», объединяющий «правила и наставления, разработанные для стимулирования отношений и поведения практиков данной профессии, что позволяет поддерживать общественное доверие» [19, с. 86]. Таким образом, каждая профессиональная группа сама вводит предписания, которые направлены на удовлетворение нужд и интересов общества. Однако всегда существует опасность того, что общество отменит привилегию саморегулирования, если профессия не сможет убедить общество в приемлемости поведения своих членов.
В настоящее время бухгалтерская профессия в некоторых странах делится на ряд групп, каждая из которых имеет свой этический кодекс. Главную группу составляют присяжные бухгалтеры, другие же включают внутренних аудиторов, специалистов по управленческому учету и финансовых менеджеров. Бухгалтер может состоять членом одной или нескольких ассоциаций. В последнее время стало популярным мнение о том, что кодекс этического поведения создан для регулирования деятельности бухгалтеров коммерческих предприятий и теоретиков бухгалтерского учета [35, 37].
Хотя в Новой Зеландии никаких специальных преобразований или реформ в области этики не предпринималось, это не означает, что бухгалтерская профессия здесь оставляет этические проблемы без внимания. В 1992 г. вступил в действие Кодекс этического поведения в новой редакции [47]. Он включает семь «целенаправленных» фундаментальных принципов (честности, объективности, профессиональной компетенции, добросовестности и своевременности, технических стандартов, профессионального поведения, конфиденциальности и независимости), формирующих основу 70 этических положений.
Проблема связана не только с самой профессиональной организацией, но имеет отношение также и к ее членам, которые должны быть ответственны за сохранение репутации и благополучия профессии. Один из путей достижения этих целей сводится к совершенствованию правил этического поведения. Нынешняя аграрная реформа в России не дает ожидаемых результатов не потому, что стратегия преобразований ориентирована на приоритет частной собственности. Причина негативных тенденций в том, что не создано экономических, правовых социальных условий для обеспечения механизма ее реализации. Отсюда основополагающими принципами такой концепции должны быть, во-первых, достаточно длительный переходный период, во-вторых, эволюционные изменения в аграрных отношениях по мере созревания социальной базы, в-третьих, создание прочного законодательного фундамента.
Закон убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем. Закон отражает развитие систем на конечной стадии цикла. Когда технологические и эволюционные изменения проникают всюду, то дальнейшее их движение принимает эволюционный характер, а отдача от них все больше приближается к своему нижнему пределу. Со временем каждое последующее поколение, каждая последующая модель начинает приносить все меньшие приросты производительности, а затраты на их внедрение если не возрастают, то и не уменьшаются. В этом заключается некий технологический императив: всякое принципиально новое направление техники не беспредельно, не может дать больше того, что в нем заключено (генетический подход).
Нынешняя аграрная реформа в России не дает ожидаемых результатов не потому, что стратегия преобразований ориентирована на приоритет частной собственности. Причина негативных тенденций в том, что не создано экономических, правовых социальных условий для обеспечения механизма ее реализации. Отсюда основополагающими принципами такой концепции должны быть, во-первых, достаточно длительный переходный период, во-вторых, эволюционные изменения в аграрных отношениях по мере созревания социальной базы, в-третьих, создание прочного законодательного фундамента.
Одно из существенных ограничений, которое должен учитывать современный руководитель, — невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами: 1) медленные эволюционные изменения и 2) динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения.
Поскольку окончание XX в. ознаменовалось вступлением в новую эпоху информационного общества и глобализации экономики, эволюционные изменения его последнего десятилетия изменяют конфигурацию мировой экономики, влекут за собой качественные сдвиги в экономической деятельности человечества.
За последние десять лет им рынках ценных бумаг ряда стран произошли большие эволюционные изменения, вызванные экономическим развитием и глобализацией экономик, а также крупные потрясения в конце 90-х годов (азиатский финансовый кризис, дефолт в России).
Эволюционные изменения связывают со стадиями жизненного цикла организации, где реструктуризация используется в полной мере на стадии зрелости предприятия. Классические работы Л.Грейнера*" показывают зависимость между характером управленческих изменений, размерами и темпами роста организаций, проявляющихся в разной интенсивности стратегических изменений (рис.7.3.) Каждый переход от одной фазы жизненного цикла организации к другой есть реакция на накопившиеся проблемы. После перехода старые проблемы снимаются и накапливаются новые. На каждом этапе меняются не только цели бизнеса, но и организационные механизмы, корпоративная культура, управленческие подходы (табл. 7.1.)
Эволюционные изменения в рамках организационного развития подразумевают планирование и осуществление управленческих процессов изменений социальных систем с привлечением широкого круга участников. Это долгосрочный, тщательный и всеобъемлющий процесс изменений организации и привлечения работающих в ней людей к участию в процессе изменений на основе партнерства и взаимного доверия.
Выбор метода организованного развития или реинжиниринга бизнес-процессов зависит от многих факторов, но определяющее значение имеет отношение персонала к изменениям и возможности властных полномочий как со стороны руководства, так и сотрудников. Свобода действий высшего руководства, преобладание экономических целей требуют радикальных изменений. Дополнительный учет социальных целей, участие сотрудников в реорганизации позволяют проводить эволюционные изменения. Ситуационная готовность к переменам оценивается в зависимости от вида кризиса, в котором оказалось предприятие, и тех областей, которые представляют опасность для достижения целей. Это могут быть срочные меры (например, кризис ликвидности), приводящие к сохранению платежеспособности, или среднесрочные меры, позволяющие улучшить положение предприятия по экономическим показателям на основе выявления негативных причин в деятельности предприятия и его подразделений, а также оценки внешней среды. Долгосрочные меры связаны со стратегическим кризисом, который может быть ликвидирован путем изменения прежней или принятия новой концепции развития предприятия, и в этом случае метод ре-ижиниринга бизнес-процессов наиболее предпочтителен.
Модель тактического менеджмента предполагает эволюционные изменения, хотя иногда и очень масштабного характера. Некоторые исследователи считают, что постепенные усовершенствования не обеспечивают такой скорости развития предприятия, при которой оно смогло бы удержать свои конкурентные позиции и по-прежнему преуспевать в обстановке чрезвычайно быстрых экономических перемен. Единственным вариантом развития, по их мнению, является мгновенный скачок, например полная реорганизация всех коммерческих операций или переход к организации мирового уровня.1
Эволюционные изменения происходят в относительно стабильной среде и включают в себя:
Эволюционные изменения Эффективность финансово Эффективность хозяйственной Эффективность инвестиций Эффективность исследований Эффективность маркетинга Эффективность общественного вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|