Образовательных учреждений



Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании учебных и программ для подготовки студентов по специальности «Охрана окру-" среды и рациональное использование природных ресурсов». Министерством образования РФ согласно требованиям образовательных стандартов в учебный план подготовки студентов по специальности 32 07 00 элективный курс «Физические методы воздействия на

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ -правопреемник упраздненных Министерства образования РФ и Гос. комитета РФ по высшему образованию. Деятельность М.о. и п.о. РФ направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, гос. образовательных стандартов, функционирования системы образования на уровне гос. нормативов. На М.о. и п.о. РФ возложены следующие основные задачи: разработка и реализация це-

левых федеральных и международных программ в области образования; разработка гос. образовательных стандартов и установление эквивалентности (ностри-фикация) документов об образовании (в т.ч. и документов иностранных государств); лицензирование деятельности образовательных заведений независимо от их организационно-правовых форм, а также их гос. аккредитация; осуществление полномочий учредителя подведомственных учебных заведений; установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам педагогических работников; формирование структуры системы образования, разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений; разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ, организация издательства учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий; содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования образовательных учреждений, по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; разработка гос. нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; участие в изучении потребности рынка в специалистах, прогнозирование развития сети образовательных учреждений; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем профессионального образования по определению объема и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области; контроль исполнения законодательства РФ в области образования, гос. образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в области образования. Аппарат министерства включает следующие управления; научно-исследовательских работ; финансирования научных исследований и инноваций; по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами; учебных заведений среднего профессионального образования, профес-

литика и гос. гарантии прав граждан нашей страны в области высшего и послевузовского профессионального образования, закреплена автономия вузов и академические свободы. Закон установил структуру системы высшего и послевузовского профессионального образования, назначение и содержание гос. образовательных стандартов и образовательных программ, ступени высшего профессионального образования (бакалавр, дипломированный специалист, магистр), документы об образовании. Предусмотрены виды и наименования высших учебных заведений, их структура, основные задачи, которые они решают, порядок создания и реорганизации вузов, их лицензирования и аккредитации, а также управления высшим учебным заведением. Большое место в Законе уделено субъектам учебной и научной деятельности — студентам, слушателям, докторантам, аспирантам, соискателям, работникам высших учебных заведений, — их правам, обязанностям, предоставляемым льготам. Закон установил субъектов в области высшего и послевузовского профессионального образования, методы и сроки гос. контроля за качеством этого образования. Важнейшей частью Закона является глава об экономике системы высшего и послевузовского профессионального образования. За высшим учебным заведением учредитель закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, иное необходимое имущество. Высшему учебному заведению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физ. и юридическими лицами, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности высшего учебного заведения, на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. За гос. и муниципальным высшим учебным заведением закрепляются в бессрочное и безвозмездное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки. Закон определил порядок и размеры финансирования гос. высших учебных заведений за счет федерального бюджета и внебюджетных средств, получаемых от осуществления платной деятельности вузов в соответствии со своим уставом. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на опла-

4) повышение эффективности работы высших учебных заведений, связанной с выполнением требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и образовательных программ вузов, с рациональной организацией учебного процесса, планированием учебной нагрузки, а также дальнейшим совершенствованием научно-методического, информационного, кадрового, материально-технического и финансового обеспечения учебного процесса для улучшения качества подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях.

образовательного процесса в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

щегося, студента, родителей; институт времени обучения, включая время отдыха; институт дисциплины труда, включая методы стимулирования, мотивации обучения; институт содержания образования; институт условий обучения; институт государственных образовательных стандартов.

• государство как собиратель и распределитель налоговых поступлений проводит налоговую и распределительную политику в соответствии с принципом приоритетности сферы образования и, в первую очередь, в частности, связанной с обучением в рамках государственных образовательных стандартов.

Независимость нормативов бюджетного финансирования от организационно-правовых форм образовательных учреждений. Этот принцип вытекает из равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатного образования в объеме государственных образовательных стандартов и равноправия всех форм собственности

В дальнейшем эти выводы станут основой разработки образовательных стандартов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и муниципальное финансирование образования. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств из бюджета на нужды образования в размере не менее 10%, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений подлежат ежеквартальной индексации в зависимости от темпов инфляции. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 000 человек, проживающих в Российской Федерации.


i, научных и образовательных учреждений, приро-

АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ -процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания — присваиваться лицам, которые имеют глубокие профессиональные звания и научные достижения в определенной отрасли науки. А.н. и н.-п.р. осуществляется высшим аттестационным комитетом РФ, Министерством общего и профессионального образования РФ, научными, научно-исследовательскими, научно-производственными организациями и высшими учебными заведениями в соответствии с "Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 и "Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611.

БЮДЖЕТ СЕМЕЙНЫЙ - соотношение фактических доходов и расходов семьи за неделю, месяц или год, характеризующее ее благосостояние, степень достатка. Как правило, расчет ведется в среднем на одного члена семьи. В РФ совокупный денежный доход семьи образуют: заработная плата, материальная помощь, единовременные пособия и др. выплаты, подлежащие налогообложению; все виды пенсий и компенсаций к ним; стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений; ежемесячные пособия на детей, а также пособия по уходу за ребенком; стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства, используемых на личное потребление; доходы от собственности, проценты от вкладов в банки, акций и др. ценных бумаг. По итогам 1997 г. уровень реальных денежных доходов населения снизился по сравнению с 1991 г. примерно на 40%. При этом доля оплаты труда в совокупных доходах упала с 70 до 44%. Одновременно усилилась дифференциация доходов. Если среднедушевой месячный доход в целом по стране достиг 880 руб., то у четверти населения доходы на одного человека не превышали 400 руб. Доходы 10% населения, составляющего группу наиболее обеспеченных граждан, превышали 2 тыс. руб. на одного человека в месяц, что в 12 раз больше доходов наименее обеспеченных семей. Расходную часть семейного, по преимуществу потребительского, бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение различных взносов (в т.ч. проценты за кредиты), на покупку товаров краткосрочного и длительного пользования, а также оплата услуг и сбережения. При этом более половины денежных расходов россиян тратится на продовольствие, что подтверждает тенденцию к обеднению значительной части населения. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень достатка семьи, качество и уровень ее жизни. Через статьи семейного бюджета явственно проступают как благосостояние различных групп населения страны, региона, так и благополучие основной массы работников конкретной организации.

Общеобразовательные программы решают задачу формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы до-щкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы по конкретной профессии, специальности устанавливается соответствующим гос. образовательным стандартом. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах. В условиях образовательного учреждения это может быть очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы. Кроме того, существуют семейное образование, самообразование, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения обра-• зования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый гос. образовательный стандарт. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть гос., муниципальными и негос. Организационно-правовая форма образовательного учреждения зависит от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть: органы гос. власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ, граждане РФ и иностранные граждане. Закон не запре-

щает совместное учредительство образовательных учреждений. Негос. образовательные учреждения создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Многообразны типы образовательных учреждений. Это дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения дополнительного образования детей, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. Они носят различные названия — детские сады, детские дома, интернаты, школы, профессионально-технические училища, лицеи, колледжи, университеты, академии, институты, бизнес-школы и т.п. Деятельность гос. и муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ. Для негос. образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях носят рекомендательный характер и являются примерными. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, а также образовательные учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности. В пределах каждого уровня профессионального образования дополнительные образовательные программы направлены на непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, юных натуралистов и т.п. По данным Министерства общего и профессионального

образования РФ в нашей стране в 1996 г. функционировало 145 тыс. гос. и муниципальных учреждений дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования, 2640 средних специальных образовательных учреждений, 567 высших учебных заведений, представленных в двухстах городах России. В учреждениях системы образования воспитывалось, обучалось и работало в 1996 г. примерно 40 млн. человек. Число обра-зовательних учреждений в последние годы пополнилось за счет создания негос. школ, лицеев, вузов и т.п. В 1996 г. в системе общего образования работало 540 негос. образовательных учреждений, и их количество продолжает увеличиваться. В системе высшего профессионального образования лицензию на право образовательной деятельности получило более 200 негос. вузов, в которых обучается 5,5% всего контингента студентов страны. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ НА КАДРОВУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ - нормативно-правовые, нормативно-методические законодательные и подзаконные акты, регламентирующие работу с кадровой документацией (ее состав, структуру документов, их реквизиты, правила оформления и т.д.). При подготовке кадровой документации и приказов по личному составу необходимо руководствоваться ст. КЗоТ РФ в редакции от 25 сентября 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. КЗоТ прямо указывает на необходимость документирования трудовых правоотношений: трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме; прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия и объявляется работнику под расписку; на всех работников ведутся трудовые книжки и т.д. Действующие в настоящее время подзаконные акты регламентируют работу с конкретными видами кадровых документов. Так, оформление, учет и ведение трудовых книжек работников описаны в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях в редакции от 2 августа 1985 г. (постановление Госкомитета СССР по труду и соц. вопросам от 2 августа 1985 г. № 252). В дальнейшем в Инструкцию вносились изменения и дополнения, касающиеся порядка выдачи дубликата трудовой книжки, внесения сведений о работе по совместительству и др. При подготовке организационно-распорядительных документов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего образования; создает основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства по всей территории России. Г.о.с.в.п.о. необходим для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, а также для признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. Г.о.с.в.п.о. состоит из федеральных и национальных компонентов, которые включают: общие требования к основным образовательным программам высшего профессионально-го образования, к условиям их реализа-ции, в т.ч. к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению (специальности); сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в гос. и муниципальных образовательных учреждениях; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Национально-региональные компоненты Г.о.с.в.п.о. отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов; их содержание определяется высшим учебным заведением самостоятельно. Г.о.с.в.п.о. предусмотрены различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы. Эти программы, определяющие содержание учебного процесса в вузе по конкретным направлениям подготовки или специальностям (учебные планы, . программы учебных курсов, программы итоговой аттестации и т.п.) разрабатыва-

ДОЦЕНТ — ученое звание преподавателя высшего учебного заведения, предшествующее ученому званию профессора; лицо, имеющее это ученое звание; должность на кафедре высшего учебного заведения. Федеральным законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ установлено, что ученое звание Д. может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях. В соответствии с Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611, ученое звание Д. по кафедре присваивается по результатам экспертизы аттестационных документов Министерством общего и профессионального образования РФ научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов на основании представлений ученых советов (советов) этих учреждений. Ученое звание Д. по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, занимающим должности Д., профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образо-

нательных учреждений повышения квалификации и успешно проработавшим в этих должностях не менее календарного года, если указанные лица читают курс лекций на высоком методическом и научном уровне и их стаж педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышения квалификации составляет не менее трех лет, а также, как правило, если они являются авторами: не менее двух учебно-методических работ или учебного пособия, изданных в течение последних трех лет; не менее двух научных работ или монографий (главы монографии), изданных в течение последних трех лет. Ученое звание Д. по кафедре может быть присвоено в виде исключения лицам, имеющим высшее образование, занимающим должности Д., профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя "заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации и успешно проработавшим два календарных года в этих должностях, если указанные лица читают курс лекций на высоком методическом и научном уровне и их стаж педагогической работы составляет не менее пяти лет, а также, как правило, если они: являются единоличными авторами учебника (учебного пособия) или соавторами не менее двух учебников (учебных пособий) для высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации, общеобразовательных учреждений или образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, рекомендованных к использованию в сфере образования Министерством общего и профессионального образования РФ, др. министерствами и ведомствами РФ или соответствующими учебно-методическими объединениями и изданных в течение последних пяти лет; являются авторами не менее трех научных работ или монографии (главы в монографии), изданных в течение последних трех лет. Ученое звание Д. по кафедре может быть присвоено деятелям искусств, художникам, архитекторам, художникам монументально-декоративного, декоративно-прикладного и промышленного искусства (дизайна), специалистам физ.

культуры и спорта, занимающим должности Д., профессора, заведующего (начальника) кафедрой, заместителя заведующего (начальника) кафедрой, декана (начальника) факультета, заместителя декана (начальника) факультета, ректора (начальника), проректора (заместителя начальника) высших учебных заведений или образовательных учреждений повышения квалификации и успешно проработавшим в этих должностях не менее календарного года, если указанные лица ведут занятия на высоком творческом и методическом уровне и их стаж педагогической работы в высшем учебном заведении или образовательном учреждении повышении квалификации составляет не менее пяти лет, а также, как правило, если они имеют:

левых федеральных и международных программ в области образования; разработка гос. образовательных стандартов и установление эквивалентности (ностри-фикация) документов об образовании (в т.ч. и документов иностранных государств); лицензирование деятельности образовательных заведений независимо от их организационно-правовых форм, а также их гос. аккредитация; осуществление полномочий учредителя подведомственных учебных заведений; установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам педагогических работников; формирование структуры системы образования, разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений; разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ, организация издательства учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий; содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования образовательных учреждений, по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; разработка гос. нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; участие в изучении потребности рынка в специалистах, прогнозирование развития сети образовательных учреждений; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем профессионального образования по определению объема и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области; контроль исполнения законодательства РФ в области образования, гос. образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в области образования. Аппарат министерства включает следующие управления; научно-исследовательских работ; финансирования научных исследований и инноваций; по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами; учебных заведений среднего профессионального образования, профес-


Определении оптимального Общепринятыми принципами Определении расчетной Определении сравнительной Определении трудоемкости Обязанность обеспечить Определению потребности Определенный договором Определенный временной Определенные финансовые Определенные коррективы Определенные обязательства Определенные последствия вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика