Промышленных конгломератов



Проектирование в две стадии допускается для крупных и сложных промышленных комплексов, в случаях применения новой неосвоенной технологии производства, при особо сложных условиях строительства и др.

В ходе социалистического строительства в нашей ст^не вырабатывались и проверялись на практике теоретические основы и принципы рационального размещения производительных сил, позволившие за короткие исторические сроки коренным образом изменить географию промышленности, создать большое число новых промышленных комплексов, новых отраслей промышленности.

Рационализация размещения производительных сил осуществляется в нашей стране по двум направлениям. Первый — создание новых предприятий и промышленных комплексов в различных районах, изменение географии промышленности. Второй — расширение и реконструкция действующих предприятий, установление различных темпов роста промышленного производства по отдельным районам, изменение в связи с этим удельного веса каждого района в общем производстве данного вида промышленной продукции.

Исторически сложившееся, доставшееся нам от капиталистической системы хозяйства размещение нефтедобычи в корне противоречило задачам и требованиям развития социалистического хозяйства. Поэтому с первых же лет после национализации нефтяной'промышленности усилия были направлены на изменения размещения добычи нефти, на создание новых нефтедобывающих центров вблизи крупных развивающихся промышленных комплексов.

Для налаживания сельскохозяйственного производства в экстренном порядке была разработана и стала осуществляться комплексная программа развития аграрного сектора на 1973—1988 гг., которая предусматривает освоение и мелиорацию более 1,59 млн. га земель, лесопосадки, создание 'целого ряда зерновод-ческих, животноводческих и аграрно-промышленных комплексов, строительство зернохранилищ, предприятий по производству комбикормов, сооружение плотин и каналов, бурение артезианских скважин, создание жилых поселков в новых сельскохозяйственных районах, подготовку специалистов [105а, с. 240]. Причем модернизация охватывает все более значительную часть этой отрасли ливийской экономики, тогда как ранее она замыкалась лишь «переселенческим» итальянским сектором и небольшим числом современных хозяйств местных предпринимателей. О резком ускорении этого процесса свидетельствовала динамика численности тракторного парка в последние годы монархического правления и в первой половине 70-х годов. За пятилетие (1966—1970) он увеличился лишь на 500 машин, или не более чем на 11,8%, тогда как за 1971—1975 гг. вырос на 11455 тракторов, т. е. почти в 3,9 раза (рассчитано по [31, с. 50; 332, с. VII]).

Однако мощности по выпуску химических туков также существенно превзойдут потребности довольно ограниченного (несмотря на интенсификацию сельского хозяйства и быстро возраставший в 70-е годы импорт удобрений) ливийского внутреннего рынка и будут иметь преобладающую экспортную ориентацию. Аналогичным профилем воспроизводственного, процесса характеризуются и пять других крупных промышленных комплексов, которые сооружаются или проектируются в Ливии. Географически все они тяготеют к средиземноморскому побережью страны, привязываются проектировщиками к действующим и строящимся пор-

делено до 70% ассигнований против 30% для группы Б. Основные усилия продолжают концентрироваться на развитии трех упомянутых промышленных комплексов в Марса-эль-Бреге, Абу-Кам-маше и Рас-Лануфе, а также трех других — основной органической и неорганической химии на базе минерально-солевого месторождения в Мараде, комбинатов черной металлургии полного цикла в Мисурате и по производству алюминия в Зуваре. Для экспорта предназначена наибольшая часть их конечной базовой продукции, поскольку импортзамещающее направление индустриализации в целом было в значительной мере исчерпано на более ранних ее этапах. Следовательно, с высокой степенью вероятности приходится предположить сохранение актуальности для Ливии таких проблем, как трансферт и освоение передовой зарубежной технологии и стабильность внешних рынков.

-пути создания территориально-промышленных комплексов и

При этом следует все же отметить, что приближение промышленных комплексов к источникам топлива не всегда приводит к пропорциональному сокращению транспортной работы, так как, с одной стороны, наблюдается снижение затрат на транспорт топлива к районам потребления, но, с другой стороны, могут увеличиться транспортные расходы на доставку продукции промышленных комплексов к местам потребления.

4) совершенствование проектирования капитального строительства, основанное на применении типовых проектов, экономичных генеральных планов предприятий, проектирования строительства промышленных комплексов и др. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984 г.) «Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством» отмечалось, что строительство технически несложных зданий и сооружений следует осуществлять, как правило, по типовым и повторно применяемым экономичным проектам;

В народном хозяйстве страны в настоящее время успешно решается задача по созданию территориальных промышленных комплексов, т. е. групп предприятий, объединенных единой технологической цепью, а в ряде случаев общими источниками сырья или энергетических ресурсов. Наиболее целесообразным становится и в нефтяной промышленности укрупнение цен.


В рыночных условиях, когда цели и развитие экономики диктуются потребителями рынка, формы интеграции капитала становятся добровольными. Они определяются представителями рынка с учетом спроса на производимую ими продукцию (услуги) и удовлетворения этого спроса на конкурентной основе. Для формирования эффективной структуры экономики государство поощряет развитие производства посредством системы льгот в области налогообложения, централизованных кредитов, формирования собственности и т. д. Наиболее эффективно это реализуется через создание и поддержку финансово-промышленных конгломератов и иных организационных форм объединения банковского капитала, ресурсов науки, промышленности и государства. Одной из наиболее эффективных форм такой интеграции и являются финансово-промышленные компании (объединения). Создание их избрано в России в качестве приоритетного направления преобразования экономики и промышленной политики.

Следует также стимулировать вертикально интегрированные производственно-научные комплексы. Высокая концентрация производительных сил необходима для мобилизации достаточных финансовых ресурсов, которые должны играть подчиненную роль по отношению к производству. Участие государства в собственности наиболее перспективных промышленных конгломератов является неотъемлемым условием их создания и успешного функционирования.

В довоенной Японии экономика была представлена небольшим числом финансово-промышленных конгломератов — дзайбацу, собственность которых

Организационная реструктуризация предусматривает вычленение небольших структурных единиц из крупных предприятий или объединение предприятий. Дробление и разделение промышленных конгломератов произошло перед началом приватизации и на первоначальных ее этапах. Предприятия стремятся стать самостоятельными, но руководители предприятий, понимая плохие рыночные перспективы, стараются держаться вместе.

Следующим этапом развития предпринимательства в научно-технической сфере является создание территориальных и научно-промышленных конгломератов: научных и технологических парков, технополисов, технологических деревень.

Прогнозируя роль территориальных научно-промышленных конгломератов в развитии Казахстана, прежде всего следует отметить улучшение структуры отраслей экономики, т.к. будут сформированы ядра наукоемких производств пятого, а затем шестого ТУ. Они обеспечивают освоение конкурентоспособных технологий и товаров, привлечение иностранных инвестиций, передового менеджмента. Если учесть, что производительность труда в подобного рода образования в 5-6 раз превышает среднюю, то можно ожидать, что даже при создании в парках 10 тыс. рабочих мест выпуск продукции составит 10-11% прогнозируемого объема продукции промышленности Казахстана. В течение 10-15 лет реален выход на 100 тыс. рабочих мест, что эквивалентно 40% объема промышленной продукции республики. При этом продукция будет произведена производствами пятого, а затем и шестого ТУ.

Для Алматы, и республики в целом, идея создания территориальных и научно-промышленных конгломератов является чрезвычайно ценной, т.к. с их воплощением можно надеяться на разрешение многих насущных проблем с помощью новейших технологий. При этом, с целью экономии ресурсов желательно использовать существующую инфраструктуру (научно-техническую, инженерные коммуникации, транспорт, связь).

Возьмем, например, Азию, показывающую немало примеров успешного экономического развития. В «азиатской модели» государство вступает в союз с интересами местного бизнеса и помогает ему аккумулировать капитал. Стратегия «азиатской модели» требует государственного руководства в промышленном планировании, более высокой степени финансовой зависимости и некоторой степени защиты внутренней экономики, а также контроля над зарплатой. Такая стратегия была впервые использована Японией, которая имела демократические институты, введенные в период оккупации США. Корея попыталась рабски подражать Японии, но без демократических институтов. Вместо этого политика осуществлялась военной диктатурой, держащей в руках небольшую группу промышленных конгломератов (chaebol). Сдерживающие факторы и противовесы, имевшие место в Японии, отсутствовали. Похожий союз наблюдался и между военными и предпринимательским классом, в основном китайского происхождения, в Индонезии. В Сингапуре само государство стало капиталистом, создав инвестиционные фонды с высококвалифицированным руководством, которые добились значительных успехов. В Малайзии руководящая партия сумела сбалансировать благоприятное отношение к интересам бизнеса и выгоды для этнического меньшинства. В Таиланде политическое устройство является слишком сложным для понимания аутсайдером: военное вмешательство в коммерческую деятельность и финансовое вмешательство в выборы были двумя серьезными слабыми местами системы. В одном только Гонконге не было вмешательства государства в коммерческую деятельность в силу его колониального статуса и строгого соблюдения законов. Тайвань также выделяется успешным завершением перехода от деспотичного к демократическому политическому режиму.

сово-промышленных конгломератов («keiretsu»); менее агрессивное взаимное

участий финансово-промышленных конгломератов (keiretsu); менее агрес-

Создание таких комплексов шло разными путями. Скажем, в Южной Корее при всесторонней поддержке государства форсировалось формирование крупных промышленных конгломератов, нацеленных на экспортную экспансию, которая зачастую предшествовала освоению аналогичных сегментов национального рынка. А на Тайване (как в свое время и в Японии) главное внимание уделялось всемерному развитию конкуренции на национальном рынке, побуждающей наиболее дееспособные структуры к экспортной экспансии, и последующей поддержке этой экспансии. Конечный итог интеграции Тайваня в МРТ оказался ничуть не хуже, а, может быть, и лучше, чем у Южной Кореи.


Производства социального Производства сокращение Производства соответствующих Производства составляют Проектные институты Производства создаются Производства становится Производства строительно Производства связанные Производства техническая Производства технического Производства технологии Производства требования вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика