|
Собственности инвестора
Р. Н. Андреася'н и А. Д. Казюков совершенно справедливо подчеркнули явную недостаточность отдельно взятого чисто количественного показателя — «процентной нормы» национального сектора в активах нефтедобывающих предприятий —для всесторонней оценки конкретных мер участников ОПЕК по огосударствлению их сырьевого хозяйства. Можно привести немало практических аргументов в пользу выдвинутого ими теоретического положения, согласно которому «даже неполная национализация в странах с прогрессивными режимами имеет гораздо большее антиимпериалистическое значение, чем полное огосударствление собственности иностранных нефтяных компаний в иных государствах Аравийского полуострова на условиях взаимоприемлемого соглашения между феодальной верхушкой и иностранными монополиями» [24, с. 60—61]. Сами авторы монографии «ОПЕК в мире нефти» обосновывают данный тезис преимущественно различным применением доходов от сырьевого экспорта в соответствии с социально-экономической и политической ориентацией нефтепроиз-водящих стран, обусловливающей далеко не однозначные представления их правящих кругов о целях развития и способах их достижения. Иначе говоря, дается оценка национализации с точки зрения тех ее последствий, которые выявляются в определенной перспективе и действительно позволяют вынести заключение о политических целях этого мероприятия, о степени его соответствия социально-классовым интересам конкретных слоев общества.
После национализации собственности иностранных нефтяных монополий между основными странами-производителями и нефтяными концернами были заключены долгосрочные соглашения о поставках последним больших количеств национализированной нефти. Так, в соответствии с соглашением кувейтского правительства с бывшими акционерами «Кувейт ойл» последним было дано преимущественное право закупать в Кувейте по 500 тыс. баррелей нефти в день в период между январем 1976 г. и апрелем 1980 г. с возможностью увеличения этого количества еще на 400 тыс. баррелей в день. В оплату технических услуг, а также за то, что бывшие концессионеры согласились закупать в Кувейте бункерное топливо и фрахтовать кувейтские танкеры, им была предоставлена скидка с официальной продажной цены в размере 15 центов7.
Естественно, сторонников «неимущественной» экспансии устраивает далеко не любая национализация собственности иностранных компаний, а лишь такая, которая, во-первых, предусматривает «справедливую» (с точки зрения самих этих компаний) компенсацию и, во-вторых, способствует усилению родственных империализму сил в ближневосточных странах—производителях нефти — консервативных режимов, опирающихся на буржуазно-бюрократические и феодальные слои. В этой идее получает, таким образом, дальнейшее развитие неоколониалистская концепция сохранения контроля империалистических держав над направлением социального развития стран—производителей нефти.
Политика международных нефтяных монополий давно уже породила стремление нефтедобывающих стран отстоять свои интересы. Так, мексиканское правительство еще 6 декабря 1915 г. ввело повышенный налог на экспорт своей нефти, чтобы получить хотя бы незначительную компенсацию за вывоз национального богатства страны. В то время более 80 % нефтяных месторождений Мексики находились под контролем «Стандард ойл траст» и «Ройял датч — Шелл». Поэтому американский конгресс принял решение направить в Мексику шеститысячный экспедиционный корпус. Вторжение на территорию Мексики началось в ночь на 15 марта 1916 г., но в феврале 1917 г. оно закончилось поражением американских войск. В 1938 г. Мексика — первая из развивающихся стран — приняла решение о национализации собственности иностранных нефтяных компаний.
Политика международных нефтяных монополий давно уже породила стремление нефтедобывающих стран отстоять свои интересы. Так, мексиканское правительство еще 6 декабря 1915 г. ввело повышенный налог на экспорт своей нефти, чтобы получить хотя бы незначительную компенсацию за вывоз национального богатства страны. В то время более 80 % нефтяных месторождений Мексики находились под контролем «Стандард ойл траст» и «Ройял датч — Шелл». Поэтому американский конгресс принял решение направить в Мексику шеститысячный экспедиционный корпус. Вторжение на территорию Мексики началось в ночь на 15 марта 1916 г., но в феврале 1917 г. оно закончилось поражением американских войск. В 1938 г. Мексика — первая из развивающихся стран — приняла решение о национализации собственности иностранных нефтяных компаний.
Налогом на недвижимость не облагаются объекты недвижимости, расположенные на территориях городов Новгорода и Твери и находящиеся в собственности иностранных государств и международных организаций в соответствии с международными договорами РФ. Представительные органы местного самоуправления городов Новгорода и Твери вправе устанавливать дополнительные льготы по видам недвижимости, а также предоставлять дотации отдельным категориям налогоплательщиков на уплату налога на недвижимость жилого назначения.
В 1972 г. началась национализация собственности иностранных компаний-концессионеров странами ОПЖ. За 1Q70-1Q79 гг. доля национальных государственных компаний стран ОПЕК в добыче нефти в этих странах возросла с 2 до 80%, в прямом экспорта — с 0 до 46%.
5. Иностранное государство может изменить торговое законодательство, девальвировать валюту, в нем может произойти переворот, который приведет к экспроприации собственности иностранных фирм.
д) прямая интервенция под стандартными предлогами защиты демократии или собственности иностранных владельцев.
институциональные инвесторы непосредственно владеют большей частью всех акций, котируемых на НЙФБ, общей рыночной стоимостью 3 трлн дол. Кроме того, существенная по стоимости доля акций находится в собственности иностранных институциональных инвесторов, частных и некоторых других фондов. Крупнейшими институциональными инвесторами, если судить по рыночной стоимости находящихся в их владении акций, являются незастрахованные пенсионные фонды, инвестиционные фирмы, некоммерческие организации, страховые компании, общественные трастовые фонды и взаимные сберегательные банки.
Представление о размерах и структуре долга государственной казны можно получить из данных табл. 14.1. Федеральное правительство и Федеральная резервная система посредством федеральных учреждений, государственной казны и различных трастовых фондов выпускают и держат огромное количество долговых инструментов. Значительная их часть находится также в руках местных органов управления и частных инвесторов. Например, такие бумаги занимают немаловажное место в портфелях коммерческих банков и других финансовых учреждений. Корпорации также инвестируют, но в меньшей степени, свои средства в такого рода бумаги преимущественно для краткосрочного размещения излишка оборотного капитала. Значительным количеством долговых бумаг владеют индивидуальные домашние хозяйства, причем около половины из них составляют государственные бумаги в виде сберегательных облигаций и билетов. А в последние годы увеличилось число бумаг, находящихся в собственности иностранных инвесторов. При расчете показателей эффективности проекта, реализуемого на условиях соглашения о разделе продукции, необходимо внести соответствующую корректировку в денежные потоки. В операционный поток включается только выручка от реализации части продукции, которая остается в собственности инвестора. В соответствии с соглашением изменяются (исключаются) все налоги и платежи, кроме платежей за пользование недрами и налога на прибыль, порядок исчисления которого отличается от обычного.
Наконец, фирма может обещать долю своей прибыли за средства, предоставляемые инвестором. При этом ничего не закладывается и никаких безотзывных обязательств не принимается. Фирма просто периодически выплачивает столько, сколько ее директора считают целесообразным. Однако, чтобы избежать серьезных злоупотреблений, инвестору предоставляется право участвовать в выборе членов совета директоров. Право собственности инвестора реализуется в форме пакета акций. Этот пакет может быть продан другому лицу, которое в таком случае получает данное право. При этом говорят, что держатель обыкновенных акций является собственником корпорации и может, теоретически, контролировать ее деятельность через совет директоров.
нахождения в собственности инвестора, а также отслеживают и реально
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ИНВЕСТОРА НА ПРО-
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ИНВЕСТОРА НА ПРО-
• право собственности инвестора на произведен-
13.36. Право собственности инвестора на произведенную продукцию.
13.43. Право собственности инвестора на имущество и информацию, созданные в процессе выполнения работ по соглашению о разделе продукции.
12.7. Право собственности инвестора на приобретенное и вновь создаваемое им имущество.
Инвестиционная деятельность — это совокупность практических действий физических и юридических лиц по реализации инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, энергетику, транспорт и другие отрасли национальной экономики. В качестве инвестиции инвестор может использовать денежные средства, банковские депозитные вклады, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, имеющие официальный статус на фондовом рынке, движимое и недвижимое имущество (здания и сооружения, машины и механизмы), материальные ценности, интеллектуальные ценности, закрепленные авторскими правами на открытия, изобретения, ноу-хау, проектные и конструкторские разработки, земельные участки и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности инвестора и представляющие определенную ценность.
Совместные вероятности Совместных предприятиях Совместная деятельность Совместной хозяйственной Совместное финансирование Совместное применение Совместного финансирования Совместного предприятия Себестоимости реализованных Совместном заседании Совместную деятельность Совокупный общественный Совокупные инвестиции вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|