Совместных предприятиях



Что касается совместных с японскими фирмами предпр л-ятий, действующих на территории нашей страны, то первая, обращающая на себя внимание, особенность их кадровой политики заключается в установлении работающим зарплаты, гораздо более высокой, чем средняя по отрасли. Но, как это отмечается в очень большом числе случаев в различных странах, даже более высокая оплата труда местного персонала не идет в сравнение со ставками иностранных управляющих. Опять-таки по мировой практике известно, что именно это обстоятельство почти, наверняка, порождает конфликтные напряжения в отношениях. Видимо, учитывая это, на действующих у нас СП, японские фирмы предпочитают строго держаться распределения ролей, которое препятствует прямой сопоставимости труда: рабочие - наши, инженеры и управляющие - японцы. Оказание определенных социальных услуг было предусмотрено договоренностями при создании СП. В чем проявились присущие японской администрации установки, так это - в оринтации на учебу кадров. С увеличением числа подобных предприятий, по мере развертывания их деятельности, появился материал для оценки их социальной политики, однако, хотелось бы не ждать, а упреждать события, разработав, например, под эгидой, возникшей у нас Всесоюзной федерации профсоюзных организаций совместных предприятий, типовые проекты коллективных договооов.

Что касается совместных с японскими фирмами предпр л-ятий, действующих на территории нашей страны, то первая, обращающая на себя внимание, особенность их кадровой политики заключается в установлении работающим зарплаты, гораздо более высокой, чем средняя по отрасли. Но, как это отмечается в очень большом числе случаев в различных странах, даже более высокая оплата труда местного персонала не идет в сравнение со ставками иностранных управляющих. Опять-таки по мировой практике известно, что именно это обстоятельство почти, наверняка, порождает конфликтные напряжения в отношениях. Видимо, учитывая это, на действующих у нас СП, японские фирмы предпочитают строго держаться распределения ролей, которое препятствует прямой сопоставимости труда: рабочие - наши, инженеры и управляющие - японцы. Оказание определенных социальных услуг было предусмотрено договоренностями при создании СП. В чем проявились присущие японской администрации установки, так это - в оринтации на учебу кадров. С увеличением числа подобных предприятий, по мере развертывания их деятельности, появился материал для оценки их социальной политики, однако, хотелось бы не ждать, а упреждать события, разработав, например, под эгидой, возникшей у нас Всесоюзной федерации профсоюзных организаций совместных предприятий, типовые проекты коллективных договооов.

Главный вывод, вытекающий из изучения последствий для аждой страны интеграции с мировым хозяйством в форме ли оздания совместных предприятий у себя в стране, или выво-а капитала за рубеж, использования иностранных рабочих и ому подобное, состоит в том, что в наибольшей степени звлечь для себя положительные результаты способньгстра-ы с высоко развитой экономикой, передовой техникой. 1менно в соответствии с общим достигнутым уровнем нахо-ится управление, если понимать под ним не только сумму 1втодов, но и общий взгляд на производство и его задачи, на -оциальные цели и способы их достижения, то есть на то, ади чего конкретные методы и разрабатываются, что опре-,еляет их неизбежную смену, обогащение, в том числе и за чет опыта других стран.

Предприятие, объединение или какая-либо другая организационная единица, в которой принимает участие, помимо отечественной компании (организации), компания (организация) другой страны. Создаются для совместного производства, сбыта продукции, проведения научно-исследовательских работ, строительства, технических консультаций, технического сервиса, осуществления транспортных, финансовых, страховых услуг, обслуживания бытовой сферы. Совместные предприятия создаются на основе действующего законодательства. В рамках совместных предприятий партнеры договариваются об объединении финансовых ресурсов, чаще всего в форме паевых взносов, о совместной деятельности в сфере производства или услуг и о совместном распределении прибылей и рисков. Участники совместного предприятия являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с государственным законодательством России и на основе учредительных документов совместных предприятий - договора и устава. Совместные предприятия сами разрабатывают и утверждают программы своей деятельности; государственные органы России не гарантируют сбыт их продукции. Прибыль совместных предприятий распределяется между участниками пропорционально их долевому участию в его уставном фонде, если учредительными документами не предусмотрено иное (см. "Общество, смешанное" [С 31]).

з используются такие стратегии роста, как сов-деятельность по контракту и создание совместных предприятий. Когда одним из партнеров

Можно, конечно, сожалеть, что разработка проблем рыночной экономики долгие десятилетия была отодвинута на второй план как якобы не соответствующая природе социализма. Но гораздо важнее осознать, что без преодоления негативных последствий этого положения трудно решать задачи ускоренного социально-экономического развития страны, невозможно успешно выходить на внешний рынок или на равных партнерствовать с зарубежными предпринимателями в рамках совместных предприятий.

Глава «Международный маркетинг» представляет собой, по сути дела, развернутый ответ на вопрос: не предполагает ли занятие международным маркетингом использования каких-то новых принципов? Ф. Котлер убедительно показывает, что принципы деятельности фирмы не меняются, когда она начинает экспортировать свои товары, намеревается заняться совместной предпринимательской деятельностью или планирует прямое инвестирование в других странах. Это еще одно свидетельство жизнеспособности теории маркетинга и возможности ее использования в различных экономических системах. Маркетинг становится как бы общей платформой для решения множества организационных и иных вопросов при создании совместных предприятий с партнерами как из социалистических, так и из капиталистических стран.

Еще одним общим направлением выхода на зарубежный рынок является соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера с целью создания производственных и маркетинговых мощностей. Совместная предпринимательская деятельность отличается от экспорта тем, что формируется партнерство, в результате которого за рубежом создаются те или иные производственные мощности. А от прямого инвестирования ее отличает то, что в стране-партнере формируется объединение с какой-либо местной организацией. Существует четыре типа совместных предприятий.

Многие фирмы оказываются вовлеченными в деятельность сразу на нескольких международных рынках и в несколько совместных предприятий. В одной стране фирма может заниматься экспортом, в другой-лицензированием, в третьей - предприятиями совместного владения, в четвертой-иметь свою дочернюю компанию. Для контроля над всей этой международной деятельностью фирма рано или поздно учредит международный филиал или специальную дочернюю компанию. Во главе международного филиала обычно стоит собственный президент, определяющий цели этого филиала, его бюджет и несущий ответственность за расширение деятельности фирмы на мировом рынке.

Во второй и последней серии концессионных соглашений, заключенных королевским правительством за 1966—1968 гг., не содержалось почти никаких принципиальных отличий от уже действовавших в Ливии договоров. Единственным новым моментом были проекты совместных нефтедобывающих предприятий с французскими компаниями ЭРАП и СНПА, а также с четырьмя другими фирмами на аналогичных условиях, которые в своем первоначальном варианте не были реализованы. Созданной главным образом для их осуществления Ливийской генеральной нефтяной корпорации («Липетко») отводилась роль «младшего» или «спящего» партнера, обремененного довольно тяжелыми финансовыми обязательствами, но с меньшей долей участия в активах и фактически без контроля над операциями запроектированных совместных предприятий.

Сравнительно новым моментом являлась специальная «деин-вестиционная» оговорка, в соответствии с которой был определен довольно короткий для соглашений о партнерстве период совместной разработки обнаруженных нефтяных ресурсов. Срок коммерческого функционирования совместных предприятий ограничен 12 годами с момента начала эксплуатации месторождений, после чего все они переходят в полную собственность АНДР [208, с. 21 — 25, 35—37; 347, с. 10].


В США рассказывают о предпринимателе, который, желая добиться'от работников той же исполнительности и трудолю бия, какими славятся японцы, перепробовал все приемы, пока не догадался одеть свой персонал в кимоно. В каждой шутке - своя доля истины. В данном случае она состоит в том, что сегодня в различных странах с пристальным вниманием изучают японские методы управления, в особенности те, что касаются работы с кадрами^ Ведь управлять чем-либо, в первую очередь, значит управлять кем-либо. Действительно, трудно не связывать впечатляющие успехи японской экономики со своеобычностью и разнообразием приемов, которые применяются для стимулирования труда, взаимодействия и сотрудничества людей на производстве, закрепления и профессионального роста кадров. В предлагаемой книге речь пойдет именно о таких приемах и вызвавших их к жизни подходах к работе с персоналом. Далеко не все из них известны нашему читателю. Кроме того, стоит разобраться, что в них несет отпечаток национального своеобразия и неповторимости, а что с успехом применяется японскими фирмами на своих многочисленных предприятиях за рубежом, и в том числе на возникающих в нашей стране совместных предприятиях.

«Хитати» входила в группу (дзайбацу) «Ниссан концерн», но сама занялась производством ряда продуктов. В 1906 г. в «Хитати» были созданы небольшой завод по ремонту двигателей, применявшихся в добыче медной руды, и завод по очищению меди; это стало началом ны-зй компании. В 1912 г. она стала независимой. В от-от других электротехнических компаний «Хитати» не заключала никаких соглашений о совместных предприятиях с другими передовыми иностранными компаниями, такими, как «Дженерал электрик», «Вестингауз» или «Симеис». Она полагалась на собственную технологию. Ее продукцию составляли электродвигатели и трансформаторы. После первой мировой войны она генераторами, гидротурбинами, насосами и скими машинами. Тем временем возросли военные заказы, и, чтобы удовлетворить этот спрос, «Хитати» стала электропровод, средства связи и

Интерактивное планирование представляет собой нечто среднее между двумя описанными выше схемами. Идеи формулируются в процессе взаимодействия между высшим плановым отделом и оперативными подраз-Плановый отдел накапливает информацию о внешнем окружении и ставит вопросы перед высшим руководством. Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности. Стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали. Кроме того, существует разделение труда по вертикали. Некоторые стратегии, такие, как приобретения, участие в совместных предприятиях и новых проектах, которые нельзя поручить какому-либо одному подразделению, вырабатываются плановым подотделом отдела развития корпорации и осуществляются на уровне корпорации в целом. Оперативные единицы следуют директивам высшего руководства и формируют конкретно для себя стратегию и оперативные

Постоянным условием соглашений является безвозмездная передача Алжиру всех месторождений природного газа, обнаруженных в ходе разведочных работ. Риск потери капитала на начальной стадии полностью берут на себя иностранные партнеры «Сонатрак». Финансовое участие алжирской стороны в совместных предприятиях начинается лишь в случае обнаружения коммерческих запасов нефти после начала их разработки. Алжир поставками нефти возмещает зарубежной компании 51% капитальных затрат на разведку и 51% инвестиций в подготовку месторождений к эксплуатации. Начиная с открытия месторождений и в дальнейшем после начала функционирования смешанного нефтедобывающего предприятия роль оператора по условиям практически всех соглашений закрепляется исключительно за «Сонатрак». Национальная компания берет на себя создание и эксплуатацию нефтедобывающих мощностей, которые на 49% финансируются иностранным партнером. Добываемая нефть распределяется между участниками совместного предприятия пропорционально их доле в капитале (51:49% в пользу «Сонатрак») после уплаты иностранным партнером налогов, «ройалти» и других сборов, определенных алжирским законодательством, т. е. на обычных для смешанной нефтедобывающей компании условиях.

Факторы, которые должны анализироваться, зависят от общей стратегии фирмы. Спрос на продукцию и стратегии конкурентов являются основными факторами для направления международной деятельности, связанной с отечественным производством и зарубежным сбытом. Если заводы расположены за рубежом, факторы внешней среды могут включать уровень квалификации рабочих, уровень заработной платы, отношение правительства к иностранной собственности, законы о труде и налогообложении, доступ к сырью и материалам, а также расходы на транспортировку готовой продукции к ее конечному рынку. В некоторых случаях возможности самого рынка какой-либо страны могут и не оправдывать на начальной стадии размещения там предприятия, но все же это может оказаться необходимым с точки зрения долгосрочных целей проникновения на рынок для завоевания определенной его доли и рекламы продукции фирмы. В другом случае целью может быть использование размещения производства для снижения издержек, чтобы сбывать продукцию на отечественном рынке или в третьих странах. В любом случае многонациональный подход может включать приспособление продукции к разнообразным рыночным обстоятельствам. Глобальный подход подразумевает движение к более стандартизованной продукции и сосредоточение на ее маркетинге. Решения относительно размещения предприятий, источников снабжения и финансирования, а также проникновения на рынок могут определяться контрмерами, нацеленными на противодействие «глобальным» конкурентам. Наличные доходы из одной части света могут быть использованы для субсидирования проникновения на другие рынки, как показано в примере 9.6. Могут предприниматься поиски возможностей участия в совместных предприятиях, чтобы получить доступ к «ноу-хау» и новым технологиям, которые позже можно использовать на предприятиях, являющихся полной сооственностью одной стороны.

2. Правительства должны иметь право на участие в совместных предприятиях с иностранными компаниями.

43. Определите сумму прибыли предприятия, облагаемую налогом по следующим данным. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг составляет 34500 тыс. р.; доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по этим операциям равны 1Б80 то. р.; превышение расходов на оплату труда персонала предприятия по сравнению с юс нормируемой величиной составило 340 тыо. р., Рентные платеяш из прибыли, дивиденды, полученные по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, дохода;, полученные от долевого участия в совместных предприятиях доставили в сумме 5120 гас. р.:

— участие принадлежащего правительству германского общества развития в совместных предприятиях на условиях равного участия или посредством предоставления займов1.

4. Вступит в силу Закон о совместных предприятиях.

Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.

Изменение остатков - неоплаченной продукции Рынки сбыта - в совместных предприятиях


Сгруппировать следующим Стимулирования инвестиционной Стимулирования потребителей Стимулирования производства Стимулирования рационального использования Стимулирования технического Стимулирование экономического Стимулирование потребностей Стимулирование работников Стимулировать потребителей Стимулирует предприятия Схождение расхождение Стимулирующие воздействия вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика