|
Стимулирования производства
В отличие от налогов прямые платежи за загрязнение взимаются только в том случае, если загрязнение превышает определенный, заранее установленный уровень. По мнению американских экономистов, такие платежи более эффективны с точки зрения стимулирования природоохранной деятельности, они оставляют право выбора конкретных противозагрязняющих мер за тем, кто их осуществляет. В более широких масштабах будет вводиться и прогрессивная природосберегающая технология. К тому же платежи более гибки при применении: учитывают конкретные условия производства, объем выбросов загрязняющих веществ, их опасность и т.д. Платежи за загрязнение получили распространение в ряде стран (Франции, Швеции, Норвегии и др.).
Экономическое стимулирование — составная часть механизма управления природопользованием и экологической безопасностью. Существенное значение для обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования и охраны природной среды имеет экономическое стимулирование. Без него выполнение планов и программ в области экологии и рационального природопользования может быть весьма затруднено. Термин стимул (от лат. stimulus) буквально означает «остроконечная палка, которой погоняют животных», а в переносном смысле — «побуждение к действию». Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной (денежной) заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.
стративными санкциями наладить дело охраны природы в современных условиях и на современном уровне попросту невозможно. В настоящее время поставлена задача разработки научных основ экономического стимулирования рационального использования земель и других природных ресурсов. Разработка общих принципов стимулирования природоохранной деятельности имеет международное значение, так как вытекает из многостороннего Соглашения государств — участников СНГ от 08.02.92 г. Целесообразно упомянуть и решения известной Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро по проблемам охраны окружающей среды, принявшей основополагающую концепцию устойчивого развития.
При переходе к фазе реконструкции промышленности и других отраслей народного хозяйства будет усиливаться роль экономического стимулирования природоохранной деятельности. Основное содержание срочных мер по формированию эффективного механизма природопользования сводится к следующему:
V предоставление банками, инвесторами и страховыми компаниями более льготных условий для ТНК в случае проведения ими экологической политики с целью стимулирования природоохранной деятельности.
Предлагаются различные модели стимулирования природоохранной деятельности и условия разрешимости задачи гармонизации интересов территории и предприятий. Приводятся численные модели распространения загрязнений в атмосфере и водотоках с описанием результатов их применения в конкретных приложениях.
Предлагаются различные модели стимулирования природоохранной деятельности и условия разрешимости задачи гармонизации интересов территории и предприятий. Приводятся численные модели распространения загрязнений в атмосфере и водотоках с описанием результатов их применения в конкретных приложениях.
1.2. Динамическая модель леонтьевского типа для целей анализа долгосрочных схем стимулирования природоохранной деятельности . .... 28
для целей анализа долгосрочных схем стимулирования природоохранной деятельности
Практическое использование приведенной схемы стимулирования природоохранной деятельности нужно, конечно, рассматривать в интерактивном режиме. Пусть [tH,tK] — отрезок времени, на котором ведется рассмотрение. В момент t = = tH Центр решает задачу (1.4.3), (1.4.4), (1.4.6) и находит управления о;* согласно формуле (1.4.10). Пусть также At — среднее время, необходимое предприятиям для формирования реакций, состоящих в изменении коэффициентов Лг, аг, Ъг. Тогда в момент t = tH + At Центру целесообразно вычислить новые управления и\., используя подкорректированные значения коэффициентов С1. И так далее.
На рис. 3.5.1 показаны также некоторые более частные модели 4-го уровня, в том числе обеспечивающие недостающей информацией модели 3-го уровня. Следует отметить полезность моделей реакции предприятий на возможные изменения ставок налогообложения и модели механизмов стимулирования природоохранной деятельности (см. гл. 1). Модель здоровья населения, рассмотренную в [Батурин и др., 1994], можно отнести к моделям второго уровня, по методике, представленной в § 3.3. Она предназначена для более подробного описания состояния здоровья населения по сравнению с обобщенным показателем, введенным в природно-производственную модель (§3.1, 3.2) и описывается дифференциальным уравнением процессов само- восстановления и взаимного влияния характеристик здоровья, влияния производственных и экологических факторов, восстановления здоровья за счет деятельности органов здравоохранения.
Рикун А.Д. Сравнительный анализ альтернативных моделей экономического стимулирования природоохранной деятельности // Экономика и математические методы. 1992. Т. 28, вып. 4. С. 589-597. Квартальные планы вспомогательного производства разбиваются по месяцам. Службам и цехам вспомогательного производства могут также выделяться средства из фондов экономического стимулирования производства, в первую очередь из фонда материального поощрения, что также фиксируется в плане.
Современный этап экономического развития характеризуется комплексным подходом к вопросам планирования, управления, стимулирования производства. Комплексный подход к вопросам дальнейшего улучшения всех сторон плановой деятельности выразился в совершенствовании хозяйственного механизма социалистического общества, в том числе его важнейшей части — системы показателей.
комического стимулирования производства и содержит общие положения для оценки эффективности капитальных вложений в народное хозяйство. На основе этой методики разрабатываются и совершенствуются отраслевые методики (инструкции), учитывающие особенности расчетов эффективности в отраслях народного хозяйства и промышленности, а также методики определения эффективности капитальных вложений при решении отдельных народнохозяйственных задач.
СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
На XXIV и XXV съездах КПСС была разработана программа совершенствования организации и планирования народного хозяйства, рассчитанная на длительный период. Она включает дальнейшее развитие и совершенствование системы планирования и экономического стимулирования производства; повышение в организации управленческой и плановой деятельности значения конечных народнохозяйственных результатов; обеспечение сбалансированности планов на основе совершенствования системы материальных, трудовых и стоимостных балансов; совершенствование системы показателей планов; совершенствование текущего и перспективного планирования, усиление роли долгосрочных планов; осуществление долгосрочного прогнозирования; разработка комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам; широкое привлечение трудящихся к разработке оптимальных планов; более полное сочетание отраслевого и территориального принципов планирования; создание системы натуральных и стоимостных нормативов для всех уровней планирования; совершенствование планирования, финансирования и стимулирования научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и на предприятиях; разработку проблем научно-технического прогресса в их единстве с экономическим развитием страны всех отраслей производства и предприятий; совершенствование системы оплаты труда, повышение стимулирующей роли заработной платы, улучшение ее планирования и усиление контро-
(дшершенствованис хозяйственно! о механизма направлено прежде всего на улучшение планировании Для усиления его воздействия па развитие производства предусматриваются повышение роли перспективного планирования. рост научного уровня планирования, усиление единства отраслевого и территориального планирования, рациональное сочетание цсптрали-•ижанного планирования и хозяйственной самостои К'лыюсти предприятий, сочетание мер по совершенствованию планирования и ;ч> усилению экономического стимулирования производства.
Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 —1924 гг. Текучесть рабочей силы на прядильном участке этой фабрики достигла 250%, тогда как на других участках составляла лишь 5 — 6%. Материальные способы стимулирования производства, предложенные экспертами по эффективности, не смогли повлиять на текучесть кадров и низкую производительность участка, поэтому президент фирмы обратился с просьбой о помощи к Мэйо и его товарищам.
Широкие расчетные взаимосвязи между предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями, важная роль финансов и кредита в укреплении хозрасчета и в усилении экономического стимулирования производства требуют точного и своевременного учета денежных средств, расчетов и кредитных операций.
Широкие расчетные взаимосвязи между предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями, важная роль финансов и кредита в укреплении хозрасчета и в усилении экономического стимулирования производства требуют точного и своевременного учета денежных средств, расчетов и кредитных операций.
Производительность общественного труда — решающее условие дальнейшего развития производства и подъема благосостояния народа. Научно-технический прогресс — основной фактор роста производительности труда, что в свою очередь служит источником экономических ресурсов для дальнейшего развития науки и техники. Для успешного разрешения экономических проблем научно-технического прогресса необходимо дальнейшее развитие хозяйственной реформы, направленной на создание действенного экономического механизма планирования и стимулирования производства и применения новой техники.
К основным положениям экономического стимулирования производства относятся:
Структура производственной Структура реализации Следовательно организация Структура содержание Структура строительно Структура выпускаемой Структуре экономики Структуре финансовых Структуре министерства Структуре персонала Структуре предприятий Структуре промышленного Структуре собственности вывоз мусора снос зданий
 |
|
|
|