|
Инструментом регулирования
Таким образом, планирование на предприятии — разработка плана его экономического и социального развития на очередное пятилетие — приобретает особое значение и становится важнейшим звеном планового управления экономикой, являющегося важнейшим завоеванием и преимуществом социализма, главным инструментом реализации экономической политики КПСС.
В развитом социалистическом обществе роль централизованного народнохозяйственного планирования особенно возрастает. Оно является ядром всей системы управления народным хозяйством, главным инструментом реализации социальной и экономической политики Коммунистической партии. Ведущая роль централизованного планирования в плановом руководстве социалистической экономикой выражается в том, что Государственный план направляет развитие всего народного хозяйства как единого целого. В системе планов обеспечивается увязка целей развития общества с необходимыми для их достижения ресурсами. Под воздействием системы планирования совершенствуются организация и структура управления, механизм экономического регулирования хозяйственной деятельности и информационно-техническая база управления.
во-первых, инструментом реализации стратегического видения; во-вторых, инструментом контроля действующей стратегии с точки зрения полноты, последовательности и актуальности; в-третьих, инструментом пересмотра старой стратегии предприятия.
•она стала инструментом реализации модели перехода России к рыночной экономике, одним из каналов оттока капиталов за рубеж.
Главным инструментом реализации индикативных планов должен стать «инвестиционный» (обособленный от текущего) бюджет страны. Консолидация в нем ресурсов исключительно инвестиционного назначения позволит не только покончить с негативной практикой постоянного недофинансирования инвестиционной части федерального бюджета, но и обеспечить на основе значительного мультипликационного эффекта многократное увеличение масштабов вовлечения в хозяйственный оборот капиталов частных инвесторов для реализации эффективных проектов. В полной мере выполнить свою роль инвестиционный бюджет страны сможет только тогда, когда в нем будут ограничены инвестиционные программы развития госсектора, в т. ч. крупных государственно-коммерческих корпораций и естественных монополий. Это позволит не только усилить влияние государства на производство, но и содействовать инвестиционным намерениям предприятий государственного и частного секторов экономики.
После составления плана разрабатывается программа аудита, предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его реализации. Именно в связи с тем, что программа аудита является инструментом реализации плана аудита, нам представляется, что указание на необходимость определения в ней цели аудита [15.с.96] является не верным. Кроме того цель при обязательном аудите определена нормативно - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности, при инициативном аудите - определяется договором. В программе должны определяться задачи, которые необходимо достичь при ее полной реализации.
Предлагая акции в первую очередь своим акционерам, компания, таким образом, подключает к размещению выпуска инвесторов, которые уже имеют опыт осуществления подобных операций. Как следствие, повышается вероятность успешного размещения выпуска. Основным инструментом реализации является льготная цена, по которой приобретают акции акционеры компании, тогда как при открытом размещении основным инструментом реализации служит привлечение к размещению акций профессиональной инвестиционной организации. Затраты на размещение в первом случае ниже, чем во втором, поскольку в отличие от ситуации, когда к работе с акциями подключается инвестиционный банк, здесь отсутствует гарантия полного размещения выпуска. Более того, многие акционеры придерживаются мнения, что акции должны предлагаться в первую очередь именно им.
Появившийся в 1993 г. рынок краткосрочных рублевых облигаций внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имеющий целью финансирование федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, на первых порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет, существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполне обоснован, поскольку рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом реализации денежной политики и приток или отток с этого рынка более мобильных, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с тем сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по отношению к доллару и меньшая рискованность вложений в эти ценные бумаги по сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные портфельные инвесторы (в первую очередь некрупные) стали вкладывать деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договоры с российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п. Статистики таких скрытых вложений не существовало, но по некоторым оценкам на долю иностранных инвесторов к началу 1996 г. приходилось до 3—5% всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрд долл.
Инструментом реализации этих задач является внутрипроизводственное планирование, которое осуществляется в форме текущего, средне- и долгосрочного планирования. Планирование производственной и хозяйственно-коммерческой деятельности позволяет формировать оптимальное соотношение между спросом и производственными ресурсами, имеющимися на предприятии, и возможностями по их использованию (см. гл. 26). Исходным моментом при этом является величина спроса, знания, опыт и материально-технические возможности предприятия, с одной стороны, и затраты на их реализацию — с другой. Планирование всегда осуществляется как интерактивный процесс, в котором принимают участие все службы предприятия.
Главным инструментом реализации индикативных планов должен стать «инвестиционный» (обособленный от текущего) бюджет страны. Консолидация в нем ресурсов исключительно инвестиционного назначения позволит не только покончить с негативной практикой постоянного недофинансирования инвестиционной части федерального бюджета, но и обеспечить на основе значительного мультипликационного эффекта многократное увеличение масштабов вовлечения в хозяйственный оборот капиталов частных инвесторов для реализации эффективных проектов. В полной мере выполнить свою роль инвестиционный бюджет страны сможет только тогда, когда в нем будут ограничены инвестиционные программы развития госсектора, в т. ч. крупных государственно-коммерческих корпораций и естественных монополий. Это позволит не только усилить влияние государства на производство, но и содействовать инвестиционным намерениям предприятий государственного и частного секторов экономики.
Сейчас в России осуществляются глубокие экономические перемены, происходит переход к новым рыночным отношениям. В условиях преодоления рыночной стихии огромную роль играют финансы, являясь важным инструментом реализации государственной финансовой политики и хозяйственного ведения организаций. Сегодня как никогда специалисты должны хорошо знать природу финансов и разбираться в особенностях формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в государстве. Высокая степень интеграции топливно-энергетических отраслей в систему мирохозяйственных связей предопределяет значение и ключевые направления сырьевой стратегии для участников ОПЕК. Превалирующим, на наш взгляд, для них всех в настоящее время выступает внешнеэкономический аспект, который, если оправдаются высказанные здесь только что предположения, сохранит за собой центральное место в ближайшей обозримой перспективе среди приоритетов арабских членов организации и, возможно, Нигерии. Нефтегазовая политика весьма тесно переплетается с внешнеторговой, а с учетом узкой специализации этих стран в системе международного разделения труда, по сути, почти тождественна экспортной политике. В значительной мере то же самое справедливо и для валютно-финансовой области, поскольку вывоз товаров топливной группы является основным источником валютных поступлений и, следовательно, главным инструментом регулирования внешних финансовых расчетов. Причем с данных точек зрения ситуация принципиально не изменится от того, будут ли предметами экспорта первичные энергоресурсы или вторичные энергоносители.
Следующим инструментом регулирования ВЭД являются нетарифные методы, которые представляют собой устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров разрешенных к ввозу или вывозу. Нетарифные методы снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров, для устранения торговых дисбалансов с отдельными странами применение в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Среди таких методов выделяют следующие: контенгирование, квотирование, лицензирование, "добровольное" ограничение экспорта, сертификация и т.д.
Следующим инструментом регулирования ВЭД являются таможенные тарифы, которые представляют собой систематизированный перечень пошлин, которыми облагаются некоторые товары, ввозимые и вывозимые из страны. Выделяют экспортные, импортные и транзитные пошлины.
6. По замыслу Кейнса, квота должна была служить инструментом регулирования задолженности страны по отношению к МКС, выступающему одновременно кредитором и задолжником. Основная идея проекта МКС проста: валютная выручка одной страны должна использоваться другой страной, но предложенные Кейн-сом пути ее осуществления сложные.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
Если /опер (базисные или цепные) уменьшаются, то выгодны импортные операции, если наоборот, то — экспортные. Чем сильнее падение (подъем) /опер, тем ощутимее прибыль. Если /опер (базисные) постоянны, а /опер (цепные) = 1, или 100%, это означает, что номинальный курс и инфляция меняются одинаково или, как часто говорят, идут параллельно. В этом случае валютный курс перестает выступать активным инструментом регулирования внешнеторговых операций. Данную величину часто в отечественной практике именуют индексом реального валютного курса, в то время как правильнее так называть другой показатель:
Таможенные пошлины в СССР применялись при ввозе товаров из капиталистических стран. Они служили вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли и торговой политики: использовались в целях совершенствования планирования объема и структуры товарооборота, более эффективной борьбы за обеспечение равноправия и взаимной выгоды в обмене, а также защиты народного
— золото-девизный стандарт, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заместители золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и коллективные валюты. Единственной валютой, обменивавшейся на золото, до 1971 г. был доллар, но только при расчетах между центральными банками (см. банки) и в ограниченных размерах.
8 условиях рыночной экономики санация предприятий имеет значительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях — при экспорте из данной страны.
Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов предприятий для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает, однако, участия в данном процессе страхования (в случае ощутимого ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использовании механизма налогообложения, предоставлении налоговых льгот, выделении бюджетных субсидий и т.д.).
Избыточная информация Избыточного количества Избежание повторного Избранной профессии Издержках обращения Издержками предприятия Индивидуальная стоимость Изготовитель исполнитель Изготовителя продукции Изготовляемой продукции Изготовления инструментов Изготовления определенного Изготовления строительных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|