Издержками предприятия



С позиций трудовой теории стоимости К.Маркс в "Капитале" рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые -издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например, упаковка, фасовка и т.п.

Полагаем, что между товарооборотом (jq),, заработной платой (х2) и издержками обращения (у) существует прямая зависимость. Используем уравнение регрессии вида

Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учета налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.

Если не отступать от определения выпуска в торговле по СНС, то теоретически необходимо из издержек обращения за отчетный период выделять часть, относимую на реализацию, и часть,' относимую на прирост товарных запасов, а прирост запасов вместе с издержками обращения, падающих на этот прирост, рассматривать как форму воплощения прибыли (добавленной стоимости) или заемных средств. Практически такие расчеты осуществить невозможно.

Было бы целесообразно включать в состав выпуска в торговле изменение остатка на счете «издержки производства». Но такого приема нет в методологии СНС. Следовательно, надо иметь в виду, что между наценкой и издержками обращения существует некоторый лаг (сдвиг). Если имеет место прирост товарных запасов, то прибыль (и добавленная стоимость) будут занижены, т.к. завышены издержки обращения относительно реализации. А если произошло уменьшение товарных запасов, то, наоборот, прибыль (и добавленная стоимость) будут завышены на величину тех издержек, которые «сэкономлены» в отчетном периоде: реализация шла в определенной части из готовых запасов, на которые не требовалось издержек (товары были уже привезены, в транспортных расходах нужды не было и т.д.)

Разность между торговой наценкой (валовым доходом) и издержками обращения является прибылью торговых предприятий. Это — первый и безусловный элемент дохода предприятия, извлекаемый из данных статистического наблюдения и бухгалтерского учета. При этом необходимо помнить, что и на предприятии, и на макроуровне торговая наценка, выручка от реализации, оплаченные услуги и материалы в составе издержек обращения показываются без налога на добавленную стоимость. Этот прием учета является искусственным приемом. Он, скорее, подошел бы для анализа, а не для учета. Но практика с 1992 года сложилась именно таким образом. Получается, что как будто суммы налога на добавленную стоимость не участвуют в обороте, не требуют источников для совершения опера-

Составляющие средней издержкоемкости (с]а ) торговых услуг являются взвешенными j-ми удельными издержками обращения. Их можно рассчитать двумя способами. Первый способ состоит в умножении каждой у'-ой величины удельных издержек обращения на удельный вес у'-ой товарной группы в торговых услугах:

Если мы будем анализировать данные статистической отчетности о затратах на оплату труда (форма 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)»), то в этой отчетности, равно как и бухгалтерской отчетности (форма №5, раздел 6 «Затраты, произведенные организацией») мы найдем данные о фактических затратах, списанных на реализованную продукцию (т.е. включенных в издержки обращения по торговым организациям. Как показывает опыт последних лет, по выплатам заработной платы накапливается задолженность, поэтому начисленный фонд заработной платы, как правило, превышает затраты на оплату труда, т.е. выплаченную заработную плату. Но если бы задолженность по заработной плате не нарастала, все равно различия между начисленной и отнесенной на себестоимость продукции или на издержки обращения (коммерческие расходы, по отчетности) неизбежны: часть начисленных издержек производства в промышленности, включая начисленную заработную плату, задерживается в незавершенном производстве, а в торговле — часть начисленной заработной платы вместе с другими начисленными издержками обращения остается для отнесения на запасы, если они возрастают, и не списывается на реализацию. Возможен, конечно, и противоположный процесс, если уменьшается незавершенное производство или снижаются запасы в торговле: начисления оплаты труда будут отставать от списания затрат этого вида на реализацию.

По общему правилу прибыль от реализации является разностью между выручкой от реализации, себестоимостью (издержками производства), коммерческими расходами (издержками обращения) и расходами на управление.

Это общее правило не совсем подходит для оптовой и розничной торговли, у которых прибыль является разностью между выручкой и покупной стоимостью товаров, просуммированной с издержками обращения. Тот же результат в торговле может быть получен как разность между суммой торговой наценки и издержками обращения, поскольку торговая наценка является разностью между выручкой и покупной стоимостью реализуемых товаров.

Прибыль сопоставляется не столько с издержками обращения, сколько с товарооборотом. Поэтому необходимо проводить анализ в двух аспектах:


Проблема разработки и использования в практике учета новых подходов к эффективному управлению издержками предприятия широко обсуждается в отечественной и зарубежной экономической литературе. Общепринятое определение сущности учета затрат — это «учет затрат есть совокупность сознательных действий, направленных на отражение происходящих на предприятии в течение определенного временного периода процессов снабжения, производства и реализации продуктов его труда посредством их (процессов) количественного измерения (в натуральных и стоимостных показателях), регистрации, группировки и анализа в разрезах, формирующих себестоимость готовой продукции. Такое отражение обеспечивает получение исчерпывающей информации, необходимой для того, чтобы управлять предприятием (или объединением предприятий) и оценивать его деятельность путем выведения финансовых результатов» (Feaak Z. Rachunek kosztow w przemysle elektromaszy-nowym (teoria i praktyka). Instytut organizacji przemysla maszynowego. Warszawa, 1979. - S. 8-9).

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

При выборе источников финансирования в первую очередь анализируют влияние принятого решения на показатель EPS, Как и в случае с производственным рычагом, основная идея сводится к тому, чтобы оценить уровень риска по колебаниям прибыли, вызванным постоянной величиной (в данном случае — финансовыми издержками предприятия по обслуживанию долга):

Во-первых, цена Ц\ может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар Цг совпадает с издержками предприятия, что ^обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если це-;йа Цз выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает Прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена Щ совпадает по своей величине со стоимостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. ^Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег Ц;, чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая ве-щичина его дохода оказывается больше созданной прибыли. I Так обстоит дело с прибылью, полученной в расчете на одно изделие. Между тем предпринимателя в большей мере интересует вся масса — абсолютная величина — валовой прибыли, полученной от продажи всех товаров.

галтерского учета и управления издержками предприятия является

техническими издержками. Предприятия, для которых эти издержки суще-

ду выручкой и издержками предприятия не раскрывает экономической

Во-первых, цена Ц\ может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар U,i совпадает с издержками предприятия, что ^обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если це-;йа Цз выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает Прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре при-^были. В-четвертых, когда цена Ц^ совпадает по своей величине со стои-'Жостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. ^Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег Ц;, чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая ве-щичина его дохода оказывается больше созданной прибыли. I' Так обстоит дело с прибылью, полученной в расчете на одно изделие. Между тем предпринимателя в большей мере интересует вся масса — абсолютная величина — валовой прибыли, полученной от продажи всех товаров.

Во-первых, цена (Ц^) может устанавливаться ниже себестоимости благ, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, если денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержками предприятия, то обеспечивается лишь самоокупаемость производства. В-третьих, когда цена (Ц3) выше себестоимости и ниже

Во-первых, цена Zfi может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар Ц2 совпадает с издержками предприятия, что

В указанный период запланировано произвести и реализовать 10 000 ед. товара. Соотношение между объемом произведенной и реализованной продукции и постоянными издержками предприятия приведено в табл. 7.4. Средние постоянные издержки — СПОИ


Инвестиционного комплекса Инвестиционного планирования Инвестиционного управления Инвестиционно строительного Инвестиционную стратегию Инвестирования свободных Инвестировать рискованно Имущественных отношений Инвесторы приобретают Инвесторы заинтересованы Инвесторам кредиторам Инвестора поскольку Инвесторов инвестиционных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика