|
Лидерского поведения
ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА — теории, изучающие природу лидерства. На сегодняшний день проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения эффективной работы организации. Подходы к изучению лидерства (Т.л.) основаны на сочетании трех основных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуации, в которых действует лидер. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях не учитывалась. Множество исследований посвящено определению качеств, которые выделяют "великих людей", составлены списки лидерских качеств. Ральф Стог-дилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г.
обобщили и сгруппировали все ранее выявленные лидерские качества и выделили пять качеств, характеризующих лидера: ум, или интеллектуальные способности; господство, или преобладание над др.; уверенность в себе; активность, или энергичность; знание дела. Однако наличие этих качеств не объясняло поведение и даже наличие лидера. Изучение образцов поведения, присущего лидерам, началось накануне второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 1960-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было изучение лидерского поведения. Наиболее известны следующие исследования — три стиля руководства (Курта Левина); работы университета штата Огайо, Мичиганского университета, исследования Ликер-та, Блейка и Моутона (управленческая сетка). Новые концепции обосновали возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, но они "утонули" в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов. Идея такого подхода состояла в предположении, что лидерское поведение зависит от ситуации. Исследовались взаимодействия различных ситуационных переменных, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства и предсказать возможное поведение лидера. Наиболее известные теории данного подхода: континуум лидерского поведения Шидта, модели ситуацибнного лидерства Фидлера,
Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
Данная модель корреспондирует со многими признанными управленческими и поведенческими концепциями (рис. 11.14). Так, например, в управленческой сетке Блейка и Моутон стили лидера находятся в следующем соответствии с рассматриваемой моделью: 9,1 = S1; 9,9 = S2; 1,9 = S3; 1,1 = S4. Однако в отличие от управленческой сетки, в модели ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда не заявляется об одном единственно верном для всех ситуаций стиле. Другим отличием модели является то, что она переносит упор в описании стилей с расположения лидера по отношению к работникам и работе на само лидерское поведение.
В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет роль информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное таким образом обяъснение причин направляет его лидерское поведение.
В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являю-
Важна роль менеджера как лидера, т. е. человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их спо-
Формирование поведенческого подхода связано с разработками представителей школы человеческих отношений. Согласно исходному тезису этой концепции, эффективность лидерства обусловлена манерой поведения лидера, что и составляет содержание понятия «стиль». Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось до середины 60-х гг. Общим с концепцией личностных качеств было то, что опять начался поиск одного— единственного верного пути, но по другому направлению — лидерское поведение.
Ситуационный подход основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности условий, в которых деятельность лидера протекает, и типа решаемых им задач. Главной идеей данного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. обобщили и сгруппировали все ранее выявленные лидерские качества и выделили пять качеств, характеризующих лидера: ум, или интеллектуальные способности; господство, или преобладание над др.; уверенность в себе; активность, или энергичность; знание дела. Однако наличие этих качеств не объясняло поведение и даже наличие лидера. Изучение образцов поведения, присущего лидерам, началось накануне второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 1960-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было изучение лидерского поведения. Наиболее известны следующие исследования — три стиля руководства (Курта Левина); работы университета штата Огайо, Мичиганского университета, исследования Ликер-та, Блейка и Моутона (управленческая сетка). Новые концепции обосновали возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, но они "утонули" в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов. Идея такого подхода состояла в предположении, что лидерское поведение зависит от ситуации. Исследовались взаимодействия различных ситуационных переменных, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства и предсказать возможное поведение лидера. Наиболее известные теории данного подхода: континуум лидерского поведения Шидта, модели ситуацибнного лидерства Фидлера,
2.2. Концепции лидерского поведения.............485
3.1. Континиум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта ...........495
2.2. Концепции лидерского поведения
3.1. Континиум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта
Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: j статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образ цов лидерского поведения). В первом случае лидерство трактуете; главным образом в терминах относительно постоянных и устойчи вых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бь имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ем^
поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдае мых исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действш лидера, а не наследованных им качеств.
Тип 2. Анализ образцов лидерского поведения без учета ситуации Тип 3. Ситуационный анализ эффективного поведения лидера
Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера). В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. Ниже будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности предсказания с его помощью лидерского поведения.
2.2. Концепции лидерского поведения
Исследования Университета штата Огайо считаются наиболее значительными среди тех, которые были предприняты в послевоенный период в области лидерского поведения [5]. Их целью была разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой структуры. К первой переменной относятся образцы поведения,
Логистической деятельности Ленинградского университета Логистики позволяет Локальных нормативных Локальной вычислительной Лондонского отделения Лесопромышленном комплексе Личностных качествах Личностным качествам Либерализацию экономики Лицензионных соглашениях Лицензионной деятельности Лицензионном соглашении вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|