Национальным богатством



Как-то президент крупной американской фирмы, побывавший в Японии, посетил один из заводов электротехнического комплекса. Он был в полном смысле слова ошеломлен, увидев, с каким усердием работницы проделывали рутинные операции по сборке изделий. Женщины удивили его отточенностью движений, неподдельной увлеченностью процессом труда. Американец долго наблюдал за работой женских бригад, подмечал индивидуальные особенности в деятельности ряда работниц в различных ситуациях. Резюмируя результаты своих наблюдений, американец сказал: «Характер трудовой активности японских работниц обусловлен господствующими в Японии национальными традициями. Японки относятся к рутинным трудовым операциям так, как будто они занимаются аранжировкой цветов или чайной церемонией. В работу на конвейере японки вносят такую свободу действий, что сборочные операции становятся у них подобием вдохновенного танца. Американцам никогда не сравняться в этом деле с японцами» [138].

Обобщение современного опыта модернизационных реформ (в Японии, в Южной Корее, в Гонконге, в Таиланде и др.) показывает, что их успех во многом зависит от соединения принципов либерализма с национальными традициями, собственной культуры страны и даже религией.

Общество развивается динамично и настолько многозначно, что никакая наука, а тем более практика не в состоянии зеркально отразить это многообразие. Более того, формы как субъективное начало экономической категории непосредственно определяются характером производственных отношений, типом государственного устройства, национальными традициями и множеством других факторов. Поэтому принятие законом тех или иных экономических форм управления еще не свидетельствует о достижении абсолютной истины. Абсолютизация познания и объективизация явлений или процессов невозможна в принципе. Таковыми их определяет сознание, а оно, как известно, категория субъективная. Только история общественного развития способна опровергнуть или подтвердить непреложные истины. Именно в этом заключается значение исторического исследования экономических категорий.

5. Есть различия в написании цифр, обусловленные национальными традициями. Так, в англо-американской отчетности запятая разделяет разряды целых чисел, а точка — дробную часть от целой. Например, в отчетности указывается цифра в виде 1,384,868.98, а у нас— 1384868, 98.

Каковы потенциальные выгоды от того, что страны имеют национальные на моты? В приведенном выше примере островитяне-националисты, вполне вероятно, получают удовольствие от пользования деньгами, на которых напечатано название t трапы и помещена фотография или портрет ее основателя. Часто люди имеют националистические чувства и очень нелегко жертвуют национальными традициями. Конечно, кроме этого существуют и другие причины.

Обобщение современного опыта модернизационных реформ (в Японии, в Южной Корее, в Гонконге, в Таиланде и др.) показывает, что их успех во многом зависит от соединения принципов либерализма с национальными традициями, собственной культуры страны и даже религией.

При взаимоотношении с иностранными партнерами необходимо соблюдать ряд условий, связанных с национальными традициями.

В условиях единого народнохозяйственного комплекса объемы ввоза и вывоза продукции республик непосредственно зависят от специализации и кооперирования производства, развития производительных сил республик, что в определенной степени связано с минерально-сырьевыми, природно-климатическими условиями, демографическими предпосылками и национальными традициями, политикой капитальных вложений, при которой отдельные республики несут более высокую инвестиционную нагрузку.

Выбор той или иной формы мотивации определяется содержанием работы, принципами управления в данной организации, национальными традициями и корпоративной культурой. Так, для предприятий США характерна мотивация по результатам, основанная на развитой системе разделения труда и традициях индивидуализма. В Японии преобладает ранговая мотивация, соответствующая традициям коллективизма и взаимопомощи, горизонтальным связям между сотрудниками и широкому спектру выполняемых ими функций.

Возникновение идеи создания технополисов — городов науки и высоких технологий, связывается с желанием японцев воспроизвести в своей стране нечто подобное американской Силикон-Велли, которая благодаря концентрации на небольшой территории неподалеку от Сан-Франциско значительного количества исследовательских центров, предприятий, консультативных фирм, венчурных компаний сыграла выдающуюся роль в развитии электронно-компьютерной отрасли в США. Ждать, когда в Японии стихийно возникнут свои Силикон-Велли, японские стратеги не захотели. Они решили, в полной гармонии с национальными традициями, всемерно способствовать их возникновению и развитию. Реализация программы создания 19 технополисов, покрывающих все хозяйственное пространство страны, начатая в 1984—1985 гг., как полагают сами японцы, должна обеспечить их стране первенство в научно-технической гонке в XXI в. Сегодня стратегия технополисов — это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технического уровня, стратегия интеллектуализации всей экономики страны.

Меню обеда в соответствии с национальными традициями включает только по одному рыбному и мясному блюду и овощные салаты. После холодных закусок подают бульон с гренками, затем — какое-либо мясное блюдо. Подаются два горячих кушанья: одно рыбное и одно мясное. Горячее рыбное блюдо подается перед горячим мясным блюдом с приготовленными по-разному овощами. Подана напитков та же, что и на завтраке. Обед длится обычно два-три часа и даже дольше. Обед заканчивается десертом. До подачи десерта убирается посуда и столовые приборы, которые предназначались для предыдущей еды.


Дальнейшее движение к рынку в России не может происходить на базе либерально-монетаристской модели. Последняя давала положительные результаты в зрелых рыночных экономиках при нарушениях финансового равновесия, помогала повысить эффективность хозяйствования субъектов уже развитого рынка. Она оказывалась продуктивной для стран, не имеющих мощного собственного производства и зависящих преимущественно от внешних источников (здесь финансовая стабилизация — не только необходимое, но и вполне достаточное условие решения их экономических проблем). Но такая модель противопоказана странам со сложным хозяйством, громадным накопленным национальным богатством, массовым и инерционным производством, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, с существенными отраслевыми различиями технико-технологического порядка; странам, где жизненный уровень населения в решающей мере зависит от прогресса реального секторя..

Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появились в Англии в конце XIV в. и были связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золота, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций. Само понятие «платежный баланс» было впервые введено в экономическую теорию Джеймсом Стюартом в 1767 г., но составление платежного баланса и охват входящих в него операций до начала XX в. понимались в разных странах неодинаково.

В данной главе рассматриваются источники финансирования экономических операций между разными странами. Главное то, что общие расходы государства на покупку импортных товаров и услуг, приобретение иностранных активов и дары иностранцам ограничены бюджетом страны, рамки которого заданы национальным доходом и национальным богатством. Как и домашним хозяйствам, государствам приходится испытывать дефицит бюджета, связанный с несением расходов, предоставлением займов и помощи. Когда общая сумма платежей по международным операциям страны соответствует бюджету, то такое состояние называется равновесием платежного баланса (balancc-oj-payments equilibrium). Когда государство не может поддерживать общий уровень расходов в соответствии с бюджетом, то наблюдается неравновесие платежного баланса (balance-of-payments disequilibrium).

Дальнейшее движение к рынку в России не может происходить на базе либерально-монетаристской модели. Последняя давала положительные результаты в зрелых рыночных экономиках при нарушениях финансового равновесия, помогала повысить эффективность хозяйствования субъектов уже развитого рынка. Она оказывалась продуктивной для стран, не имеющих мощного собственного производства и зависящих преимущественно от внешних источников (здесь финансовая стабилизация — не только необходимое, но и вполне достаточное условие решения их экономических проблем). Но такая модель противопоказана странам со сложным хозяйством, громадным накопленным национальным богатством, массовым и инерционным производством, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, с существенными отраслевыми различиями технико-технологического порядка; странам, где жизненный уровень населения в решающей мере зависит от прогресса реального сектора.

(130) Выше (в гл 12) я показал, что хотя отдельный инвестор редко сам делает новые капиталовложения, однако предприниматели, несущие прямую ответственность за эти инвестиции, находят их выгодными и часто вынуждены следовать за конъюнктурой рынка, даже если сами они лучше осведомлены (131) К этому вопросу имеют отношение некоторые части моего "Трактата о деньгах" (кн, IV). (132) Однако при определенных допущениях, касающихся распределения склонности к потреблению во времени, и убыточные инвестиции могут быть оправданы с точки зрения общества в целом как способствующие максимальному удовлетворению потребностей. (133) См. ниже (с. 260) некоторые доводы в пользу противоположной точки зрения. Я склонен согласиться, что если нельзя произвести серьезных изменений в наших нынешних порядках, то повышение нормы процента во время бума может практически оказаться меньшим злом. (134) СМ. : A. Marshall. Industry and Trade, Appendix D, Money, Credit and Commerce, p. 130; его же. Principles of Economics, Appendix 1. (135) Взгляды Маршалла на учение меркантилизма подытожены им в примечании на с. 51 первого издания его "Principles of Economics": "Средневековые воззрения на связь между деньгами и национальным богатством подверглись широкому изучению как в Англии, так и в Германии. В целом эти воззрения следует рассматривать как путаные скорее из-за отсутствия ясного понимания функций денег, чем из-за ошибочного предположения, будто рост богатства нации может происходить только в результате увеличения ее запасов благородных металлов". (136) The Nation and the Athenaeum, November 24, 1923. (137) Использование эластичной единицы заработной платы в качестве средства борьбы с депрессией, иначе говоря, избавление от депрессии путем снижения заработной платы, может оказаться по той же причине средством извлечения выгоды за счет соседей.

Таким образом, наряду с тем, что потребление энергии служит несомненным мерилом богатства, технологические активы неизмеримо более важны, чем местоположение самого производства. Однако для владения технологией нужна соответствующая культурная предрасположенность, единственно способная связать производительность (труд) и богатство. Несколько авторов, до сих пор рассуждающих в рамках классических теорий экономической истории, указывают на несомненную связь между технологией (или ее доступностью), культурой и национальным богатством и пытаются разными способами ее объяснить6"8.

(128) Ср. поговорку XIX в., цитируемую Беджготом: "Джон Булль может перенести многое, но только не двухпроцентную ставку". (129) В тех случаях, когда нет оснований опасаться недоразумений, удобнее писать "предельная эффективность капитала" вместо "график предельной эффективности капитала". (130) Выше (в гл 12) я показал, что хотя отдельный инвестор редко сам делает новые капиталовложения, однако предприниматели, несущие прямую ответственность за эти инвестиции, находят их выгодными и часто вынуждены следовать за конъюнктурой рынка, даже если сами они лучше осведомлены (131) К этому вопросу имеют отношение некоторые части моего "Трактата о деньгах" (кн, IV). (132) Однако при определенных допущениях, касающихся распределения склонности к потреблению во времени, и убыточные инвестиции могут быть оправданы с точки зрения общества в целом как способствующие максимальному удовлетворению потребностей. (133) См. ниже (с. 260) некоторые доводы в пользу противоположной точки зрения. Я склонен согласиться, что если нельзя произвести серьезных изменений в наших нынешних порядках, то повышение нормы процента во время бума может практически оказаться меньшим злом. (134) СМ.: A. Marshall. Industry and Trade, Appendix D, Money, Credit and Commerce, p. 130; его же. Principles of Economics, Appendix 1. (135) Взгляды Маршалла на учение меркантилизма подытожены им в примечании на с. 51 первого издания его "Principles of Economics": "Средневековые воззрения на связь между деньгами и национальным богатством подверглись широкому изучению как в Англии, так и в Германии. В целом эти воззрения следует рассматривать как путаные скорее из-за отсутствия ясного понимания функций денег, чем из-за ошибочного предположения, будто рост богатства нации может происходить только в результате увеличения ее запасов благородных металлов". (136) The Nation and the Athenaeum, November 24, 1923. (137) Использование эластичной единицы заработной платы в качестве средства борьбы с депрессией, иначе говоря, избавление от депрессии путем снижения

Вслед за этим правительство увеличило ограничения на учреждение эмиссионных банков, и, хотя в других областях банковского бизнеса, главным образом, в кредитной и валютной его сферах, образование фирм все же происходило, ни один эмиссионный банк так и не был учрежден вплоть до 1776 г. Первым из таких банков стал Кэс д'Эскомт (Caisse d'Escompte), партнерство с ограниченной ответственностью, основанное Тюрго (Turgot), министром финансов Франции. С самого начала своей деятельности банк имел весьма тесные отношения с правительством, со временем фактически став филиалом финансового департамента правительства. Обещание предоставить казначейству займ в 6 млн. франков, данное банком в 1783 г., вызвало "набег" на банк и вынудило тот приостановить выплаты. Плачевное положение финансов государства, к тому времени уже сильно задолжавшего Кэс, привело к тому, что в 1788 г. курс банкнот банка был определен в принудительном порядке. За этим последовало установление ассигнационного режима. Первые ассигнации 1789 г., которые не являлись, по сути, законным средством платежа, а были лишь обеспеченными национальным богатством (biens nationaux) краткосрочными процентными государственными облигациями, учитывались, как правило, Кэс. Однако в 1790 г. ассигнации стали законным средством платежа. После этого Франция утонула в потоке ассигнаций, доведя Кэс до банкротства и оставив на многие годы всеобщее неверие в бумажные деньги.

Исходным показателем, характеризующим накопленное богатство в статике, является национальное богатство. Под национальным богатством понимается совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, имеющихся в стране. Эта совокупность включает: а) производственные основные фонды (здания, машины, оборудование и т.д.); б) непроизводственные основные фонды (жилища, а также здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения и т.п.); в) материальные оборотные средства; г) личное имущество населения.

национальным богатством, Верховный Совет РСФСР постановляет:

культурные ценности являются национальным богатством народов


Необходимость выделения Надежность экономичность Необходимость улучшения Необходимости дальнейшего Необходимости использования Необходимости корректировки Необходимости определения Необходимости подготовки Необходимости прибегать Необходимости приобретения Необходимости проводить Необходимости регулирования Надежность оборудования вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика