|
Необходимости использования
Таким образом, проект МКС отвечал прежде всего интересам Великобритании. В результате бурного обсуждения на Бреттон-вудской конференции этот проект был подвергнут острой критике со стороны США, и официально победил «план Уайта» о послевоенной реформе мировой валютной системы. Однако идеи Кейнса о необходимости государственного и межгосударственного регулирования нашли воплощение в ЕПС, в Бреттонвудской валютной системе и до сих пор оказывают влияние на международные валютные и кредитные отношения.
Экономисты-неоклассики разделяют точку зрения, господствующую в послевоенной экономической теории о том, что информационные ограничения иногда препятствуют процессу саморегуляции экономики. Однако они не считают это значительным препятствием для достижения объема производства при полной занятости. Не принимают они и точку зрения, которая заключается в том, что систематические, т. е. предсказуемые, изменения денежно-кредитной политики влияют на экономическую активность. Их главным аргументом является утверждение, что индивид действует рационально, исходя из своих интересов, таким образом, пытаясь достичь полной занятости без необходимости государственного вмешательства. Самое бескомпромиссное выражение этой точки зрения, известное как теория реальных циклов деловой активности (real business cycle theory), подразумевает, что денежно-кредитная политика всегда нейтральна и что «предложение порождает спрос», в точности как в исходной классической модели.
Что касается монетаризма и кейнсианства, то здесь вопрос сложт нее. В мировой экономической науке борьба между этими (и некоторыми другими ведущими направлениями) продолжается уже несколько десятилетий с переменным успехом. И то и другое течв-ние оказало влияние на экономическую политику многих развитых стран. Кейнсианцы — последователи великого английского экономиста Дж. Кейнса—настаивают на необходимости государственного вмешательства в ход экономических процессов; монетаристы (последователи американского экономиста, нобелевского лауреата М. Фридмэна)—сторонники широкой либерализации, свободы рынка и во главу угла ставят роль денег в экономике. Кейнсианцы всегда предлагали бороться со спадом экономики, если он случается, путем искусственного (с помощью эмиссии денег) расширения совокупного спроса на продукцию, монетаристы же считают необходимым прежде всего создать условия для инвестиций в расширение производства продукции, для чего добиваться финансовой стабилизации экономики. На протяжении всей книги мы будем наблюдать, как эти теоретические положения отражаются на предложениях и требованиях разных политических сил в России.,.
В известном смысле требование к правительству сбалансировать бюджет в течение периода, равного календарному году, является произвольным. Однако чередование времен года и твердо установившаяся практика бухгалтерской отчетности дают серьезные основания для такого требования, а практика бизнеса, при которой поступления и расходы регулярно балансируются с известными отклонениями, еще более подкрепляет его. Если крупные экономические колебания можно предотвратить с помощью других мер, то такое балансирование лучше всего производить на протяжении года, традиционного для составления бюджетов срока. Если допустить, что регулирование предложения денег путем конкуренции между частными валютами действительно должно обеспечить не только стабильность ценности денег, но и стабильность экономической конъюнктуры, аргумент о необходимости государственного дефицита для сокращения безработицы сведется к утверждению, что правительственный контроль над деньгами нужен, чтобы излечить болезнь, которую он сам и вызвал. Непонятно, зачем вообще в условиях стабильных денег у правительства должно быть право тратить средств больше, чем оно имеет. И, конечно, куда важнее, чтобы правительственные расходы не становились причиной общей нестабильности, чем чтобы занять громоздкий правительственный аппарат (если сделать маловероятное предположение, что он срабатывает вовремя) для противодействия любому ослаблению экономической активности.
Из сказанного следует вывод о необходимости государственного нормирования сроков службы вновь осваиваемых машин: эти нормы надо рассматривать как минимальную длительность работы машины в определенных эксплуатационных условиях. Выполняемая в массовом и серийном производстве доводка моделей не может считаться законченной, пока вся машина в целом, а также в отдельных ее агрегатах или узлах не будет удовлетворять требованиям долговечности.
Для лучшего понимания необходимости государственного регулирования
Ни в коей мере. Существование внешних издержек приводит к занижению общих социальных издержек на производство данной продукции. Это обусловливает занижение рыночных цен на такую продукцию и ведет к ее перепроизводству. Следовательно, поступление ресурсов на производство такой продукции является избыточным, а не недостаточным. И это при отсутствии более подходящих в данном случае мер ведет к необходимости государственного вмешательства в виде корректирующего налогообложения, а не субсидирования. Субсидирование же производства продукции с негативной экстерналией приводит к возрастанию отрицательных последствий, а не к их сокращению. Можно сказать, что государственные субсидии нередко сами по себе порождают негативные внешние эффекты и ведут к снижению эффективности распределения ресурсов в экономике.
1 Как известно, они в той или иной степени принимали положение, которое Кейнс назвал «законом рынков Сэя» и которое имеет две формулировки. Первая — общие кризисы перепроизводства в рыночной экономике невозможны, поскольку предложение рождает достаточный для себя спрос. Вторая же признает их возможность, однако считает, что в рыночной экономике существует механизм автоматического восстановления равновесия спроса и предложения. На этом, среди прочего, и покоится отрицание необходимости государственного вмешательства в экономические процессы.
Причины необходимости государственного регулирования предпринимательской деятельности в нашей стране и на Западе различаются по многим аспектам, хотя и имеют ряд общих черт. Законодательная база нашего предпринимательства довольно слаба и направлена в основном на удовлетворение фискальных функций государства. Знание законов позволяет фирмам правильно ориентироваться на рынке, выбирать направления инвестирования, изыскивать возможности максимизации эффективности производства в рамках текущего законодательства. Контроль со стороны государства за соблюдением законов призван, с одной стороны, обеспечить неукоснительное следование букве закона, а с другой — способствовать формированию у предпринимателей понимания целесообразности добровольного их исполнения.
В данной главе будет конкретизирован сделанный ранее вывод о необходимости государственного вмешательства в деятельность рыночного механизма и рассмотрены конкретные формы и инструменты такого вмешательства.
КЕЙНСИАНСТВО — макроэкономическая теория выдающегося английского ученого-экономиста Дж. М. Кейн-са, исходящая из необходимости государственного регулирования рыночной экономики посредством воздействия на денежную массу и спрос.
блемам эффективного спроса (effective demand) и к необходимости государственного вмешательства для стабилизации экономики изнутри и извне, а также для стимулирования экономического роста. Как показывают исследования, отечественный и зарубежный опыт, рационализация транспортных работ, в особенности погру-зочно-разгрузочных, повышение эффективности использования транспорта, снижение транспортных затрат и затрат на тару достигаются широким развитием контейнерных и пакетных перевозок. Это одно из важнейших направлений технического прогресса на транспорте. Применение контейнеров избавляет Е ряде случаев от необходимости использования тары, в других — сокращает потребность в ней.
Анализ обеспечения эффективного использования и движения денежных средств на фирме (финансовый срез). Оценка финансового положения фирмы. Динамика показателей финансовой устойчивости. Доля денежных расчетов в хозяйственном обороте фирмы. «Индекс допустимого роста» как показатель необходимости использования внешних финансовых ресурсов. Допустимость и цена финансовых ресурсов. Предпочтения и возможности руководства по заимствованиям в банках и на «черном рынке» кредитов и капитала. Давление акционеров и дивидендная политика фирмы.
• об актуальности, о перспективах и необходимости использования методов управления проектами и их адекватности современным требованиям управления.
САМООРГАНИЗАЦИЯ — один из принципов организации личного труда руководителя (специалиста и т.д.). Заключается в необходимости использования в повседневной работе рациональных приемов и методов планирования и распределения рабочего времени; проведения служебных совещаний и бесед; выполнения рабочих процедур и операций; решения задач управления на базе комплексного применения средств вычислительной и организа-
При организации заработной платы необходимо учитывать требование, выдвинутое В. И. Лениным, о необходимости использования в каждом конкретном производстве такой системы оплаты труда, которая позволила бы исполнителю точно представить зависимость своего заработка от результатов труда.
Как видим, научно-обоснованная нормативная база предполагает использование сравнительно сложных математических методов. Применение их затруднено вследствие большой трудоемкости расчетов и необходимости использования значительных массивов исходной информации. Таким образом, применение экономико-математических методов в практике нормирование - необходимая предпосылка создания нормативной базы АСУ, вместе с тем сама АСУ с ее широкими вычислительными возможностями обеспечивает реализацию этих методов.
«Чтобы подготовиться к этим изменениям, — заметил я, — вы должны наладить движение электронной информации во всех частях вашей организации». Я кратко рассказал о необходимости использования существующих электронных средств их интеллектуальными работниками, об электронной интеграции их систем накопления знаний с системами деловых операций и, наконец, о необходимости создания новой инфраструктуры банка, основанной на персональных компьютерах и технологиях Интернета. «Если вы все это сделаете, — сказал я, — вы будете готовы к трем главным изменениям в бизнесе, которые произойдут вследствие описанных мной цифровых «точек перегиба».
Строительство наклонных скважин в море и на труднодоступных участках суши, наряду с специфическими особенностями вида бурения, характеризуется дополнительными затратами из-за необходимости использования морского и специального транспорта; ограниченности гидротехнических сооружений, а следовательно, и запасов различных материалов и инструментов; зависимости процесса проходки скважин от гидрометеорологических условий; применения коэффициента к зарплате членов буровой бригады и обслуживающего персонала за работу в морских и труднодоступных участках и т. д. Поэтому изыскание путей сокращения затрат на строительство наклонных скважин имеет большое значение.
Анализ деятельности ремонтных служб семи УБР объединения «Башнефть» за 1971—1975 гг. полностью подтвердил объективность предлагаемого показателя оценки. В частности, была установлена тесная обратная корреляционная зависимость времени ремонтных работ в процентах и объема ремонтных работ в целом по предприятию (коэффициент корреляции оказался равным 0,800). Это свидетельствует о необходимости использования прогрессивных методов ремонта бурового оборудования в стационарных условиях как основного резерва сокращения времени ремонтных работ.
Все это со всей очевидностью говорит о необходимости использования показателя «время ремонтных работ» для оценки деятельности ремонтных служб буровых предприятий. Для планирования и прогнозирования этого показателя необходимы дальнейшие исследования. В частности, представляется целесообразным моделирование этого показателя как для каждого предприятия, так и для объединения и министерства. Причем факторы, включаемые в эти модели, должны быть различными как по степени укрупнения, так и по степени охвата характеристик основного и ремонтного производства.
Как видно из приведенного примера научно-обоснованная норматив-на?1 база предполагает использование сравнительно сложных математических методов. Применение их затруднено вследствие большой трудоемкости расчетов и необходимости использования значительных мас-СИЕЮВ исходной информации. Таким образом, применение экономико-ма-ематических методов в практике нормирования служит необходимой предпосылкой создания нормативной базы АСУ, вместе с тем сама АСУ с ее широкими вычислительными возможностями обеспечивает реализацию этих методов.
Направление изменений Направление технического Начисленных обязательств Направлении относительно Направлении работников Направленные предприятиями Направленности деятельности Наращивания производства Наращивание удержание Народного богатства Народного просвещения Нарушений нормального Нарушениях налогового вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|