Показатель результативности



Показатель рентабельности производства расчетный: он представляет собой отношение прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и служит важной характеристикой эффективности производства.

Рентабельность предприятия представляет собой отношение прибыли к сумме основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. При разработке пятилетни): и годовых планов показатель рентабельности рассчитывается в виде общей и расчетной рентабельности.

Наряду с показателями общей и расчетной рентабельности предприятий для определения цен на отдельные виды продукции, а также для аналитических целей, используют показатель рентабельности продукции. Его рассчитывают по отдельным видам продукции и по всей продукции как отношение прибыли, получаемой от реализации продукции, к полной ее себестоимости:

где АЯ- прирост прибыли, вызванный капитальными вложениями (К) . По вновь строящимся предприятиям, цехам, другим объектам' определяется показатель рентабельности:

• Доход на акцию — это показатель рентабельности, указывающий, в какой степени вклады акционеров обеспечивают приемлемый доход. (Прим. asm.)

неишем, вследствие расширения ннутриироизводстиенных и внешних связей, роста масштабов производства все более будет повышаться и усиливаться. Показатель рентабельности позволяет соизмерить полученный эффект с произведенными затратами на производство продукции, а также оценить, насколько рационально и эффективно используются материально-сырьевые, трудовые, топливно-энергетические и финансовые ресурсы, основные фонды и оборотные средства, как соблюдается режим экономии на каждом отдельном предприятии и обособленном производственном участке.

Соблюдение режима экономии, снижение затрат на единицу продукции в результате наиболее эффективного использования всех элементов производства — главное условие роста уровни рентабельности производства. Через отмеченные факторы значительное влияние на показатель рентабельности оказывает уровень организации производства и управления, комбинирования производства на основе комплексного использования сырьевых ресурсов. Однако на уровень рентабельности оказывают влия-

При разработке финансового плана показатель рентабельности рассчитывается в двух видах — как отношение прибыли к себестоимости продукции и как отношение прибыли к производственным фондам.

По хозрасчетным подотраслям используется также показатель рентабельности капитальных вложений — отношение прироста годовой прибыли ДЯ к вызвавшим этот прирост капитальным вложениям:

4) по вновь строящимся предприятиям, цехам, другим объектам и отдельным мероприятиям рассчитывается также показатель рентабельности — отношение прибыли к капитальным вложениям:

В зависимости от того, что конкретно подразумевается под величиной "используемых ресурсов", показатель рентабельности можно рассчитать в нескольких разновидностях. Применяют, в частности, следующие две разновидности показателя рентабельности.


Показатель результативности 253

П 104 Показатель результативности (е: performance indicator; /: indice d'effet; d: Leistungsgrad m).

П 104 Показатель результативности -

Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Примеры целей, которые можно использовать в качестве стандартов контроля: получить прибыль в размере 1 млн. долл. в 1987 г. или уменьшить количество, воздерживающихся от голосования на 3%. Конкретный критерий (в данном случае 1 млн. долл.) и определенный период времени (один год) называются показателями результативности (рис. 14.2.). Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?» Так, например, если руководство обнаруживает, что за первые полгода прибыль фирмы составила только 400 тыс. долл., то оно понимает, что необходимо существенно поднять производительность, чтобы достичь намеченной цели: заработать 1 млн. долл. к концу года.

количественном виде, и им это удается. Так, например, информацию о духовном уровне и состоянии работников можно получить посредством различного рода обследований и опросов. Более того, некоторые из этих, явно не поддающихся количественному измерению величин, можно представить в численном виде косвенно, измеряя некоторый показатель. Малое количество увольнений, например, обычно является проявлением удовлетворенности работой. Таким образом, количество увольнений может использоваться как показатель результативности при выработке стандартов в области удовлетворенности работой. Например, руководители высшего звена могут установить в качестве цели на следующий год уменьшение количества увольнений с 10 до 6%.

Невозможность выразить показатель результативности непосредственно в количественной форме не должна служить оправданием (а зачастую именно так и бывает) того, чтобы не устанавливать контрольных стандартов в этой области вообще. Даже субъективный показатель, ири условии, что осознается его ограниченность, лучше, чем ничего. Руководство не может эффективно осуществлять контроль без показателя результативности какого-либо типа. Неизбежным следствием отсутствия такого показателя является управления по наитию, которое фактически уже руководством и не является, а есть просто реакция на ситуацию, вышедшую из-под контроля. Ряд отлично управлявшихся по другим параметрам организаций столкнулись с очень серьезными проблемами 'из-за того, что не сумели установить показателя результативности в таких трудно поддающихся измерению областях как социальная ответственность и этика.

МАСШТАБ ДОПУСТИМЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕНИЯ. Показатель результативности дает четкую и ясную цель для направления усилий членов организации. Однако, за исключением ряда специальных случаев, организациям редко бывает необходимо ни на йоту не отклоняться от поставленной цели. На самом деле, одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.

ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ (PERFORMANCE INDICATOR) — специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей. Используется в процессе контроля.

Полученные результаты наталкивают на сравнительные выводы, но сейчас они преждевременны. Прежде чем обсудить причины, по которым такой подход нельзя считать правильным, рассмотрим еще один финансовый показатель результативности предприятия.

отделения, является одновременно результатом оценки деятельности его руководителя. Данный показатель результативности продуктовой группы может быть соотнесен с инвестированным в группу капиталом, и таким образом будет получена величина рентабельности капитала продуктовой группы, а значит, будет определена частная предпринимательская цель для руководителя продуктовой группы. Рассматриваемые в гл. 7 вопросы планирования программы улучшения показателя дохода с капитала по логике вещей актуальны и при анализе показателя рентабельности капитала продуктовой группы. Нужно отметить, что данный анализ касается исключительно моментов, непосредственно связанных с продуктовой группой и находящихся в сфере влияния ее руководителя.

На нефтеперерабатывающем заводе невозможна организация по продуктовому принципу. На выходе процесса рафинирования одновременно получают бензин, мазут, смазочные материалы, битум и другие вещества. Соответственно не имеет смысла назначать одного руководителя для продуктовой группы «Мазут», а другого - для продуктовой группы «Горюче-смазочные материалы (бензин)». Летом шеф по бензину получал бы ббльшие суммы покрытия в отличие от коллеги, занимающегося мазутом, зимой они менялись бы ролями. Поэтому организация по дивизиональным отделениям должна быть ориентирована на другой принцип, например на каналы сбыта. Таким образом, можно назначить руководителей отделений, а следовательно, и центров прибыли «Бензоколонки», «Промышленные предприятия», «Авиакомпании», «Общественные организации». Каждый руководитель будет стремиться заработать по своему каналу сбыта возможно большую сумму покрытия I и за счет продажи собственных продуктов очистки, и за счет продажи собственных продуктов переработки, а также за счет сделок купли-продажи, имея при этом по возможности низкие прямые постоянные затраты (сумма покрытия II как показатель результативности руководителя дивизионального отделения по каналу сбыта).


Постоянными затратами Постоянным контролем Постоянная составляющая Показателей непосредственно Постоянно информировать Постоянно колеблется Постоянно меняющегося Постоянно меняющимся Постоянно находится Показателей ожидаемой Показателей определяют Показателей осуществляется Показателей относящихся вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика