|
Финансовое инвестирование
Финансовые теории находят более прочное обоснование и целенаправленное развитие благодаря успехам политической экономии, которую А. Смит возвел в достоинство науки своими «Исследованиями о природе и причинах богатства народов» (1776). Финансовую науку А. Смит не выделяет из политической экономии. У него отсутствуют термины «финансы» и «финансовое хозяйство», однако именно А. Смит обнаруживает связь между финансами и народным хозяйством, зависимость финансового хозяйства от народного. В отличие от предшественников он включает в народное богатство не один, а три источника - землю, труд, капитал, которые и обеспечивают государственное хозяйство финансовыми ресурсами. Таким образом, главная заслуга А. Смита состоит в том, что он развил экономическую основу финансового хозяйства. Он не только дал финансовой няуке достаточно прочное народнохозяйственное основание, но и представил в пятой книге своего труда о народном богатстве, целиком посвященной финансовому хозяйству, учение о финансах, соответствующее условиям и взглядам своего времени.
Финансовая наука, по К.Т. Эебергу, есть систематическое изложение принципов, по которым ведется и должно вестись финансовое хозяйство, по которым государство, область, община должны добывать и расходовать потребные для достижения своих целей материальные блага. Финансовая наука в соответствии со структурой финансового хозяйства распадается на: 1) учение о расходах; 2) учение о доходах; 3) учение «об отношении между доходами и расходами», названное в силу важности учением о кредите. К.Т. Эеберг дает обоснование науки о финансах как науки о государственных финансах. Среди общественных союзов государство по своему большому, обнимающему всю страну кругу влияния, по своей культурной и цивилизаторской силе выделяется так значительно, что финансовая наука до сих пор почти исключительно занимается его хозяйством, и под выражением «финансовая наука» понимается обыкновенно наука о государственных
По определению И.Х. Озерова, «финансовая наука изучает финансовое хозяйство, т.е. совокупность отношений, которые возникают на основе добывания союзами публичного характера материальных средств: она изучает те способы, посредством которых эти союзы добывают себе нужные средства и как эти способы отражаются на других сторонах жизни, почему в одну эпоху преобладают одни способы, а в другую - другие»2. И.Х. Озеров расширяет границы предмета финансовой науки. По его мнению, финансовая наука должна не только выявить способы добывания государством необходимых ему средств, но и изучить, как эти способы влияют на различные аспекты общественной жизни, исследовать причины перехода от одних форм государственного хозяйства к другим. И.Х. Озеров считает, что финансовая наука, с
Итак, в конце XIX - начале XX в. финансовая наука определила свой предмет как финансы государства. Хотя финансы других публично-правовых союзов и были включены в предмет науки, но их содержательная разработка относится к более позднему периоду. Эволюция взглядов на финансовое хозяйство государства, на его задачи и функции связана в своей основе и с эволюцией взглядов на роль государства в экономике, и с общей теорией государства.
1.4. Финансовое хозяйство государства. Государственные доходы и расходы
и развернутое определение дано А.И. Буковецким: «Совокупность материальных ресурсов, которыми располагает публично-правовой союз (государство) для удовлетворения коллективных потребностей своих сочленов, является его финансовым хозяйством»1. Собирание и расходование материальных ресурсов является финансовой деятельностью государства. Из этого определения ясно, что финансовое хозяйство - это прежде всего совокупность материальных ресурсов.
Э. Сакс подходит к определению финансового хозяйства и его законов с позиций теории предельной полезности: «Коллективные потребности - те же индивидуальные потребности, так как они испытываются отдельными индивидами и одинаково могут быть удовлетворены только через употребление материальных благ, следовательно, финансовое хозяйство есть употребление богатств на удовлетворение определенных потребностей; отсюда его законы определяются субъективной ценностью. Каждый, смотря по своему положению (наличному богатству, напряженности потребности), дает общественным потребностям различную субъективную оценку, а вся совокупность этих различных оценок и образует ту общую среднюю, которая определяет государственные доходы и расходы. Поэтому об абсолютной сумме налогов нельзя сказать ничего определенного, но что относительная сумма их находится в соотношении с предельной полезностью богатства, находящегося в распоряжении плательщиков»2. В этой концепции финансовое хозяйство также трактуется как совокупность материальных благ.
В советской финансовой науке была обоснована точка зрения, что финансовое хозяйство возникает с развитием денежного хозяйства. Согласно этой точке зрения в условиях рабовладения и феодализма финансов не могло быть. До сих пор категория «финансовое хозяйство» в отечественной литературе остается дискуссионной.
Итак, финансовое хозяйство - это историческая форма организации удовлетворения коллективных потребностей. Оно получает свой особый характер вследствие того, что является хозяйством политических союзов и потому служит в сущности иным задачам и располагает иными средствами, чем частное хозяйство2.
Финансовое хозяйство черпает свои ресурсы из индивидуальных хозяйств. Наличие индивидуальных хозяйств, т.е. существование в той или другой форме частной собственности на средства производства, является основной предпосылкой финансового хозяйства. До возникновения частной собственности коллектив, удовлетворявший индивидуальные и коллективные потребности своих сочленов, не имел нужды в финансовом хозяйстве. Особый характер финансового хозяйства проявляется также в том, что это хозяйство принудительное. Без принуждения построить финансовое хозяйство нельзя. Если исчезает момент принуждения, то исчезает и финансовое хозяйство. Момент принуждения проводит публично-правовой союз, организующий финансовое хозяйство. Если публично-правовой союз не в состоянии применить принуждение, то он и не будет иметь финансовое хозяйство.
Государственные расходы. Прежде чем обратиться к категории «государственные расходы», сделаем несколько предварительных замечаний. При возникновении финансовой науки внимание ученых было занято преимущественно доходными финансовыми институтами, расходные институты почти не интересовали их. Расходы на оборону, расходы по содержанию верховной власти (цивильный лист), расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства начали изучать только со второй половины XIX в. В 60-е гг. XIX в. было определено место «государственных расходов» в финансовой науке, хотя и второстепенное. К концу XIX в. формируется точка зрения, что государственные расходы имеют большее значение, чем доходы: «Как и индивидуальное частное хозяйство, финансовое хозяйство имеет расходы и доходы. Но в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хозяйство не может истратить больше, чем у него будет доходов. Финансовое хозяйство в случаях необходимости может увеличить свои доходы путем изъятия необходимых средств у частных хозяйств»1. Процесс капиталообразования обеспечивается использованием капитала как инвестиционного ресурса только в реальном секторе экономики. Использование капитала как инвестиционного ресурса в финансовом секторе новый реальный капитал не создает. Финансовое инвестирование в рамках замкнутой экономической системы является по сути «трансфертным», поскольку объем инвестирования капитала в
Одним из вариантов реализации этих же стратегических целей является приобретение контрольного пакета акций предприятий-смежников в процессе финансового инвестирования. Как свидетельствует инвестиционная практика, такое финансовое инвестирование позволяет решать поставленные стратегические цели с меньшими затратами капитала, чем прямое реальное внешнее инвестирование.
3. Размеры предприятия влияют на соотношение форм реального и финансового инвестирования опосредованно через возможный объем формирования инвестиционных ресурсов. У небольших и средних предприятий, свободный доступ которых к заемным финансовым ресурсам ограничен, имеются определенные сложности в формировании „критической массы инвестиций", обеспечивающей рентабельное развитие операционной деятельности. В связи с этим, инвестиционная деятельность небольших и средних производственных предприятий сконцентрирована преимущественно на реальном инвестировании, т.к. для осуществления финансовых инвестиций у них отсутствуют соответствующие ресурсы. В то же время у крупных предприятий уровень финансовой гибкости (доступ к внешним источникам финансирования) более высокий, что дает им возможность осуществлять финансовое инвестирование в более широких масштабах.
При постепенных стратегических изменениях операционной деятельности формируемые предприятием инвестиционные ресурсы потребляются, как правило, в рамках каждого из интервалов стратегического периода на нужды реального инвестирования. В этих условиях финансовое инвестирование носит краткосрочный характер использования временно свободных инвестиционных ресурсов и осуществляется в небольших объемах. При прерывистых стратегических изменениях операционной деятельности у предприятий накапливается довольно значительный объем временно не используемых инвестиционных ресурсов, который может быть задействован в процессе финансового инвестирования — как кратко-, так и долгосрочного.
финансовое инвестирование осуществляется предприятием в следующих основных формах (рис. 9.1.).
Современное финансовое инвестирование непосредственно связано с формированием „инвестиционного портфеля". Оно базируется на том, что большинство инвесторов избирают для осуществления финансового инвестирования более чем один финансовый инструмент, т.е. формируют определенную их совокупность. Целенаправленный подбор таких инструментов представляет собой процесс формирования инвестиционного портфеля.
6. формирование инвестиционных ресурсов предприятия представляет собой непрерывный процесс. В то время как реальное или финансовое инвестирование может осуществляться предприятием нерегулярно и отличаться существенной неравномерностью, процесс формирования инвестиционных его ресурсов является непрерывным. В наибольшей степени эта непрерывность характерна для собственных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов — амортизационных отчислений и прибыли, направляемой на производственное развитие. Следует, однако, обратить внимание на то, что непрерывность процесса формирования инвестиционных ресурсов не означает равномерности объемов их формирования во времени. Эти
3. Обеспечение оптимальной структуры инвестиционных ресурсов с позиций эффективности инвестиционной деятельности. Условия формирования высоких конечных результатов инвестиционной деятельности в значительной степени зависят от структуры сформированных инвестиционных ресурсов, обеспечивающих как реальное, так и финансовое инвестирование. Оптимальная структура инвестиционных ресурсов обеспечивает финансовое равновесие развития предприя-
Финансовое инвестирование осуществляется предприятием з следующих основных формах (рис. 12 1.1:
2. Какие цели преследует финансовое инвестирование?
Финансовом учреждении Финансово экономическим Финансово экономическую Финансово бюджетной Финансово хозяйственных Финансово кредитный Финансово кредитной Фьючерсном контракте Финансово промышленными Финансово устойчивым Финансовую дисциплину Фактически проработанное Финансовую стабилизацию вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|