|
Налоговое производство
Для решения этой задачи в учебнике комплексно рассматривается действующая в Российской Федерации система налогообложения, систематизированы имеющиеся многочисленные материалы по применению действующего российского налогового законодательства, подробнейшим образом изложены такие основополагающие аспекты налоговой теории и практики, как налоговая политика государства, налоговое прогнозирование, роль и место Налогового кодекса страны в системе налоговых отношений, организация системы налогового контроля.
В данной главе излагаются также такие понятия, как текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное финансовое и налоговое прогнозирование, народнохозяйственное прогнозирование, объясняется их существо, процесс развития и совершенствования.
3. Налоговое прогнозирование
Основная задача налогового прогнозирования — определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений н;июгов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиций налогоплательщика.
Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.
В то же время налоговое прогнозирование строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких как прирост (снижение) валового внутреннего продукта, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и рядом других, а также показателями развития экономики субъектов Российской Федерации. Эти пока-46
Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое прогнозирование.
Оперативное налоговое прогнозирование осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц ИЛИ квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств,
Краткосрочное налоговое прогнозирование служит основой для составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономразвития России, а также анализ налоговых поступлений в текущем году как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное прогнозирование осущесгвляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами (по региональным и местным бюд'жетам) при непосредственном участии налоговой службы и других экономических органов, в частности, соответствующих департаментов и управлений экономики в регионах.
В условиях перехода к рыночным отношениям, ликвидации централизованного планирования и управления экономикой налоговое прогнозирование не может носить адресного характера в виде установленных плановых заданий конкретным налогоплательщикам или минисгерствам, ведомствам и органам территориального управления. Прогноз поступлений в бюджет носит своего рода вероятностный характер.
Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две составляющие единого процесса теку- Налоговое право — это не только отрасль объективных экономико-правовых знаний, но и взаимообусловленный комплекс налоговых законов, других общенациональных юридических норм, влияющих на налоговое производство, а также система органов законодательной и исполнительной власти, их права и обязанности. Закон в современном правовом смысле — это общеобязательное правило, признаваемое государственно-властными органами с согласия нации для всеобщего выполнения. Налоговое право придает налогообложению государственно-властный характер, охватывает его с двух сторон: экономической и юридической. Предметом налогового права как отрасли публичного права являются нормы, регламентирующие имущественные отношения, т. е. отношения собственности.
Подчинение налогообложения конституционным требованиям вытекает из принципа, закрепленного в статье 14 Декларации прав человека и гражданина (1789). Эта статья гласит, что все граждане имеют право непосредственно или через своих представителей устанавливать необходимость налогового обложения, свободно соглашаться на это, определять назначение налогов, количество и сумму, их использование, принципы обложения и сроки. Статья 15 обязывает лиц, ответственных за налоговое производство, постоянно и публично отчитываться о результатах своих действий.
Репрессивные налоговые требования и методические материалы, издаваемые для устранения практики ухода от налогов и пробелов в налогово-бюджетном законодательстве, напротив, усложняют его, запутывая и без того громоздкое налоговое производство. Коррективы налогового законодательства, предпринимаемые в экстренном порядке, не полностью стыкуются с положениями бухгалтерского учета и с требованиями, предъявляемыми к составлению отчетности по результатам финансово-хозяйственной деятельности, а нередко и перечеркивают их. Новые трактовки порядка налогообложения противоречат и регламенту публичного (гражданского и другого) права, юридическим установкам, регламентирующим основы хозяйствования. В результате возникают споры между налогоплательщиками и работниками налоговых служб, решаемые в судебном порядке. Ведение таких дел требует дополнительных затрат, приносит потери для обеих спорящих сторон.
Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и дополняющий их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль — суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т. д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмента, распространить его на весь налоговый механизм (с самых общих позиций он может быть охарактеризован как налоговое производство).
Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами налоговых администраций, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Гражданского кодекса РФ и Методические основы организации и ведения бухгалтерского учета, утверждаемые Министерством финансов РФ. Гражданский кодекс РФ, определяя правовой статус
Как уже отмечалось, налоговая система России построена на базе стоимостных показателей. Такая ориентация налогообложения крайне негативно оценивается специалистами, ибо она не позволяет получить устойчивую и реальную налогооблагаемую базу. Подвижность стоимостных показателей, их зависимость от специфики учета, а также от инфляционных факторов делают налогообложение крайне зависимым от конъюнктуры не только финансовой, но и политической. Опираться на заработную плату российское налогообложение не в состоянии по причине ее низкого уровня по сравнению с тем, который позволил бы выдвинуть подоходный налог с граждан на первый план при определении структуры налоговых поступлений в бюджет. Эксперты отмечают, что система оплаты труда в России находится в самом запущенном состоянии, это та сфера, где вообще не ставился вопрос о реформе. В проекте Налогового кодекса практически неизменной остается экономическая платформа, на которой будет основываться налоговое производство. Это те же стоимостные показатели: прибыль и доход. Следовательно, налоговый регламент в отношении прибыли, исчисляемой для целей налогообложения, сохранится, несмотря на то, что понятие «себестоимость продукции» в проекте не упоминается. Сохраняются и проблема информационного обеспечения налоговой практики, ее давление на систему первичного бухгалтерского учета.
Усложнение налогового производства наглядно прослеживается при исчислении основных налогов: на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество физических лиц, акцизов. Запутанным и противоречивым является налоговое производство в отношении экспортно-импортных операций, операций на финансовом рынке с валютой и ценными бумагами. Сложность и неоднозначное толкование в налоговом и других видах законодательства прав и обязанностей хозяйствующего субъекта приводят к рассогласованности действий разных контролирующих ведомств, а нередко и к неадекватным решениям Конституционного и арбитражных судов. В решениях последних зачастую превалирует фискальный интерес [60].
3. Определите понятия «налогооблагаемая база», «объект налогообложения», «источник налогов», «сокрытая и заниженная прибыль», «налоговое производство».
Отличительной особенностью исчисления НДС в 1997 г. являлось приближение методики к образцам, применяемым в европейских странах. Введение счетов-фактур при определении суммы налога, поступившего в стоимости товарно-материальных ценностей, и сумм налога, начисленного на продаваемую продукцию, приблизило отечественную практику исчисления НДС к инвойсному методу (invoice — в пер. с англ, накладная). Применение с 1 января 1997 г. счетов-фактур было введено в налоговое производство в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». Правила составления счетов-фактур содержит постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» и одноименные инструктивные письма МФ РФ и ГНС РФ [9]. Введение счетов-фактур не означает установления особого метода исчисления НДС по моменту отгрузки. Этот метод применялся до введения счетов-фактур. С их введением усиливается контроль за товаропродвижением, а следовательно, за полнотой исчисления налога и правильностью отнесения его сумм в зачет перед бюджетом. Начиная с 1 января 1997 г. все плательщики НДС в обязательном порядке составляют на все товары, работы и услуги (облагаемые, не облагаемые, экспортные и т. д.) счета-фактуры на имя покупателя в двух экземплярах (один экземпляр должен быть доставлен адресату не позднее 10 дней со дня отгрузки). Выписка счетов-фактур обязательно фиксируется в книге покупок-продаж. Выписываются счета-фактуры и по
Классическим стимулом к налоговым реформам последнего десятилетия всегда служило стремление правительств превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые препятствия на пути экономического роста. По мере того как выяснялось, что действующие налоговые нормы подрывают стимулы к труду, препятствуют инновациям и значительно сокращают сбережения, правительство получало задание от главы государства приступить к разработке обновленной концепции налогообложения в стране. Например, в США перед масштабной налоговой реформой 1986 г. было проведено несколько опросов общественного мнения, и 70% респондентов заявили, что недовольны раскладкой налогового бремени и считают необходимой налоговую реформу. Одним из стимулов реформы налогообложения всегда являлась потребность упростить налоговое производство, которое от реформы к реформе обычно обрастало множественными уточнениями и дополнительными документами, издаваемыми налоговым ведомством страны. Сложность налоговой системы способствует росту административных издержек, снижению уровня согласованности и более широкому распространению убежденности в неравенстве налогового бремени, раскладываемого между отдельными группами налогоплательщиков. При проведении налоговой реформы, как правило, правительство страны полагается на сочетание добровольного согласия с угрозой штрафов и наказания за укрывательство от налогов. Тем самым классические стимулы к реформированию налогообложения реализуются в той мере, какую позволяют сложившиеся в стране экономические возможности и правовое сознание граждан.
Неосновной деятельности Неотъемлемым атрибутом Неоткрытых месторождений Непогашенной задолженности Неполучения предусмотренных Непосредственные руководители Непосредственных потребителей Непосредственным контролем Непосредственным управлением Наглядного изображения Непосредственное отношение Непосредственное взаимодействие Непосредственно использованы вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|