Национальным продуктом



Подобные соглашения давали национальным компаниям, во-первых, полное и неоспоримое право собственности на всю добытую нефть, во-вторых, приносили ей гораздо больше опыта в управлении нефтепромыслами.

Одним из наиболее сложных вопросов переговоров было определение формулы расчета цен за долю нефти, которая будет принадлежать нефтедобывающим странам, но будет реализовываться монополиями. Было определено, что в течение первых трех лет действия соглашения поставки этой нефти делятся на две категории: так называемые «переходящие» («бриджинг»), которые дадут монополиям возможность выполнить свои обязательства по ранее заключенным контактам, и «первоначальные» («фэйзин»), которые дадут национальным компаниям возможность поставлять нефть на внешние рынки, используя каналы сбыта монополий.

Но источники сырой нефти твердо оставались в руках основных нефтяных компаний. Создавая свои нефтяные компании, нефтепотребляющие страны увеличивали просто число крупных международных компаний, которые должны были обладать большей привлекательностью для нефтедобывающих государств или иметь большие шансы на успех. Однако крупные запасы дешевой нефти на Среднем Востоке и в Африке эксплуатировались в основном компаниями «большой семерки» и независимыми компаниями Соединенных Штатов Америки. Новым национальным компаниям достаются менее перспективные нефтеносные участки, причем такие, на которых они несут самые высокие издержки; до-бывамая ими нефть часто стоит дороже, а концессии они получают на менее выгодных условиях, чем компании «большой семерки». Примерно 3/4 сырой нефти, импортируемой Японией и большинством стран Западной Европы, по-прежнему поступали от компаний «большой семерки», хотя в некоторые страны Западной Европы, особенно те, которые покупали ливийскую нефть, значительная доля ее поступала от независимых компаний Соединенных Штатов Америки. Пока нефти было много, национальные компании не могли играть сколько-нибудь существенную роль.

ном или международном уровне, будет зависеть от масштабов международного сотрудничества по общим вопросам в области нефти. Если сотрудничество между нефтепотребляющими районами по таким, например, проблемам, как совместное наблюдение за потоками поставляемой нефти и координирование последних, будет налаживаться успешно, вопрос о деятельности международных и национальных нефтяных компаний не будет таким острым. Но если будет установлен принцип «мсаждый за себя», отдельные правительства могут проявить тенденцию к осуществлению более тщательного контроля над деятельностью компаний, оказывая предпочтение национальным компаниям, чтобы последние поступали в соответствии с национальными интересами.

выми биржами и различными регулирующими органами, разрешающими иностранным и национальным компаниям представлять финансовые отчеты в соответствии с МСФО. Стандарты МСФО используются национальными органами, такими как Европейская комиссия, для выработки требований при составлении документов, отражающих потребности рынков капитала. Естественно, стандарты МСФО пользуются огромным влиянием на руководителей и бухгалтеров при составлении финансовой отчетности всех коммерческих предприятий вне зависимости, является эта страна членом КМСФО или нет.

Управление всей системой регулирования компаний и ценных бумаг находится в компетенции Австралийской комиссии по ценным бумагам (Australian Securities Commission, ASC). Соответственно стандарты, утверждаемые AASB, вводятся в действие ASC. Нормативные документы ASC (пришедшей на смену Комиссии по национальным компаниям и ценным бумагам — National Companies and Securities Commission, NCSC), касающиеся адекватности или неадекватности раскрытия информации, имеют силу закона. ASC может немедленно привлечь к ответственности компании, не соблюдающие нормы. Таких полномочий -не было у NCSC. Более того, ASC располагает достаточными ресурсами для эффективного функционирования [15, с.20—25]. Сложившаяся структура отображена на рис. 7.3.

Любая операция, которая ведет к получению гражданами страны (или правительством) средств, является доходной статьей баланса и обозначается знаком «плюс» (+) при использовании данных. Эти статьи баланса включают в себя экспорт товаров и услуг, расходы иностранных туристов в данной стране, транспортные услуги, оказываемые нерезидентам, проценты и дивиденды, получаемые из-за границы, дары из-за рубежа, военные расходы других стран и покупка активов данной страны (например, ценных бумаг) нерезидентами, увеличение объема кредитов иностранных банков, предоставленных национальным компаниям, и прирост резервов национальной валюты у нерезидентов. Сюда же можно отнести и продажу золота нерезидентам. Отметим, что операции такого рода ведут к увеличению спроса на национальную валюту и предложения иностранной валюты (табл. 28-1).

В современном мире нет четкого деления стран на экспортеров и импортеров капитала: каждая из них одновременно ввозит и вывозит капитал, образуя его перекрестные перемещения (встречные потоки). Возрастает значение роста зарубежных вложений многих стран, особенно Германии и Японии. Вывоз предпринимательского капитала позволяет национальным компаниям расширять экспорт своих товаров, успешно преодолевать таможенные барьеры, использовать более дешевую рабочую силу и емкие зарубежные рынки. Стремление получить эти преимущества обостряет конкуренцию за сферы приложения капитала. Изменение географии экспорта капитала выражается в его переносе из зависимых стран в промышленно развитые страны, поскольку современное крупномасштабное наукоемкое производство должно быть обеспечено квалифицированной рабочей силой, огромными финансовыми ресурсами, развитым внутренним рынком. Кроме того, большое значение при выборе принимающей страны приобретает фактор стабильности капиталовложений, определяемый социально-политической устойчивостью и возможностью предотвращения риска

Политический риск также связан с различиями в ка-честве и количестве услуг, предоставляемых иностранным предприятиям. Это делается для того, чтобы предо ставить конкурентные преимущества национальным компаниям, в то время как иностранные предприятия буду1 постоянно испытывать перебои с телефонными, электрическими, газовыми и им подобными видами снабжения,

Цели такого рода вмешательства могут быть самыми различными. Иногда они связаны с тем, чтобы дать конкурентные преимущества своим, национальным компаниям.

Следующими рейтинговыми оценками являются данные табл. 118, которые характеризуют уровень интернационализации и глобализации национальных нефтяных компаний с мощностью 10,3 млн.т/год и выше. Как правило, приоритет по количеству НПЗ и величине их суммарной мощности принадлежит национальным компаниям. В США, например, к ним относятся ConocoPhilips и ExxonMobil Corp., в Западной Европе - Total-FinaElf SA, в Азии - Sinopec и Chine Nat. Petr. Corp. В то же время, наиболее интернациональной можно считать ExxonMobil Corp., которая представлена своими НПЗ на трех континентах (Азия, США и Западная Европа). То же можно сказать и о Royal Dutch/Shell, ChevronTexaco Corp. и ВР PLC, тогда как Saudi Aramco имеет свои предприятия на двух континентах (Азия и США). Также следует отметить, что большая часть НПЗ принадлежит национальным нефтяным компаниям. Если сравнивать единичные средние мощности НПЗ наиболее крупных национальных компаний, то здесь пальма первенства принадлежит американцам (ConocoPhilips -108,7 млн.т/год и ExxonMobil Corp. - 93,7 млн.т/год), на втором месте -страны Западной Европы (TotalFinaElf SA - 108,7 млн.т/год и ExxonMobil Corp. - 84,2 млн.т/год) и на третьем месте страны Азии (Sinopec - 132,3 млн-т/год и China Nat. Petr. Corp. - 87,5 млн.т/год).

Поддержание того или иного курса национальной валюты определяется задачами внешнеэкономической политики в конкретной ситуации. В целях форсирования экспорта (особенно в условиях ухудшения состояния платёжного баланса) государство может пойти на сознательное занижение курса национальной валюты (см. Девальвация), при котором цены на товары, выраженные в валютах других стран, оказываются ниже среднемировых, что позволяет национальным компаниям успешнее конкурировать на мировых рынках. Это — одно из средств конкурентной борьбы государства за внешние рынки, так называемый валютный демпинг. Этот путь активно использовался в период мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг., когда в условиях резкого падения внутреннего спроса страны пытались форсировать сбыт товаров на мировых рынках. С другой стороны, эта мера сдерживает импорт, т. к. для отечественных покупателей товары, ввозимые из-за рубежа, становятся дороже. Таким образом, снижение курса национальной валюты приводит к росту экспорта и ограничению импорта, что способствует временному улучшению состояния платёжного баланса. Однако в итоге снижение курса валюты, ведущее к удорожанию импортных товаров, уси-


Платежеспособность зависит прежде всего от наличия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т. е. от объема ее ВНП, а также от экспортной базы; платежи по обслуживанию внешнего долга обычно производятся в иностранной валюте. Исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой, и особенно ее экспортным сектором. Исходя из этих критериев, международные финансовые институты (прежде всего МБРР) используют следующие показатели для анализа платежеспособности развивающихся стран. Внешний долг страны сопоставляется с ее валовым национальным продуктом (долг/ВНП). В 1986 г., в период крайне острой долговой ситуации, долг был равен в среднем 38% совокупного ВНП развивающихся стран. В 1991 г. этот показатель снизился до 21%, а в 1970 г.—в благоприятной ситуации —он составлял примерно 10%. Однако универсального критерия по этому показателю не существует. Каждой стране присущ свой критический уровень.

Особое внимание уделяется анализу процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым национальным продуктом (про-центы/ВНП), так и экспортом (проценты/экспорт). При отсрочке платежей, как правило, переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жесткой позиции. К тому же значительная часть кредитов развивающимся странам предоставляется на условиях «плавающей» процентной ставки, в связи с чем ситуация для страны-должника может резко измениться. Ликвидные позиции страны-должника характеризуются показателем (золотовалютные резервы)/долг.

В СНС 1968 этот показатель назывался валовым национальным продуктом (ВНП).

Балансирующая статья сводного счета распределения первичных доходов (сальдо первичных доходов) представляет валовой национальный доход (ВИД). В СНС 1968 этот показатель назывался валовым национальным продуктом (ВНП).

Деньги в экономике обеспечивают обращение товаров и услуг, совершение различных платежей, движение ссудного капитала. Если ограничить эти операции годовым интервалом, то в соответствии с развитой количественной теорией годовой денежный оборот будет равен величине валового национального продукта. В общей форме зависимость между количеством денег в экономике и объемом производства продукции (национальным продуктом) может быть выражена так называемым уравнением обмена:

Валовой национальный доход (gross national income) — все первичные доходы, полученные резидентами данной страны от участия в процессе производства ВВП своей страны и ВВП других стран (доходы от производства и от собственности). В СНС 1968 г. этот показатель назывался валовым национальным продуктом (ВНП). Валовой национальный доход отличается от валового внутреннего продукта на сальдо первичных доходов, полученных резидентами от нерезидентов и переданных резидентами нерезидентам.

Валовой национальный доход (ВНД), именуемый в СНС образца 1968 г. валовым национальным продуктом (ВНП), в рыночных ценах представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. К первичным доходам относятся доходы, прямо или косвенно связанные с производством продуктов или услуг: оплата труда, прибыль, налоги на производство, предпринимательский доход, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и др.).

Позиционирование на крупнейших национальных рынках. Такие компании, как Volvo, Nestle и Nokia, являются представителями успешных компаний, имеющих одну общую отличительную черту - все они были основаны в странах с относительно ограниченным рыночным и ресурсным потенциалом. Тем не менее эти фирмы, а также многие другие быстро смогли разработать способы преодоления этой ограниченности путем принятия бизнес-планов, предусматривающих расширение деятельности за пределами национальных границ. В результате каждая из них получает значительную часть доходов и прибылей из-за рубежа. Однако это не означает, что только компании стран с относительно ограниченным рыночным и ресурсным потенциалом нуждаются в позиционировании производственных и дистрибьюторских операций на крупнейших национальных рынках. Основной приток международных инвестиций в бизнес идет из стран с огромным по размерам национальным продуктом и высоким уровнем доходов (США, Япония, Великобритания, Фран-

Платежеспособность зависит прежде всего от наличия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т. е. от объема ее ВНП, а также от экспортной базы; платежи по обслуживанию внешнего долга обычно производятся в иностранной валюте. Исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой, и особенно ее экспортным сектором. Исходя из этих критериев, международные финансовые институты (прежде всего МБРР) используют следующие показатели для анализа платежеспособности развивающихся стран. Внешний долг страны сопоставляется с ее валовым национальным продуктом (долг/ВНП). В 1986 г., в период крайне острой долговой ситуации, долг был равен в среднем 38% совокупного ВНП развивающихся стран. В 1991 г. этот показатель снизился до 21%, а в 1970 г.—в благоприятной ситуации—он составлял примерно 10%. Однако универсального критерия по этому показателю не существует. Каждой стране присущ свой критический уровень.

Особое внимание уделяется анализу процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым национальным продуктом (про-центы/ВНП), так и экспортом (проценты/экспорт). При отсрочке платежей, как правило, переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жесткой позиции. К тому же значительная часть кредитов развивающимся странам предоставляется на условиях «плавающей» процентной ставки, в связи с чем ситуация для страны-должника может резко измениться. Ликвидные позиции страны-должника характеризуются показателем (золотовалютные резервы)/долг.

В прошлом благодаря высоким темпам технического прогресса, в частности быстрому росту единичных мощностей, напряжений линий электропередачи и т. д., доля капиталовложений в электроэнергетическое хозяйство во всех инвестициях оставалась постоянной на уровне 7—8%, несмотря на то, что электроэнергетика развивалась почти в 2 раза быстрее, чем рос валовой национальный продукт. В будущем соотношение между темпами роста электроэнергии и валовым национальным продуктом, по-видимому, сохранится. Однако доля .капиталовложений в электроэнергетику во всех инвестициях в экономику этих стран будет иметь тенденцию к росту из-за отказа от сооружения ТЭС на жидком топливе и соответ-


Необходимость вмешательства Необходимость удержания Необходимость устранения Необходимости формирования Надежность долговечность Необходимости обеспечить Необходимости поддержания Необходимости постоянного Необходимости применения Необходимости производства Необходимости разработки Необходимости сокращения Необходимости существования вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика