Проведения налогового



17. Дайте характеристику теоретических основ (различных концептуальных подходов) проведения налоговой политики.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

6. Какие инструменты использует государство для проведения налоговой политики?

Налоговый кодекс четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

В современной России трудности финансовой стабилизации во многом связаны с недостаточностью фундаментальных исследований этих проблем. После двух лет проведения налоговой реформы научная общественность России считала, что «предложений о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе, практически нет, так как нет серьезной теоретической основы. Фактически 30 лет этой проблемой всерьез никто не занимался. Не было потребности: общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов»3.

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское «общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов». Это означало, что за годы социалистического строительства в СССР отсутствовала мотивация и востребованность научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одна из первых проблем, которую надо было решить, - это уточнить содержание категории «налог». Хотя вопрос остается дискуссионным в силу двойственной (экономической и правовой) природы налога, и не только, но можно утверждать, что продвижение в этой области есть. Экономическая и финансовая литература освободились от схематичных подходов в определении категории «налог». Практика налогообложения помогла более четко опре-делать характер экономических (финансовых) отношений между государством и налогоплательщиками.

Для проведения налоговой реформы, стимулирующей рост производства, сложились и политические условия. Достигнуто соглашение между ветвями власти: законодательной и исполнительной. В 1995 г. подходы ведущих политических партий и блоков России, преодолевших 5%-ный барьер при голосовании в Думу, в налоговой политике оценивались как нереалистичные и не вполне рыночные. В 2000 г. все думские партии и блоки проголосовали за снижение налогов, упрощение налоговой системы и перенос налогового бремени с производителя на потребителя. Произошла смена ориентации на рыночную и сравнительно реалистичную. Правительство представило в Госдуму пакет документов по налоговой реформе, которая проголосовала за него. Это и есть проявление политической воли, столь необходимой для реализации экономической стратегии страны на ближайшие десять лет.

Налог на добавленную стоимость для российского бюджета является главным источником его доходов на протяжении всего периода проведения налоговой реформы в стране. В 1999 г. доля НДС в доходах федерального бюджета была самой высокой и составляла 44,6%. С учетом возможных потерь в связи с налоговыми нововведениями и необходимости сохранения стабильности в поступлении доходов в казну часть вторая Налогового кодекса (гл. 21) не предусматривает радикальных изменений по НДС. При сохранении существующей ставки (20%) бремя НДС для товаропроизводителей сопровождается отменой налогов с оборота (4%), что фактически означает снижение ставки НДС по причине единой базы исчисления налогов. Это приближает российскую систему косвенного налогообложения к принятой в мировой практике, которая исключает одновременное наличие дублирующих косвенных налогов. В России сделан выбор в пользу НДС. Это еще одно принципиальное изменение на пути построения оптимальной налоговой системы. Будущая отмена налога с продаж превратит НДС в единственный налог с оборота, что упростит налоговую систему и уменьшит налоговое бремя. Остальные корректировки по НДС не носят кардинального характера. С 1 июля 2000 г. введен более широкий перечень продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых по ставке 10%. Следующее изменение связано с изменениями в исчислении НДС, которое применяется в международной практике. Предприниматели без образования юридического лица как физические лица вновь, как и 10 лет назад, будут плательщиками НДС. Таким образом НДС приобретает всеобщий характер. Вводятся дополнительные критерии для освобождения от обложения НДС оборотов общественных организаций инвалидов. Для всех без исключения налогоплательщиков датой реализации (передачи) товаров согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса будет считаться день оплаты товаров.

В результате проведения налоговой реформы промысловый налог с обобществленного сектора был полностью отменен; налогом облагались только предприятия и промыслы частных лиц, кустари и ремесленники, имевшие наемных рабочих. Небольшие предприятия уплачивали налог по твердым ставкам, а более крупные — в процентах к обороту. В результате ликвидации «капиталистических элементов» и запрещения частной торговли и промыслов с применением наемного труда взимание промыслового налога прекратилось.

В результате проведения налоговой реформы 1930—1932 гг. вместо ранее существовавших многочисленных налогов и сборов доходы государства начали выступать главным образом в двух формах — в виде налога с оборота (среди всех доходов государственного бюджета поступления по нему составляли в 1931 г. 50%, в 1932 г. — 56% и в 1933 г. — свыше 60% всей доходной части бюджета, включая доходы транспорта и связи) и отчислений от прибыли. Эти платежи в 1934 г. составили 70% бюджетных поступлений; доля налогов с населения не превышала 6%'.

Исходную основу методологических исследований налоговых проблем определяют совокупные положения экономических законов и законов, сформулированных наукой о государстве и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. Органичным элементом методологии налогообложения является сфера их методического обеспечения. Методические основы налогообложения — это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов), установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений. На рис. 1 эта сфера обозначена плоскостью, в которой ромб 2 накладывается на прямоугольник 3. Создание методик налогообложения, адекватно отражающих состояние экономики и политики, является логическим завершением методологических исследований налоговых проблем в рамках каждого этапа налогового реформирования. Процесс совершенствования налоговых правоотношений бесконечен. Успех налоговых преобразований определяется глубиной и научной обоснованностью системных преобразований всей совокупности производственных отношений. Временной лаг между этапами налоговых преобразований зависит от степени адекватности экономическому базису принятой законом системы налогообложения на момент проведения налоговой реформы. Совершенствуясь, налогообложение постепенно продвигается к состоянию, в котором все более полно реализуется потенциал, теоретически заложенный в категории «налог». Этот потенциал есть не что иное, как возможность налоговой системы быть оптимальной на практике, т. е. основываться на принципах справедливости, равенства, равномерности, демократичности и общественной полезности.


Для проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, местожительству физического лица, а также по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Одно из главных требований к налоговому контролю вытекает из известных с древности принципов налогообложения — контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы). Российская практика проведения налогового контроля не подтверждает это требование. Напротив, действия созданных по указам Президента РФ комиссий (ВЧК, Комиссия по валютному контролю и др.) не принесли ощутимых результатов, хотя на их проведение были отвлечены значительные материальные и трудовые ресурсы [19]. Меры чисто административного налогового воздействия на экономику, как подтверждает практика, способны дать лишь кратковременный результат в плане увеличения налоговых сборов. В целом же эти меры обычно провоцируют уход от налогообложения, переток капиталов за границу в ущерб российской экономике.

Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры. Однако и в этих случаях транснациональные компании могут действовать через третьи страны, пользоваться банковскими услугами четвертых и т. д. Все это еще раз подтверждает необходимость проведения налогового контроля на основе углубления информационно-аналитической работы в системе государственного налогового менеджмента. Основой для такой работы служат международные нормы бухгалтерского учета. Соответствие требованиям налоговых и других законов упрощается в тех странах (например, во Франции, Швеции), где существуют требования о согласованности финансовой и налоговой отчетности. Однако во многих странах считается, что налоговая отчетность (обслуживающая макроцели) должна быть отделена от финансовой отчетности (обслуживающей потребности хозяйственных микроединиц). В последнем случае возникает необходимость составления дополнительного налогового отчета для согласования международных налого-

Свидетель — это физическое лицо, которому может быть известна какая-либо информация по вопросам, возникающим в ходе проведения налогового контроля на любой его стадии.

12. Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (пп. 12 п. 1ст. 31 НКРФ).

13. Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 13 п. 1ст. 31 НКРФ).

• лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, в частности, адвокаты и аудиторы. Подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

При определении правовой природы юрисдикционной деятельности налоговых органов необходимо исходить из того, что они входят в систему органов исполнительной власти. Их деятельность является составной частью государственного управления, частично в специфических ситуациях регулируется нормами административного права и в этом случае по своей юридической природе является административно-правовой. Сущность юрисдикционной деятельности налоговых органов заключается в исполнении законодательства о налогах и сборах, организации общественных отношений в данной сфере государственного управления, учете плательщиков налогов, контроле за ведением бухгалтерского учета налогов и сборов, своевременностью представления и достоверностью деклараций о доходах, за правильностью исчисления, полнотой внесения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Налоговые правоотношения — это управленческие отношения в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, которые в определенных обстоятельствах (например, при рассмотрении вышестоящим налоговым органом жалоб на акты налоговых органов, действия или бездействия его должностных лиц, а также при осуществлении производства по фактам выявленных в ходе проведения налогового контроля административных нарушений налогового законодательства) могут приобретать административный характер.

В ст. 31 НК РФ устанавливается норма, закрепляющая правомочия налоговых органов на осуществление обследования любых используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий, учреждений, организаций. Согласно ст. 82 НК РФ, одной из форм проведения налогового контроля является осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Право доступа должностных лиц налоговых органов на территорию и в помещения налогоплательщиков устанавливается также ст. 91, 92 НК РФ (при наличии указанных в данных статьях условий).


Производстве достижений Производстве материалов Производстве некоторых Производстве относятся Производстве различают Проектной себестоимости Производством осуществляется Производством распределением Производство дополнительных Производство химических Производство изменение Производство маркетинг Производство начинается вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика