|
Рыночного планирования
(время становления маркетинга датируется началом 50-х годов). Но не опоздание вызывает сожаление, а тот критический настрой, с которым были встречены нашими экономистами основные положения этой теории. Так, представляя советским читателям первый переводной сборник «Маркетинг», автор предисловия делал следующую оговорку: «Конечно, речь идет не об использовании принципов буржуазного маркетинга, которые полностью неприемлемы для социалистических предприятий ввиду коренного различия капиталистических и социалистических производственных отношений, а о том, что внешнеторговые и другие организации нашей страны, осуществляющие свою деятельность во внешнеэкономической сфере, должны знать все те новые формы и методы, которые применяют фирмы капиталистических стран». В другой книге читателя предупреждали, что «взяв на вооружение рыночную концепцию управления, мы бы невольно воспроизвели - хотя и в новой редакции - основополагающие элементы пресловутой концепции рыночного социализма, неприемлемость которой доказана и теоретически и практически. Ведь сфера действия рыночных отношений при социализме гораздо уже, чем при капитализме, общество может непосредственно воздействовать на элементы рыночного механизма, планомерно его регулировать... Переориентация на рыночную концепцию управления грозила бы исказить действительную природу и направленность общественного производства при социализме. Поэтому нет необходимости приспосабливать нашу систему к потребностям и требованиям маркетинга» 1.
Государственно-монополистические мероприятия столь широких масштабов в основном (для периода 60-х годов) нефтеимпор-тирующем регионе капиталистического мира неизбежно оказывали глубокое воздействие на функционирование рыночного механизма в энергосырьевом хозяйстве не только на национальном, но и на международном уровне. Закрепленное посредством государственного вмешательства неравенство цен на взаимозаменяемые первичные энергоносители, т. е. на эквивалентные потребительные стоимости, позволяло правительствам западноевропейских стран присваивать весомую долю дифференциальной ренты в виде разницы между низкими затратами на импортированную нефть и высокими ценами производства местного угля. При свободной конкуренции между жидким и твердым топливом эти различия индивидуальных цен производства энергоносителей должны были бы реализоваться собственниками нефтяных месторождений.
Итак, деформация рыночного механизма в энергосырьевом комплексе отраслей мирового капиталистического хозяйства явилась результатом тесного взаимодействия частно- и государственно-монополистической практики. Но при этом необходимо все же подчеркнуть ведущую роль транснациональных нефтяных корпораций в искажении рентных принципов ценообразования непосредственно на рынке углеводородного сырья. Главная причина состояла в том, что позиции арендаторов — международных монополий и собственников природных ресурсов — колониальных или зависимых, а позже молодых освободившихся государств оказались несопоставимыми даже в пределах сложившейся практики буржуазного права. Колониально-монополистические, а затем неоколониалистские методы эксплуатации минерально-сырьевых запасов нефтеэкспортирующих стран стали возможны прежде всего потому, что эти страны были, по существу, лишены национального суверенитета над своими природными богатствами. Реализации их суверенитета препятствовала сугубо неравноправная, грабительская система концессий, основы которой были заложены в период между двумя мировыми войнами и в большинстве охваченных ею стран просуществовали до начала 70-х годов с некоторыми несущественными модификациями. Подчиненное положение нефтеэкспортирующих государств на периферии мирового капиталистического хозяйства приводило к тому, что экономическое освоение их натурально-ресурсного потенциала осуществлялось не ими, а западным капиталом. На том продолжительном этапе его экспансия почти не сталкивалась с препятствием в виде монополии земельной собственности.
венного государственного регулирования спроса на энергоносители, удельное потребление углеводородного сырья в зоне развитого капитализма под воздействием одного лишь рыночного механизма продолжало бы и впредь нивелироваться по максимальному американскому уровню. Приблизительные авторские оценки, охватывающие только пять ведущих капиталистических стран, показывают вероятное расширение их ежегодного спроса на жидкое топливо на 445 млн. т, если бы нефтеемкости ВВП у них и у США на рубеже 80-х годов совпали.
В отличие от максимальной границы, на которую независимо от воли экспортеров объективно ориентировано ценообразование на мировом капиталистическом рынке углеводородного сырья и ло которой оно в итоге косвенным образом унифицируется, нижний предел отклонений от этого подвижного ориентира отнюдь не является столь же самостоятельным продуктом действия рыночного механизма. В данном случае, конечно, имеется в виду, что этот предел продолжает удерживаться выше действительно минимальной стоимостной границы — регулирующей цены производства минерального топлива. Последняя рассматривалась в первой части работы.
В конце 70-х годов стал вопрос о целесообразности перехода от системы ограничения выбросов к экономическим механизмам противозагрязняющей деятельности. США первыми апробировали механизм предварительной экологической экспертизы проектов, легализовали права заинтересованных сторон на информацию и участие в процедурах выработки решений, использовали практику «обмена» загрязнениями между предприятиями как аналог рыночного механизма в сфере
Опыт, накопленный США и Японией в сфере охраны окружающей сре-, интересен в плане использования весьма разнообразных моделей и рычагов экологического регулирования. Таким образом, взаимосвязь экономических и экологических проблем диктует необходимость использования преимуществ рыночного механизма, так и мер государственного регу-обеспечения экологически сбалансированного
В последние годы японское государство играет все более активную роль в стимулировании объединенных промышленных исследований и разработок, осуществляемых несколькими корпорациями. Главным отличием японской промышленной политики от американской стало развитие высокотехнологичных отраслей не посредством использования рыночного механизма, а путем вовлечения частных компаний в проекты, частично финансируемые государством.
Понятие рынка. Направления и задачи его изучения. Необходимость и возможность управления и регулирования рынка. Основные инструменты рыночного механизма.
Понятие покупательского спроса, его роль в маркетинге, закономерности и виды спроса. Ориентация маркетинга на спрос покупателей. Спрос как элемент рыночного механизма. Гибкость и изменчивости спроса, методы его регулирования. Основные закономерности спроса, их модели. Факторы, влияющие на спрос, их классификация. Дифференциация спроса по ряду признаков. Эластичность спроса.
Место маркетингового исследования в системе дисциплин, изучающих рынок: экономической теории, статистики рынка и статистики коммерческой деятельности, бухгалтерского учета и т.д. Значение маркетингового исследования, как науки практики, для обеспечения возможностей регулирования рыночного механизма и управления рыночными структурами (marketing-management). Конкурентные преимущества на рынке труда специалиста, владеющего методологией маркетингового исследования. Целью курса является не просто показать возможность сформировать систему рыночного планирования, дать методику, рассмотреть современные технологии.
Период бурного технологического развития, переживаемый в последние десятилетия всеми ведущими странами мира, поставил государства и общества этих стран перед необходимостью кардинального изменения приоритетов государственной экономической политики и стереотипов общественного поведения. Так, процессы разработки и совершенствования, бывшие традиционно лишь придатками материального производства, сегодня в условиях постепенного роста темпов обновления продукции, появления и распространения принципиально новых технологий, становятся, наряду с процессами производства, частью более общих процессов, называемых инновационными. Способствование развитию и обслуживание подобных процессов является сейчас одной из наиболее динамично развивающихся сфер человеческой деятельности. Инновационный процесс включает в себя последовательные этапы от зарождения идеи до появления на рынке созданного на её основе продукта, точнее, реализует последовательность "фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработка - исследование рынка - конструирование рыночного планирования - опытное производство - рыночные испытания - коммерческое производство".
производитель программного обеспечения обычно рассматривает как конкурентов других производителей аналогичной продукции. Однако с точки зрения нужд клиента, приобретая программу текстового редактора, покупатель на самом деле хотел бы получить «возможность написания», потребность, которая могла бы быть удовлетворена карандашами, ручками, пишущими машинками. В общем, рыночная концепция конкуренции открывает компании глаза на широкий круг действительных и потенциальных конкурентов и стимулирует долгосрочную стратегию рыночного планирования.
Прежде всего это «проклятое» наследие прежней госплановской системы. Сказался переход от традиционной системы производственного планирования (оперировавшей понятиями технико-экономического обоснования чего-либо) к бизнес-планированию с его ориентацией на маркетинг, прогнозирование состояния рынка, а также к соответствующим финансовым оценкам. Система планирования, существовавшая в бывшем СССР, была куда проще, чем инструментарий рыночного планирования, а главное — она не была связана с финансами. Нет, формально, конечно же, была. Только выпуск почему-то считали преимущественно в штуках и других натуральных величинах (в них рапортовали съездам), а затраты все предприятия, мало-мальски заботившиеся о про-
-ч_ Замечательный инструмент рыночного планирования — бизнес-план. Он дисциплинирует, он формализует деятельность различных служб, сводит все направления деятельности в одно русло, а главное — связывает внутреннюю активность с рыночным окружением. Но, являясь замечательным инструментом планирования и инвестирования предприятия, в руках конкурентов бизнес-план становится документом для тщательного изучения и получения конкурентных преимуществ. Не зря же на первой странице бизнес-плана помещается меморандум о конфиденциальности. Заполучив бизнес-план конкурента, можно выяснить его планы и финансовые возможности. Кроме того, станет понятным мнение конкурента о состоянии рынка.
Процесс рыночного планирования — это система. Он последователен, взаимозависим и непрерывен.
Основная задача стратегического рыночного планирования — адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те из них, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет потребности потребителей. Проблема состоит в том, что требования потребителей подвержены изменениям, а конкуренты стремятся «обойти притормозивших на ближайшем повороте». В случае «зевка» серьезные проблемы испытывают самые, казалось бы, устойчивые предприятия. Сохранить достигнутые позиции позволяют стратегии «закрепления на завоеванном плацдарме», продвижения на новые рынки и разработки новых видов продукции.
Повысить степень приспособляемости компании к изменениям и снизить потенциальные риски позволяет диверсификация производства и рынков. Ускорению реакции на внешние изменения способствует поиск динамичных, не приемлющих бюрократические процедуры лидеров, способных на активные, решительные действия. Наконец, необходимость адаптации к внешним условиям подталкивает компании к выходу за рамки годового планирования бюджетов и объемов производства с целью использования новых типов стратегического рыночного планирования, которые стимулируют руководство к исследованиям рынков и адекватной реакции на их изменения.
Сверхзадача стратегического рыночного планирования состоит в том, чтобы побудить менеджеров к постоянному поиску ответов на самые актуальные вопросы. Генерал Д. Эйзенхауэр как-то заметил: «Планы — ничто, планирование — все».
разно ли использование данной теории для рыночного планирования и принятия ответственных решений?
Рыночного пространства Разработки управленческих Разработкой стандартов Разработку концепции Работников включаемых Разработку перспективных Разработку программы Разработку стандартов Разработку технических вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|