Достигнута договоренность



Благодаря неустанной заботе Коммунистической партии СССР и Советского правительства техническая база нефтяной промышленности развивается высокими темпами. Особенно возросли темпы технического перевооружения нефтяной промышленности в послевоенные годы. За этот период достигнуты значительные успехи в повышении технического уровня всех отраслей нефтяной промышленности. Оснащение нефтяной промышленности новой передовой техникой, автоматизация и механизация отдельных производственных процессов явились решающей силой, без которой были бы невозможны высокие темпы роста добычи и переработки нефти.

За последние годы достигнуты значительные успехи в совершенствовании методов и средств управления технологическим оборудованием и процессами. До появления и широкого освоения промышленностью

нозные запасы, которые можно извлечь при помощи современных методов при условии их постепенного перехода в разведанные, обеспечивают добычу нефти не только до 2000 г., но и за его пределами. Разумеется, при этом предполагается, что за предстоящие 35 лет будут достигнуты значительные успехи в повышении коэффициентов отдачи недр и будет иметь место систематическое приращение прогнозных запасов.

В последующий период были также достигнуты значительные успехи в развитии нефтяной промышленности СССР. Уровень добычи нефти (с газовым конденсатом) в 1980 г. превысил 600 млн. т. Однако переход к разработке средних и небольших нефтяных месторождений в основном нефтедобывающем районе — Западной Сибири, требовавших значительно увеличенных затрат труда и денежных средств, необходимость затрачивать все больше усилий на поддержание добычи нефти на высоком уровне, а также несвоевременное начало работ по подготовке фонда скважин к переводу с фонтанного на глубиннонасосный и компрессорный способы добычи привели к массовой остановке действующих скважин и снижению добычи нефти на месторождениях Западной Сибири. В результате в 1985 г. в СССР было добыто 595 млн. т нефти с газовым конденсатом.

В этом направлении в нашей стране достигнуты значительные успехи, особенно в жилищном строительстве. Например,

Попытка финансовой стабилизации в марте 1993 — январе 1994 г., связанная с именем министра финансов Бориса Федорова, была довольно длительной и глубокой. В ее ходе, несмотря на бурные события, описанные в третьей главе, были достигнуты значительные успехи по всем направлениям реформы. Многие из этих успехов можно обозначить словом впервые — впервые после потрясений, постигших страну на рубеже 90-х годов.

В области очистки сточных вод предприятий-машиностроения за последние годы достигнуты значительные успехи. Разработаны новые высокоэффективные конструкции очистных сооружений, создаются оборотные системы водообеспечения с очисткой стоков. Этим вопросам в литературе уделено достаточное внимание, и в данной книге они специально не рассматриваются.

вания горнодобывающих предприятий и заканчивая оперативным управлением технологическими процессами в реальном масштабе времени. В этом направлении достигнуты значительные фундаментальные результаты, в частности: разработаны теоретические основы построения и реализации оптимизационных математических моделей и моделей взаимодействия подсистем горнодобывающих предприятий с внешней средой, даны теоретические основы синтеза адаптивных технологических систем горнодобывающих предприятий к породному массиву и внешней среде, обеспечивающих максимальную безопасность и производительность и минимальное вредное их влияние на окружающую среду. Практически реализованы и внедряются компьютерные системы на базе ПЭВМ, позволяющие:

государства были достигнуты значительные успехи в сферах образования и

Административно-законодательные меры как один из способов регулирования уровня загрязнения широко используются в США, где достигнуты значительные успехи в этой области. Управление по охране окружающей среды реализует федеральные законы о чистом воздухе, чистой воде, национальной экологической политике и др. Для контроля за загрязнением используются различные стандарты. Например, технические нормативы, указывающие фирме, что она должна делать, выполняя закон, или какие применять устройства для сокращения выбросов, вызывающих кислотные дожди. Другой норматив устанавливает уровень предельно допустимых концентраций вредных и токсичных веществ в расчете на единицу продукции. При этом фирмам приходится решать, как достичь этих нормативов с наименьшими издержками.


В Саудовской Аравии государственная компания «Петромин» создана в 1962 г. Более половины капиталовложений в ней приходится на иностранный и местный частный капитал. В 1974 г. достигнута договоренность о продаже правительством Саудовской Аравии до 80 %' нефти из своей доли нефтяным компаниям, остальная нефть должна реализовываться через «Петромин». В 1964 г. была создана «Иракская национальная нефтяная компания». В Ливии в 1968 г. создана государственная национальная компания, которая с 1970 г. называется ЛИНОКО. В июле 1970 г. она провела полную национализацию находившейся в руках иностранных компаний системы сбыта, импорта, распределения и продажи нефтепродуктов на территории Ливии. В 1970— 1971 гг. были национализированы ливийские отделения компании «Бритиш петролеум» и американской компании «Банкер Хант», а в 1973 г. все концессионеры вынуждены были передать контрольный пакет акций (51 %) в руки ливийского правительства. Государство контроли-

Неудивительно, что, учитывая тесную связь между Детердингом и ЛЭЙБОМ, было решено в целях расширения базы повой группы привлечь к участию в ней Ротшильдов. 27 июня все три стороны договорились создать английскую компанию, названную ими «Эйшиетик петролеум компани», уполномоченную устанавливать контроль над производством компаний-учредителей и арендовать все их нефтеперегонные заводы и оборудование на Востоке. Никаких связывающих обязательств при этом никому не давалось. Была просто достигнута договоренность о том, что следует учредить компанию, фактически же она так и не была создана. Однако Детсрдинг сразу повел себя так, будто такая компания уже существует, и стал вести все дела от своего собственного имени. Сэмюэль примирился с этой поразительной ситуацией и договорился о переводе крупной суммы на свой личный счет в одном из английских банков, прежде чем выехал за город, чтобы выкинуть из головы нефть и заняться тем временем подготовкой доклада о состоянии доков для Комитета лон-

Одной из возможностей, которой могли бы воспользоваться компании, было бы просто увеличить свои отчисления за арендную плату местным правительствам, но эти отчисления нельзя было противопоставить их налоговым обязательствам в своих собственных странах. Однако, когда американская компания уплачивала подоходный налог за границей, она могла уменьшить на эквивалентную сумму выплаты по налогам, уплачиваемым ею в своей собственной стране. Поэтому была достигнута договоренность о том, что, хотя компании должны были и впредь платить отчисления с каждой добытой ими тонны нефти (обычно по ставке 12,5 цента), в основном их платежи должны были увеличиться за счет налогов. Поскольку в средневосточных странах отсутствовала структура подоходных налогов и налогов на корпорации, компании обязались рассылать официальную экспортную цену, известную как «справочная цена». Затем уже было относительно простым делом вычитать себестоимость и сумму отчислений за разработку недр, разделив остальную часть прибылей поровну между обеими сторонами. Правительства согласились на такой порядок. В 1950 г. Саудовская Аравия

В ходе переговоров обсуждался вопрос о соглашении на основе правила «50 к 50», по образцу венесуэльского. Но, когда иранцы, возобновив свое традиционное требование, стали настаивать, чтобы это соглашение применялось ко всем прибылям компании, независимо от того, получены ли они в самом Иране или за его пределами, «Англо-иранская компания» ответила отказом. Взамен этого была достигнута договоренность о заключении «Дополнительного соглашения» к существующему концессионному договору. Когда его подписали 17 июля 1949 г. Невиль Гзсс от имени компании и иранский министр финансов Голшайан, его условия превозносились как самые щедрые на всем Среднем Востоке. Отчисления по арендной плате были повышены до 6 шиллингов за тонну, иранскому правительству была дана гарантия в том, что его доля прибылей никогда не будет менее 4 млн. ф. ст. в год, и компания обещала в качестве компенсации за последствия постановления об ограничении дивидендов немедленно уплатить иранскому правительству 5 млн. ф. ст.

В Париже состоялась личная встреча между лордом Страталмондом и д-ром Амузегаром. 12 февраля в Тегеране возобновились переговоры, и к 14 февраля была достигнута договоренность о немедленном повышении цены нефти стран Персидского залива на 35 центов за

Ливия все еще настаивала, что переговоры должны происходить с каждой компанией отдельно и что она имеет право на повышение налоговых ста^вок еще на 5% и выплаты задним числом за ливийскую нефть, поставлявшуюся с момента закрытия Суэцкого канала. У Алжира продолжался все обострявшийся конфликт с французскими нефтяными компаниями по поводу его требования о пересмотре франко-алжирского па:кта от 1965 г. В феврале Алжир добавил совершенно новый аспект к обстановке в .мировой нефтяной промышленности, национализировав в одностороннем порядке 51% активов французских нефтяных компаний в стране. Ирак сохранил за собой право требовать оплаты задним числом своих неурегулированных еще претензий \к нефтепромышленникам и ясно дал понять, что его подход к переговорам о средиземноморской нефти будет совершенно иным по духу, чем роль, которую он играл в переговорах со странами Персидского залива. В вопросе о цене инициатива была предоставлена Ливии. Она снова полностью использовала свою прежнюю тактику стремления к конфронтации, стараясь изолировать компании друг от друга и постоянно доводя переговоры до грани провала, чтобы добиться от компаний максимального компромисса. 2 апреля,когда прошло уже несколько установленных ранее жестких сроков и переговоры завершились отказом Совета революционного командования в последнюю минуту ратифицировать соглашения, к которым стороны пришли в ходе переговоров, была наконец достигнута договоренность. Нефтяные компании отстаивали свою линию в вопросе о налоговых ставках и указали конкретные суммы, на 'которые должны были повыситься цены, чтобы отразить особые преимущества, предоставлявшиеся Ливии за разницу в стоимости фрахта и низкое содержание серы, а также удерживать надбавки к ценам на уровне, теоретически сопоставимом с условиями в Персидском заливе. Но они за это дорого поплатились. Ливийские справочные цены были немедленно повышены на 90 центов с теми же условиями об эскалации цен, которые были приняты в Тегеране, а налоговая проблема была решена путем договоренности о стабилизации всех налоговых ставок на уровне 55% и замене прежних повышений налогов надбавками на

неурегулированными проблем, но эти соглашения были далеко не удовлетворительными. Подписанное в декабре между Саудовской Аравией и «Арамко» окончательное соглашение об участии, в которое было включено несколько сделанных в последнюю минуту компаниями уступок в отношении сроков и цен, удовлетворило как будто большинство малых стран-производителей района Персидского залива. Гораздо меньше было уверенности в том, что его найдут для себя приемлемым страны — производители нефти для ближней поставки, и почти сразу же после его заключения шах Ирама потребовал полного пересмотра выдвинутых им условий, договоренность о которых была, в конце концов, достигнута весной. В марте 1973 г. такая же «окончательная» договоренность была достигнута в отношении спорных вопросов с Ираком, был урегулирован вопрос о компенсации за национализацию активов «Ирак петролеум компани» и обусловлено право Ирака н/а секвестрованную территорию, концессия на которую была получена компанией в 1961 г. Но вопрос об участии государств в эксплуатации ненационализированных месторождений на юге все еще оставался нерешенным. В апреле, после сложных переговоров, последовавших за официальной девальвацией доллара по отношению к золоту, с ОПЕК была достигнута договоренность о новой корректировке цены. Эти переговоры ясно показали, что наиболее радикально настроенные страны-производители, особенно Ливия и Ирак, фактически добивались более фундаментального пересмотра всей основы, на которую опирались тегеранское и трипольскоесоглашения.

В Саудовской Аравии государственная компания «Петромин» создана в 1962 г. Более половины капиталовложений в ней приходится на иностранный и местный частный капитал. В 1974 г. достигнута договоренность о продаже правительством Саудовской Аравии до 80 % нефти из своей доли нефтяным компаниям, остальная нефть должна реализовываться через «Петромин». В 1964 г. была создана «Иракская национальная нефтяная компания». В Ливии в 1968 г. создана государственная национальная компания, которая с 1970 г. называется ЛИНОКО. В июле 1970 г. она провела полную национализацию находившейся в руках иностранных компаний системы сбыта, импорта, распределения и продажи нефтепродуктов на территории Ливии. В 1970— 1971 гг. были национализированы ливийские отделения компании «Бритиш петролеум» и американской компании «Банкер Хант», а в 1973 г. все концессионеры вынуждены были передать контрольный пакет акций (51 %) в руки ливийского правительства. Государство контроли*

достигнута договоренность о поставке опытной партии на таджикский алюминиевый завод. Анализ зарубежного рынка показывает, что по совокупности эксплуатационных характеристик разработанные в АО биметаллические переходники вполне конкурентоспособны. На настоящий момент в портфеле АО, помимо усовершенствованных переходников, есть немало разработок, перспективных с точки зрения внедрения в промышленность. В их числе — метод восстановления изношенных деталей электролизеров, технология повышения срока службы оборудования с узлами из высокомарганцовистой стали для ТЭЦ, котельных, цементных заводов, горнодобывающих и перерабатывающих предприятий; технология получения биметаллических и поверхностно-легирюванных электроконтактных материалов.

Поиски выхода из валютного кризиса завершились компромиссным Вашингтонским соглашением «группы десяти» (в Смит-соновском институте) 18 декабря 1971 г. Была достигнута договоренность по следующим пунктам: 1) девальвация доллара на 7,89% и повышение официальной цены золота на 8,57% (с 35 до 38 долл. за унцию); 2) ревальвация ряда валют; 3) расширение пределов колебаний валютных курсов с +1 до + 2,25% от их паритетов и установление центральных курсов вместо валютных паритетов; 4) отмена 10%-ной таможенной по-шлины в США. Но США не взяли обязательства восстановить

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, называется консенсусом. Главные элементы консенсуса единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).


Долгосрочной тенденции Долгосрочное прогнозирование Долгосрочного банковского Долгосрочного планирования Долгосрочного равновесия Долгосрочном финансировании Долгосрочную перспективу Действующего производства Долгового обязательства Долговременных нормативов Долговременной тенденции Действующего законодательства Должников юридических вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика