Экономической конъюнктуре



рать не собственно производство, а телекоммуникационная, транспортная, организационная и т.п. инфраструктура (см. Васильчук, 1996), посредством которой достигается устойчивость экономики в условиях быстро и неожиданно меняющейся экономической конъюнктуры. Снижение, даже кратковременное, надежности функционирования инфраструктуры, в том числе информационной, создает угрозу нормальному функционированию экономики и общества в целом. Эффективность экономики, функционирующей в условиях неопределенности, во многом зависит и от того, насколько правильными являются предположения экономических субъектов и социальных институтов о будущем. Качество прогноза (оценка будущих результатов) предпринимаемых сегодня действий становится основным элементом успеха (или неудачи) экономической деятельности. Именно это обстоятельство служит одним из главных условий, превращающих спрос на информацию в ведущую составляющую совокупного спроса.

В сравнении стратегий американских и японских корпораций полезно выделить два типа: Ч — основанный на человеческих отношениях и С — стратегический. Два других типа стратегий — венчурный и бюрократический, которые следуют определенным устойчивым принципам,— существуют внутри типов Ч и С. Способ, каким менеджеры противостоят изменениям экономической конъюнктуры, обусловливает необходимость тех или иных незначительных усовершенствований стратегии, но основные черты ее остаются неизменными. Таким образом, стратегическое управление в Японии не предусматривает составления правил распределения капитала, как это делается в США. Напротив, правила распределения капитала естественным образом развиваются в самой организации, и компания лишь ждет более четкого развертывания тенденции. Тогда правило совершенствуется, и определяется его содержание. Тем самым для начала работы необходимы энергия и время, но вероятность успеха тогда высока.

Японец-труженик живет под бременем постоянного беспокойства, постоянных тревог. В пору юности его беспокоят рогатки «экзаменационного ада» на пути к поступлению в престижный университет; по завершении обучения — перспективы найма в престижную фирму; в период трудовой деятельности — сохранение своей социальной роли и обусловленного ею'социального статуса. Утратить их — значит «потерять лицо». Для японца это равносильно смерти. И так тревоги и тревоги без конца. Частые и резкие колебания экономической конъюнктуры являются могучими факторами уси-.ления беспокойства, превращают тревожность в черту

состояние экономической конъюнктуры развития компании.

Преобразование плановой экономики в рыночную сопровождается сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Для решения задачи стабилизации и оживления экономической конъюнктуры должны быть определены отрасли - мультипликаторы экономического роста. В работах известных ученых Р.И. Шнипера, Д.С. Львова, А.И. Татаркина и др., этому вопросу уделялось особое внимание. При ограниченности инвестиционных средств важно всесторонне обосновать приоритетные направления, с учетом их воздействия на макроструктуру в целом. При этом учитываются не только экономические, но и социальные аспекты.

Глобальные изменения экономической конъюнктуры, переход к рыночным отношениям, конкуренция и формирование товарных, финансовых рынков предъявляют жёсткие требования к предприятиям и определяют необходимость крупномасштабных изменений в их деятельности. Одним из методов проведения этих изменений является реструктуризация, вследствие которой должны происходить глубокие изменения структуры и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, а в конечном итоге должны улучшаться финансово-экономические показатели.

Оживление банковской поддержки промышленности затронуло пока крайне ограниченный круг предприятий. Опросы, проведенные Центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ, позволили оценить его во II квартале 1997 года в среднем в 9 % промышленных предприятий, тогда как слой предприятий, не использующих банковские кредиты в течение трех и более месяцев, вырос до 53 %.

Индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельных хозяйствующих субъектов, а выполняют для него функцию маяков, указывающих перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики государства. По отношению к предприятиям госсектора государство выполняют функцию собственника и отвечает за их развитие (применительно к ним могут использоваться технологии планирования разной степени жесткости). Для казенных предприятий, по обязательствам которых государство несет полную ответственность, требуется использование процедур директивного управления в соответствии с установленными государственными целями их развития. Касательно же предприятий, за деятельность которых ответственность государства ограничена, процедуры планирования призваны охватывать главным образом принятие стратегических решений в управлении активами и инвестиционной политики. Госсектор должен выполнять роль локомотива в реализации приоритетов экономического развития страны.

Одним из важнейших направлений использования МСЭИ является прогнозирование мировой торговли. Ввиду того, что экспорт из страны А в страну Б определяется состоянием экономической конъюнктуры в стране Б, в качестве показателей, предсказывающих тенденции экспорта из страны А в страну Б, используются опережающие (лидирующие) индикаторы экономического развития страны Б (страны-импортера). Исследования подтвердили правильность такого подхода, но необходимо отметить и его ограниченность, так как динамика экспорта здесь ставится в зависимость лишь от одного фактора — состояния экономической конъюнктуры в странах-импортерах. При этом не учитываются такие важные факторы, как движение валютных курсов, внутренних цен и другие обстоятельства, влияющие на торговлю между двумя странами.

Опережающие, или лидирующие, индикаторы — это статистические показатели, которые опережают во времени изменения экономической конъюнктуры. Следовательно, зная соотношение их перемены (поведения) с изменением конъюнктуры, можно предсказывать, например, экономические кризисы. Так, для прогнозирования уровня занятости опережающими индикаторами являются средняя продолжительность рабочей недели в обрабатывающей промышленности, новые выплаты страхования по безработице. Спаду уровня деловой активности предшествует (опережает) снижение (сокращение) показателей:

Совпадающими индикаторами называются статистические показатели, изменения которых во времени совпадают, т.е. происходят одновременно с изменениями экономической конъюнктуры. Таким образом, совпадающие индикаторы отражают состояние экономики, уровень деловой активности в анализируемый или прогнозируемый период. По существующей в настоящее время классификации к группе совпадающих индикаторов относятся:


Этот тип долгосрочного управленческого планирования развивался исходя из задач улучшения экономических условий и быстрого экономического роста. К тому же управляющие были больше заинтересованы в эффективном обращении и использовании капитала, для того чтобы находиться в числе компаний, искусно приспосабливающихся к сдвигам в экономической •конъюнктуре, чем в решении проблем приспособления к окружающей среде.

Основной проблемой инновационной малой фирмы в России остается не продвижение продукта, который уже произведен, а поиск места на рынке товаров и услуг при неустойчивой экономической конъюнктуре. Для инновационных фирм сложностью остается то, что помимо «творца» идеи нужны ее воплотитель и тот, кто профинансирует идею. Однако ныне изобретатель ищет путь к клиентуре, вступая в союз с теми, кто может построить необходимые связи и заплатить за реализацию! идеи. Не учитывается и то, что для любой инновации сразу же надо определить круг потенциальных покупателей. Инновационная модель предпринимательства отличается от классической тем, что вместо максимизации отдачи от имеющихся ресурсов она предполагает использование любой возможности для развития производства даже при нехватке соответствующих ресурсов. Инновационный предприниматель изучает внешнюю среду в поисках альтернативных возможностей, затем соотносит свои ресурсы с возможностями и в случае нехватки собственных средств ищет источники во внешней среде. Сегодня помимо материальных ресурсов существуют информированные и интеллектуальные, которыми малая фирма может не обладать в достаточном количестве, и ей приходится привлекать внешние ресурсы, объединяя обладающие данными ресурсами фирмы в единую предпринимательскую сеть. Так, в стратегических союзах предприятий совместные действия обычно проводятся по маркетинговой стратегии и продвижению товаров на рынок. В меньшей степени стратегические союзы связаны с совместными действиями в области технологических лицензий, НИОКР и производственной кооперации. Основная масса быстрорастущих фирм участвует в стратегических союзах с крупными компаниями, и наиболее важным для малых предприятий в стадии роста является стратегическое партнерство с компанией-лидером.

В-третьих, торговля реагирует на любые изменения в экономической конъюнктуре и политической обстановке уровнем цен и, регулируя ценами спрос и предложение, передает полученный импульс на производство и потребление.

Основной проблемой инновационной малой фирмы в России остается не продвижение продукта, который уже произведен, а поиск места на рынке товаров и услуг при неустойчивой экономической конъюнктуре. Для инновационных фирм сложностью остается то, что помимо «творца» идеи нужны ее воплотитель и тот, кто профинансирует идею. Однако ныне изобретатель ищет путь к клиентуре, вступая в союз с теми, кто может построить необходимые связи и заплатить за реализацию идеи. Не учитывается и то, что для любой инновации сразу же надо определить круг потенциальных покупателей. Инновационная модель предпринимательства отличается от классической тем, что вместо максимизации отдачи от имеющихся ресурсов она предполагает использование любой возможности для развития производства даже при нехватке соответствующих ресурсов. Инновационный предприниматель изучает внешнюю среду в поисках альтернативных возможностей, затем соотносит свои ресурсы с возможностями и в случае нехватки собственных средств ищет источники во внешней среде. Сегодня помимо материальных ресурсов существуют информированные и интеллектуальные, которыми малая фирма может не обладать в достаточном количестве, и ей приходится привлекать внешние ресурсы, объединяя обладающие данными ресурсами фирмы в единую предпринимательскую сеть. Так, в стратегических союзах предприятий совместные действия обычно проводятся по маркетинговой стратегии и продвижению товаров на рынок. В меньшей степени стратегические союзы связаны с совместными действиями в области технологических лицензий, НИОКР и производственной кооперации. Основная масса быстрорастущих фирм участвует в стратегических союзах с крупными компаниями, и наиболее важным для малых предприятий в стадии роста является стратегическое партнерство с компанией-лидером.

Вследствие того, что при данной общей экономической конъюнктуре расходы на потребление, выраженные в единицах заработной платы, зависят в основном от объема продукции и уровня занятости, мы можем просто объединить все прочие факторы под общим наименованием "склонность к потреблению". Хотя и прочие факторы могут меняться (и об этом не следует забывать), решающей переменной, как правило, оказывается совокупный доход, выраженный в единицах заработной платы; именно от этой переменной и зависят прежде всего относящиеся к потреблению компоненты функции совокупного спроса.

Вследствие того, что при данной общей экономической конъюнктуре расходы на потребление, выраженные в единицах заработной платы, зависят в основном от объема продукции и уровня занятости, мы можем просто объединить все прочие факторы под общим наименованием "склонность к потреблению". Хотя и прочие факторы могут меняться (и об этом не следует забывать), решающей переменной, как правило, оказывается совокупный доход, выраженный в единицах заработной платы; именно от этой переменной и зависят прежде всего относящиеся к потреблению компоненты функции совокупного спроса. Ш

В основном нестрахуемые риски - это неконтролируемые и непредсказуемые изменения в спросе (доходе) и предложении (издержках), с которыми сталкивается фирма. Некоторые из этих нестрахуемых рисков возникают в результате непредсказуемых изменений в общей экономической конъюнктуре или, более точно, в ходе экономического цикла. Процветание несет существенные прибыли большинству фирм, а застой сопровождается огромными потерями. Кроме того, в структуре внутренней и мировой экономики также постепенно происходят какие-то изменения. Даже при полной занятости и в отсутствие инфляции всегда происходят изменения в потребительских вкусах, технологии и предложении ресурсов. Пример: в результате технологических изменений виниловые долгоиграющие пластинки уступили место кассетам, а кассеты частично уступили рынок компакт-дискам.

Но здесь мы снова сталкиваемся с неопределенностью. Несмотря на то что процветающие фирмы проводят специальные исследования рынка, производство новых продуктов или модификация существующего продукта могут оказаться экономически невозможными. Стереокино, не говоря уже об автомобилях Yugo и Fiero и дисковой камере, приходит на ум как пример подобных неудач. Точно так же лишь малая толика массы новых романов, учебников, пластинок, магнитофонных записей, которые появляются каждый год, дает прибыль. И нельзя с уверенностью сказать, даст ли новый станок экономию на затратах, пока он находится в стадии проекта. Инновации, целенаправленно осуществляемые предпринимателями, порождают такую же неуверенность, как и те изменения в экономической конъюнктуре, над которыми не властно никакое конкретное предприятие. В определенном смысле инновации в качестве источника прибыли — это просто особый случай риска.

Другая функция — информационная. Она состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию ©б экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов. В целом же функционирование фиктивного капитала способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка*.

Развитие товарных и финансовых рынков, нарождающаяся конкуренция при получении заказов, а также при реализации готовой строительной продукции выдвигают более жесткие требования к субъектам хозяйствования. В этих условиях строительному комплексу в лице отдельных предприятий и организаций различных форм собственности необходимо приспосабливаться к изменяющейся экономической конъюнктуре, реализовать внутренние резервы, искать новые рынки товаров и услуг.

Той или иной степени синхронизации в 1970-—1980-х гг. способствовали нефтяные шоки, носившие глобальный характер. Тем не менее по мере затухания их последствий динамика циклов в ведущих странах приобрела заметно автономный характер. В данном цикле страновые и региональные шоки, хотя и имеющие во многом общую природу, были более значительны, чем глобальные. Так, одним из таких региональных шоков стало сокращение в США спроса на военную продукцию. На экономической конъюнктуре в Европе сказалась бюджетная экспансия, развернувшаяся в Германии после объединения. По своему пути шло развитие конъюнктуры и,в Японии.


Экономическое управление Экономического благосостояния Экономического использования Экономического моделирования Эффективное продвижение Экономического организма Экономического поведения Экономического производства Экономического реформирования Экономического состояния Экономического воздействия Экономического законодательства Экономическому обоснованию вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика