Структуры экономических



Схемы развития и размещения трубопроводного транспорта нефтегазодобывающего района должны содержать все необходимые сведения о путях сообщения и транспортных средствах, которые можно использовать при строительстве трубопроводов; показатели выбора оптимальных трасс трубопроводов; объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по выбранным трассам при нормативной продолжительности строительства трубопроводов; ожидаемые сроки выполнения строительно-монтажных работ и освоения капитальных вложений в увязке с расчетными темпами разработки месторождений и подготовки перемещаемого продукта к транспорту; сведения о мощности привлекаемых к строительству строительно-монтажных организаций и предложения по развитию их производственной базы. Однако основной задачей на рассматриваемом этапе инвестиционного процесса, по нашему мнению, должен быть выбор оптимальных трасс и основных технологических характеристик намечаемых к строительству трубопроводов.

оптимального варианта распределения перевозок этих грузов между видами транспорта на основе сопоставления текущих эксплуатационных затрат и капитальных вложений по участкам на отдельных видах транспорта. Так как в большинстве случаев направления грузопотоков нефти и нефтепродуктов не совпадают с направлениями речных и морских путей сообщения, то чаще всего объемы перевозок нефти и нефтепродуктов распределяются между двумя видами транспорта — трубопроводным и железнодорожным. При этом основная часть нефти обычно подлежит перекачке трубопроводным транспортом (из-за лучших экономических показателей), а основная часть нефтепродуктов — перевозке железнодорожным транспортом (из-за недостаточности развития сети магистральных нефтепродуктопроводов и ограниченности ассортимента нефтепродуктов, которые могут перекачиваться по трубопроводам). На основе экономически обоснованного объема нефти и нефтепродуктов, подлежащих освоению магистральными трубопроводами, определяется потребность народного хозяйства в строительстве нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Естественно, что при этом предусматривается максимальная экономически целесообразная загрузка всех действующих трубопроводов. На основе установленных объемов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов определяются и основные параметры намечаемых к строительству трубопроводов: диаметр, протяженность, рабочее давление, расстановка перекачивающих станций, число ниток. Поскольку трубопроводы являются долговременными сооружениями и строятся по очередям с учетом темпов прироста добычи нефти и выработки нефтепродуктов, то установление этих параметров производится с учетом этапности развития трубопровода. Наличие данных о конкретных параметрах и этапности развития трубопровода позволяет определить ориентировочные размеры капитальных вложений, необходимых для осуществления строительства этого трубопровода. Ориентировочная оценка потребных капитальных вложений в строительство трубопроводов в планируемом периоде и по годам периода может быть проведена на основе отраслевых нормативов удельных капитальных вложений (УКВМТ). Указанными нормативами предусматриваются размеры удельных-капитальных вложений в строительство 1 км линейной части трубопровода, головной и промежуточной перекачивающих станций, резервуарных емкостей, а также в проектно-изыскательские работы, жилищное и культурно-бытовое строительство. Учет влияния на капитальные затраты трасс трубопроводов производится с помощью коэффициентов, корректирующих изменение затрат в зависимости от топографических условий строительства трубопроводов и поправочных коэффициентов по основным территориальным районам строительства трубопроводов.

Региональные факторы и технологическая структура работ по строительству трубопроводов

Следующим этапом совершенствования системы управления явилось создание территориального главного управления по строительству трубопроводов в Западной Сибири — Главсибтрубопро-водстроя. В этом главке были созданы комплексные тресты трубопроводного строительства, объединяющие сварочно-монтажные, землеройные и изоляционно-укладочные подразделения. Руководители комплексных трестов тем самым были приближены к решению узловых вопросов трубопроводного строительства с широкими правами экономического и административного воздействия.

Вместе с тем, надлежало найти оптимальную организационную структуру треста. Существо задачи заключается в отыскании компромисса между двумя противоположными требованиями построения структуры. Первое требование состоит в создании строительно-монтажных управлений для выполнения всего комплекса'работ по строительству трубопроводов. Второе требование заключается в сохранении узкоспециализированных управлений. Комплексность ведет к снижению потерь на стыках работ, следовательно, должна обеспечивать эффективное использование ресурсов при минимальных сроках строительства объектов. С другой стороны, глубокая специализация создает благоприятные возможности для поддержания высокой степени готовности специальных технических средств, широкие возможности маневра специальными техническими средствами, а также специалистами в целях повышения высокоэффективного использования ресурсов и, наконец, благоприятные условия для широкого внедрения технических достижений в узкой области. Оптимум предполагает некоторый компромисс между этими требованиями. Но для выбора такого компромиссного решения важно тщательно взвесить преимущества и недостатки обоих путей.

(ПСМО) в отличие от треста имеет более крупные масштабы производства, с высоким уровнем концентрации и глубиной специализации, широким развитием кооперирования его производственных единиц. Создание ПСМО позволяет использовать преимущества крупного хозяйства для достижения эффективности строительного производства. Представляя собой единый производственно-хозяйственный комплекс, ПСМО позволяет выполнять большие объемы работ (в 4—5 раз), чем трест I категории. При постоянном росте объема работ по строительству трубопроводов в Западной Сибири это позволит приостановить увеличение числа вновь образуемых трестов в Главсибтрубопроводстрое. В этом и состоит главный фактор значительной экономии затрат на содержание аппарата управления.

К СТРОИТЕЛЬСТВУ ТРУБОПРОВОДОВ

В любой системе различают элементы, определенным образом взаимодействующие между собой для достижения установленных целей. В отличие от стадии строительного производства система подготовки производства в строительстве проводится непрерывно' в процессе деятельности Главного управления (объединения), треста и строительно-монтажного управления. Система подготовки охватывает управленческую (подготовка документов) и производственную деятельность (выполнение строительно-монтажных работ) с целью создания наиболее благоприятных условий для выполнения цикла основных работ по строительству трубопроводов.

Таким образом, система подготовки строительного производства в условиях Севера, и в частности, подготовка к строительству трубопроводов не укладывается в схему общестроительных норм и правил. Поэтому требуется более основательная проработка этих вопросов.

Задание по летнему строительству трубопроводов

и заказчика. Практика показала, что именно после выдачи заключения требуется особо плотная работа с заказчиком, проектным институтом, экспертизой министерства-заказчика. Особо много разногласий по проектно-сметной документации возникает либо при прокладке трубопроводов в новом, неосвоенном коридоре строительства, либо при формированной подготовке документации без проведения надлежащих изысканий и без вариантной проработки. Изучение проектно-сметной документации является важ-. нейшей стадией подготовки . к строительству трубопроводов, поскольку позволяет выявить и устранить барьеры в осуществлении будущего строительства.


Аналогичная система сформирована в настоящее время в России. Ее становление сопровождалось колоссальным вывозом капитала и обесценением национального богатства с одновременным усилением внешней зависимости страны через механизмы неэквивалентного обмена. «Улучшение» отдельных элементов этой системы бесперспективно — требуется коренная перестройка всей структуры экономических институтов, формирование принципиально иной системы госрегулирования, ориентированной на повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее устойчивого развития.

*) Этот метод стал широко использоваться для описания качественной структуры экономических систем после работ Дж. Форрестера [93]. •

В экспресс-анализе финансово-экономической устойчивости предприятия применяется то же самое методологическое положение, на котором основано построение баланса экономического оборота предприятия (БЭО). Оно заключается в структурировании имущества предприятия и в совмещении структуры экономических активов предприятия (далее: активов) со структурой капитала. Но информационная база экспресс-анализа гораздо уже, чем база БЭО.

Финансово-экономический анализ может быть углублен в рамках экспресс-метода, за счет дезагрегирования исходной структуры экономических активов. Рассмотрим конкретный пример, в котором экономические активы представлены четырьмя составляющими.

Схема структуры экономических активов предприятия

ского уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого, среднего и т.д.); вертикальный — для изучения структуры экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в целом, соотношения удельных весов, этот вид широко применяется в финансовом анализе; трендовый анализ — при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Разработка технологического обеспечения требует учета особенностей структуры экономических систем. Прежде всего — это сложность организационного взаимодействия, которая вызывает необходимость создания многоуровневых иерархических систем (головная фирма, филиалы) со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу новой информационной технологии закладывается широкое применение компьютеров и формирование на их базе вычислительных сетей с взаимосвязанными, специализированными АРМ.

Аналогичная система сформирована в настоящее время в России. Ее становление сопровождалось колоссальным вывозом капитала и обесценением национального богатства с одновременным усилением внешней зависимости страны через механизмы неэквивалентного обмена. «Улучшение» отдельных элементов этой системы бесперспективно — требуется коренная перестройка всей структуры экономических институтов, формирование принципиально иной системы госрегулирования, ориентированной на повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее устойчивого развития.

Особенность современного общества состоит таже в отсутствии частных и групповых интересов. В Казахстане пока нет сколько — нибудь развитой и расслоенной структуры экономических и социально-политических интересов и соответствующих им организаций. Это неизбежно сказывается на формировании и функционировании всех звеньев политической системы. В развитых либерально-демократических странах реальное влияние на формирование и ориентацию политических систем сказывают общественные движения, социально-профессиональные группы и другие субъекты гражданского общества. В Казахстане властная практика пока зависит только от представителей власти в пределах своей компетенции. Исторически сложилось так, что связи власти и общества у нас практически не существовало и это обусловило самостоятельность режима. Новые политические силы, пришедшие к власти, не смогли предложить обществу идей, которые могли бы служить для него путеводной звездой. Идеи капитализации общества, в котором "каждый сам за себя, один бог за всех", с неизбежностью приводят к духовному разложению значительной части общества.

При построении динамической модели развития и размещения нефтебазового хозяйства возможно использование принципа неоднородного ^формирования структуры экономических показателей на разных этапах планового периода.

Заинтересованность предприятий в повышении эффективности производства вытекает из структуры экономических систем. В каждой из них имеются две части: управляющая и управляемая. Функции управляющей подсистемы могут выполняться управляющим органом и (или) управляющей средой. Управляющий орган обладает определенными административными функциями, его указания обязательны для соответствующих производственных ячеек. Х°> что мы называем


Снабженческих производственных Снабженческо заготовительной Снабжения населения Снабжения потребителей Снабжения транзитная Снабжение предприятий Снижается эффективность Снижается стоимость Самостоятельно планировать Сочетания централизации Сочетание экономических Сочетание отраслевого Сочетание стратегий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика