|
Вмешательства правительства
Все сегменты этого рынка взаимосвязаны, а ведущую роль в их взаимной связи играет рынок информационно-коммуникативных технологий. Однако для того, чтобы быть эффективным, он должен быть высоко конкурентным. Для роста конкурентности информационного рынка очень важна либерализация рынка телекоммуникаций, особенно в странах, где господствуют государственные компании-монополисты. Либерализация этого рынка, которая не может осуществиться спонтанно и требует вмешательства государства, способна сэкономить огромные средства за счет более низких тарифов, лучшего сервиса и более производительных технологий.
Для демографической среды характерны: мировой демографический взрыв, снижение рождаемости в США, старение населения США, перемены в американской семье, миграция населения, повышение образовательного уровня и рост числа служащих. Для экономической среды-в связи с такими явлениями, как спад деловой активности, высокий уровень безработицы и высокие ставки учетного процента,-характерен более осторожный подход американцев к совершению покупок. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии, рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Для научно-технической среды характерны:
Несколько последних лет стали для авиакомпаний временем значительных потрясений, прежде всего по причине сокращения вмешательства государства в их деятельность. Согласно Алфреду Кану, бывшему руководителю Управления гражданской авиации, который проводил в жизнь новую политику государства в данной сфере: «До сокращения вмешательства основной составляющей успеха или провала авиакомпании вочень значительной мере была ее способность выбить льготы из правительства... Правительство распределяло очень ценные права, и компании, получившие их, приобретали некий защитный амортизатор». Кан считает, что новая политика оказывает
положительное воздействие: «После сокращения вмешательства государства акцент переносится на эффективность, регулирование и контроль издержек, на производственные вопросы, маркетинг и отношения с работниками компании».
По нашему убеждению, организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу местных сообществ в которых функционируют предприятие и его подразделения, и общества в целом. Как указывает проф. Ли Престон, «организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением» . Он утверждает далее, что для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Наше мнение состоит в том, что расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к фирме. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Мы согласны, однако, с тем, что организации не должны заниматься сбором продуктов питания для аборигенов Паго-Паго, чтобы стать социально ответственными. Организации должны, скорее, анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.
В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки (даже рынки свободной конкуренции) рг1зличными способами. Здесь мы рассмотрим, как использовагь зависимости между предложением и спросом для анализа воздействия одной общераспространенной формы государственного регулирования: контроля над ценами. Более детально эти вопросы рассматриваются в гл. 9.
линии внизу показывают бразильский экспорт сои, две линии наверху — американский. В обоих случаях фактический экспорт изображен тонкой линией, а оцениваемый уровень экспорта при условии, что регулирование со стороны бразильского правительства не дало эффекта, — жирной линией. (Линии расходятся начиная приблизительно с 1970 г., поскольку контроль за экспортом был в основном введен в это время.) Рисунок показывает, что, не будь принята программа регулирования, экспорт сои из Бразилии был бы выше, а из США — ниже. Например, в 1977 г. бразильский экспорт сои был на 73 % ниже, чем он мог быть без вмешательства государства. В то же время экспорт США в 1973—1978 гг. оказался на 30 % выше.
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ — концепция, автором которой считается американский экономист Джон К. Гэлбрейт. Капиталистическое общество в силу значительного роста технологических преобразований, экон. развития, организации управления предприятиями способно обеспечить для всех своих членов относительно высокий уровень, стандарт жизни. Опираясь на теорию Д.М. Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экон. жизнь общества, идеологи концепции Г.в.б. делают упор на смешанную экономику, сочетание частного и гос. секторов.
Рынок, как саморегулирующаяся система воспроизводства, располагает необходимыми средствами для выравнивания сложившихся диспропорций, достижения общего равновесного состояния экономики. Однако, кризисные явления в экономике региона, наличие ресурсной и технологической несбалансированности обуславливают необходимость вмешательства государства в
Степень рыночности экономики ограничивается государственным регулированием. Приблизительное представление о масштабах вмешательства государства в экономические процессы дает перераспределение ВВП через госбюджет. Ограниченным вмешательством государства в экономику выделяются США и Англия, последнюю называют «чемпионом либерализма» в Западной Европе. Рыночное хозяйство с высокой степенью вмешательства государства характерно для ФРГ, Франции, Швеции, Италии. При всех различиях в степени вмешательства государства в экономику, тем не менее, во всех этих странах рынок играет первостепенную роль, а государственное вмешательство лишь дополняет рыночное регулирование.
Максимальная свобода субъектов рынка, ограничивающая их от вмешательства государства Начнем с анализа графиков предложения и спроса, используемых для описания рыночного механизма. Известно, что без вмешательства правительства (т. е. без введения контроля за ценами или других законодательных мер) предложение и спрос придут в равновесие, на базе которого будут установлены рыночная цена товара и его общий объем производства. Но каким образом цена и количество товара зависят от отдельных характеристик спроса и предложения? Как они варьируют во времени и зависят от реакции предложения и спроса на такие переменные экономические показатели, как общая экономическая активность, издержки на заработную плату и т. п., которые постоянно меняются?
Из-за этих налогов и вмешательства правительства в дела людей и бизнеса нельзя назвать США страной полного капитализма. Эта самая капиталистическая страна в мире на самом деле не является чисто капиталистической.
Как мы уже говорили, деньги сегодня — это скорее информация о деньгах. Всю эту информацию можно получить и без помощи правительства. Люди и предприятия могут договариваться о зарплатах и ценах без вмешательства правительства.
• степень вмешательства правительства в экономические отношения;
FED была основана Конгрессом в 19 1 3 г. как независимое агентство федерального правительства США с целью помешать Государственному казначейству использовать денежную политику в своих собственных интересах и поэтому находится вне контроля со стороны исполнительной власти. Вследствие постоянно повторяющейся нестабильности финансовой системы страны современная роль и функции FED значительно отличаются от первоначальных в результате принятия законов о банковской деятельности 1935, 1993 гг., отразивших эволюцию финансовой системы и связанных с «великой депрессией» и предпочтениями центрального вмешательства правительства в экономику.
Необходимо особо подчеркнуть важность экономического контекста, значение различных финансовых институтов и культуры — всего того, что является уникальным продуктом исторического развития страны — в формировании путей, по которым в различных странах развивается венчурный капитал. Это накладывает ограничения на перенос конкретных "моделей" венчурного капитала на менее зрелые рынки. Идентификация ключевых факторов, которые влияют на развитие венчурного капитала, является поэтому очень важной в случае, если предполагается вмешательство государства с целью стимулирования активности венчурного капитала как самостоятельное, так и вместе с частным сектором, для максимальной эффективности такого рода вмешательства. Можно указать следующие четыре направления, подходящие для вмешательства правительства.
Роль прямого вмешательства правительства непрерывно уменьшается. Управление малого бизнеса (SBA) США испытывает подчас сильные проблемы. Инвестиционная компания малого бизнеса, спонсируемая правительством, была пересмотрена, но на практике зависит от бюджетных ассигнований на соответствующее финансирование. Банковская система также подвергается значительным изменениям; похоже, что в течение приблизительно 15 лет 85
В 60-х и 70-х годах любые попытки активного вмешательства правительства в организационную структуру британской промышленности встречали сильное сопротивление со стороны владельцев промышленных предприятий, которые тем не менее приветствовали государственное финансирование. Попытки объединить различные стадии инновационного процесса приводили в Великобритании к дальнейшему их разделению. Так. введение управленческих дисциплин в университетах и политехничс-
Неудача в получении ожидаемого платежа из-за вмешательства правительства, связанного с несостоятельностью финансовых организаций, относится к риску кредитоспособности.
Инвестор, решившийся пойти на риск заключения арбитражных сделок по слиянию, должен определить для себя собственные критерии осуществления таких сделок и твердо их придерживаться при выборе варианта слияния. Например, желательно, чтобы поглощаемая компания была средней величины, обладала высокими качественными показателями и принадлежала к растущей отрасли, иной, чем та, в которой занята поглощающая компания. При таких условиях претендент на такую компанию будет сталкиваться с меньшим количеством законодательных ограничений да и риск вмешательства правительства в осуществление сделки будет меньшим.
По теореме Коуза, владельцы леса и курорта могут решить эту проблему без вмешательства правительства. Каким же образом? Если одна из сторон имеет право на то, что является предметом спора, то у обеих сторон есть стимул договориться о приемлемом для них решении. В нашем примере владелец лесного участка обладает правом собственности на землю, которая должна быть расчищена от леса. Поэтому у владельца курорта есть стимул для достижения соглашения с владельцем леса, чтобы уменьшить последствия вырубки. Ясно, что из-за вырубки очень большого участка леса, окружающего курорт, наплыв туристов сократится, а следовательно, уменьшатся и доходы владельца курорта.
Выполнения последующих Выполнения принятого Выполнения программы Выполнения различных Выполнения социальных Вышестоящей организации Выполнения технических Выполнения требований Выполнения установленного Выполнения запланированного Выполнением обязательств Выполнением строительных Выполнение договоров вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|