|
Увеличить инвестиции
В году 2 дефицит фактического бюджета превышает дефицит при полной занятости (или структурный) на dc. Это величина циклического бюджетного дефицита. Чтобы ликвидировать циклический дефицит dc, правительство должно принять меры, возвращающие экономику на уровень производства при полной занятости, то есть к ВВП/. По иронии судьбы для этого надо временно увеличить дефицит при полной занятости, или структурный дефицит, принимая дискреционные фискальные меры, направленные на экономический рост. Это значит, что правительство должно снизить налоги (сместить линию Г вниз) или увеличить государственные расходы (сместить линию G вверх), чтобы экономика продвинулась от ВВП,, к ВВП/. Когда начнется экономический подъем, правительство сможет (если захочет) ликвидировать структурный дефицит, повысив налоговые ставки (сместив линию Г вверх) или сократив государственные расходы (сместив линию G вниз).
2. Ключевой вопрос. Предположим, что гипотетическая экономика, где ПСПравна 0,8, переживает жестокий спад. На сколько следует увеличить государственные расходы, чтобы кривая совокупного спроса сместилась вправо на 25млрд дол. ? На сколько надо
Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствует усилению инфляции. Вновь вернувшись к рис. 12-3, увидим, что по мере роста в процессе инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются. Для того чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо сделать и то и другое. Но любая из этих мер только усилит инфляционное давление в экономике.
18-1. а. При сбалансированном ежегодном бюджете нет практически никакой возможности использовать фискальную политику в качестве инструмента стабилизации. При экономическом спаде налоговые поступления снижаются. Чтобы удержать сбалансированный бюджет, фискальная политика может потребовать сокращения государственных расходов или увеличения ставок налогов, что снижает расходы и усиливает спад. Если экономика процветает и налоговые поступления увеличиваются, то, чтобы удержать сбалансированный бюджет, фискальная политика должна будет увеличить государственные расходы или снизить налоги, тем самым увеличивая и без того избыточный спрос и усиливая инфляционное давление. Ежегодно сбалансированный бюджет усиливает циклические спады и подъемы.
точности равны доходам, приводит к большим сложностям. Например, если увеличивается безработица, то уменьшаются налоговые поступления. Чтобы в этой ситуации сбалансировать бюджет, мы должны повысить налоги и снизить государственные расходы, что только уменьшит совокупный спрос, ПОЭТОМУ рост ВНП еще больше замедлится и увеличится безработица. Или, если растет инфляция, то рост денежных доходов увеличивает налоговые поступления, для сбалансирования доходов и расходов бюджета мы должны снизить ставки налогов или увеличить государственные расходы, что будет только стимулировать инфляцию. Таким обратом, непрерывно поддерживать сбалансированный бюджет практически невозможно.
Но в конце XIX в. и в особенности в XX столетии в западных странах государство изменило свое отношение к экономике. Своего рода пионером в этом деле выступила Германия. В 80-х годах XIX в. канцлер Германской империи князь Отто Бисмарк провел, в частности, огосударствление прусских железных дорог для спасения железнодорожных компаний от краха во время кризиса 1873 г., установил табачную монополию и налог на спиртные напитки, чтобы увеличить государственные доходы. Этим были положены первые кирпичи в основание государственного сектора хозяйства.
правительства увеличить государственные расходы с одновременным сокращением
Но в конце XIX в. и в особенности в XX столетии в западных странах государство изменило свое отношение к экономике. Своего рода пионером в этом деле выступила Германия. В 80-х годах XIX в. канцлер Германской империи князь Отто Бисмарк провел, в частности, огосударствление прусских железных дорог для спасения железнодорожных компаний от краха во время кризиса 1873 г., установил табачную монополию и налог на спиртные напитки, чтобы увеличить государственные доходы. Этим были положены первые кирпичи в основание государственного сектора хозяйства.
Но в конце XIX и в особенности в XX столетии в западных странах государство изменило свое отношение к экономике. Своего рода пионером в этом деле выступила Германия. В 80-х годах XIX в. канцлер Германской империи князь Отто Бисмарк провел, в частности, огосударствление прусских железных дорог для спасения железнодорожных компаний от краха во время кризиса 1873 г., установил табачную монополию и налог на спиртные напитки, чтобы увеличить государственные доходы. Этим были положены первые кирпичи в основание государственного сектора хозяйства.
Во-вторых, чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций»1. Предполагалось, что расширение инвестици-
Во-вторых, чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций»1. Предполагалось, что расширение инвестици- Отсюда представляется необходимым реализация идеи увеличения эффективного платежеспособного спроса, получившую широкое признание и распространение в мире. Именно на этом можно создать действенные механизмы решения наиболее острых социальных проблем, добиться рационального использования финансовых и материальных ресурсов. Пока же неэффективное использование трудовых ресурсов влечет за собой ежегодные потери, которые, согласно экспертным оценкам, исчисляются 120 млрд. руб., или 15% ВВП. И здесь не обойдешься без формулы Дж. Кейнса: «Если невозможно увеличить инвестиции, то нет других способов обеспечить более высокий уровень занятости, кроме увеличения потребления». Этот курс был опробован в США во время Великой депрессии, когда Ф. Рузвельт предупреждал работодателей: «Ни один бизнес, который зависит в своем существовании от уплаты меньшей заработной платы, чем прожиточный уровень, не имеет никакого права на продолжение в нашей стране. Под прожиточной заработной платой я подразумеваю больше, чем только ее уровень,'достаточный лишь для буквального существования, я имею в виду заработную плату для приличной жизни». Отсюда надо разорвать порочный круг «низкая заработная плата — низкий спрос •— малый объем производства». Необходимо провести в жизнь тезис МОТ — новые рабочие места должны обеспечивать эффективную занятость с достойной оплатой труда.
Предприятия в своей политике трансфертного ценообразования стремятся достичь объективности, реализма, справедливости для всех вовлеченных сторон, снижения до минимума времени переговоров и арбитражных процедур, а также минимального риска недостаточной оптимизации. Они также хотят, чтобы в конечном счете цены привели к прибыли, отражающей «истинную» экономику каждого центра прибыли. Например, если склад А осуществляет продажи подразделению В на постоянной основе, высшее руководство предприятия не желает, чтобы подразделение В выглядело более прибыльным, чем оно есть на самом деле, только потому, что неестественно низкие трансфертные цены приводят к перераспределению прибыли из А и В. (Такие скрытые субсидии могут вызвать решение увеличить инвестиции в подразделение В, когда в действительности они не имеют под собой основания.) Эти различные критерии, в особенности реализма и риска недостаточной оптимизации, часто конфликтуют между собой. Поэтому неудивительно, что менеджеры центров прибыли часто недовольны конкретным подходом предприятия к трансфертному ценообразованию.
В результате работники и фирмы будут производить товары и услуги при полной занятости. Домашние хозяйства смогут купить эти товары и услуги. Когда фирмы предоставляют товары, доход для их покупки будет автоматически появляться в форме заработной платы, ренты, процента и прибыли. Если домашние хозяйства слишком много сберегают — существует избыток сбережений, — процентные ставки будут падать, таким образом побуждая домашние хозяйства уменьшить сбережения, а компании — увеличить инвестиции. Общий вывод классической теории о том, что работники и фирмы будут выпускать товары и услуги, которые домашние хозяйства будут покупать, можно представить в виде формулы: «предложение товаров порождает спрос».
Отсюда представляется необходимым реализация идеи увеличения эффективного платежеспособного спроса, получившую широкое признание и распространение в мире. Именно на этом можно создать действенные механизмы решения наиболее острых социальных проблем, добиться рационального использования финансовых и материальных ресурсов. Пока же неэффективное использование трудовых ресурсов влечет за собой ежегодные потери, которые, согласно экспертным оценкам, исчисляются 120 млрд. руб., или 15% ВВП. И здесь не обойдешься без формулы Дж. Кейнса: «Если невозможно увеличить инвестиции, то нет других способов обеспечить более высокий уровень занятости, кроме увеличения потребления». Этот курс был опробован в США во время Великой депрессии, когда Ф. Рузвельт предупреждал работодателей: «Ни один бизнес, который зависит в своем существовании от уплаты меньшей заработной платы, чем прожиточный уровень, не имеет никакого права на продолжение в нашей стране. Под прожиточной заработной платой я подразумеваю больше, чем только ее уровень, достаточный лишь для буквального существования, я имею в виду заработную плату для приличной жизни». Отсюда надо разорвать порочный круг «низкая заработная плата — низкий спрос — малый объем производства». Необходимо провести в жизнь тезис МОТ — новые рабочие места должны обеспечивать эффективную занятость с достойной оплатой труда.
Налоговая льгота на исследования и экспериментальные работы позволяет фирмам вычесть часть расходов на НИОКР из налогооблагаемой базы. Расширение налоговых льгот на НИОКР направлено на дополнительное стимулирование частного сектора увеличить инвестиции в НИОКР и действительно эффективно влияют на этот процесс.
Представления, согласно которым создание кредита банковской системой делает возможным инвестиции, которым не соответствует "никакое подлинное сбережение", возникают лишь в результате искусственного выделения одного из последствий увеличения банковского кредита и игнорирования всех остальных результатов этого процесса. Действительно, допустим, что в дополнение к уже существующим кредитам предприниматель сможет получить от банка новую ссуду и это позволит ему произвести дополнительные текущие инвестиции, для которых иначе у него не хватило бы денег; в таком случае неизбежно возрастут доходы, причем последние, как правило, увеличиваются на .сумму, большую, чем величина добавочных инвестиций. В подобной ситуации (если отвлечься от случая, характеризующегося полной занятостью) будет иметь место увеличение не только денежного, но и реального дохода. В таком случае населению будет предоставлен "свободный выбор", как распределить этот прирост дохода между сбережением и расходами; и невозможно представить, чтобы предприниматель, который брал взаймы деньги с намерением увеличить инвестиции, смог в действительности расширять их более быстрым темпом, чем население увеличивает свои сбережения (если отвлечься от ситуации, когда его инвестиции лишь замещают инвестиции, которые были бы иначе сделаны другими предпринимателями). Дополнительные сбережения, возникающие в результате таких решений, носят ничуть не менее "подлинный" характер, чем любые другие сбережения. Разумеется, никого нельзя заставить держать дополнительные средства, соответствующие новому банковскому кредиту, в форме наличных денег, если только он сам по своему усмотрению не предпочтет хранить именно деньги, а не богатство в другой форме. И все же занятость, доходы и цены не могут не измениться таким образом, чтобы в новой ситуации кто-либо не предпочел держать дополнительную сумму денег. Неожиданное увеличение инвестиций в той или иной сфере может, конечно, привести к возникновению необычных пропорций в формировании совокупных сбережений и инвестиций (хотя подобные отклонения не могли бы иметь места, если бы эти инвестиции были предусмотрены заранее). Верно также и то, что предоставление банковского КТЭОЛМ1ГЯ ттоиводит в действие три тенденции: 1) расширяются размеры
Как только полная занятость достигнута, всякая попытка еще больше увеличить инвестиции независимо от величины предельной склонности к потреблению повлечет за собой тенденции к безграничному росту цен, иначе говоря, в такой ситуации мы достигли бы состояния подлинной инфляции (61) Но вплоть до этого момента рост цен будет сочетаться с увеличением совокупного реального дохода.
В современных условиях или по крайней мере в условиях, существовавших до последнего времени, когда объем инвестиций не планируется и не контролируется, а подвержен причудам предельной эффективности капитала, определяемой решениями частных лиц, несведущих или руководствующихся спекулятивными мотивами, когда долгосрочная процентная ставка очень редко падает или никогда не падает ниже обычного уровня, эти школы экономической теории, несомненно, правы в их рекомендациях по практической политике. В подобных условиях действительно нет других способов увеличить среднюю занятость до более удовлетворительного уровня. Если практически невозможно увеличить инвестиции, то, очевидно, нет других способов обеспечить более высокий уровень занятости, кроме увеличения потребления.
Представления, согласно которым создание кредита банковской системой делает возможным инвестиции, которым не соответствует "никакое подлинное сбережение", возникают лишь в результате искусственного выделения одного из последствий увеличения банковского кредита и игнорирования всех остальных результатов этого процесса. Действительно, допустим, что в дополнение к уже существующим кредитам предприниматель сможет получить от банка новую ссуду и это позволит ему произвести дополнительные текущие инвестиции, для которых иначе у него не хватило бы денег; в таком случае неизбежно возрастут доходы, причем последние, как правило, увеличиваются на .сумму, большую, чем величина добавочных инвестиций. В подобной ситуации (если отвлечься от случая, характеризующегося полной занятостью) будет иметь место увеличение не только денежного, но и реального дохода. В таком случае населению будет предоставлен "свободный выбор", как распределить этот прирост дохода между сбережением и расходами; и невозможно представить, чтобы предприниматель, который брал взаймы деньги с намерением увеличить инвестиции, смог в действительности расширять их более быстрым темпом, чем население увеличивает свои сбережения (если отвлечься от ситуации, когда его инвестиции лишь замещают инвестиции, которые были бы иначе сделаны другими предпринимателями). Дополнительные сбережения, возникающие в результате таких решений, носят ничуть не менее "подлинный" характер, чем любые другие сбережения. Разумеется, никого нельзя заставить держать дополнительные средства, соответствующие новому банковскому кредиту, в форме наличных денег, если только он сам по своему усмотрению не предпочтет хранить именно деньги, а не богатство в другой форме. И все же занятость, доходы и цены не могут не измениться таким образом, чтобы в новой ситуации кто-либо не предпочел держать дополнительную сумму денег. Неожиданное увеличение инвестиций в той или иной сфере может, конечно,
Как только полная занятость достигнута, всякая попытка еще больше увеличить инвестиции независимо от величины предельной склонности к потреблению повлечет за собой тенденции к безграничному росту цен, иначе говоря, в такой ситуации мы достигли бы состояния подлинной инфляции (61) . Но вплоть до этого момента рост цен будет сочетаться с увеличением совокупного реального дохода. Ш
В современных условиях или по крайней мере в условиях, существовавших до последнего времени, когда объем инвестиций не планируется и не контролируется, а подвержен причудам предельной эффективности капитала, определяемой решениями частных лиц, несведущих или руководствующихся спекулятивными мотивами, когда долгосрочная процентная ставка очень редко падает или никогда не падает ниже обычного уровня, эти школы экономической теории, несомненно, правы в их рекомендациях по практической политике. В подобных условиях действительно нет других способов увеличить среднюю занятость до более удовлетворительного уровня. Если практически невозможно увеличить инвестиции, то, очевидно, нет других способов обеспечить более высокий уровень занятости, кроме увеличения потребления.
Устанавливают требования Установить нормативы Установить правильность Установить стоимость Установках первичной Установке каталитического Установки мощностью Установки термического Установлены федеральными Установлены предельные Учредителей участников Установления количества Установления нормативов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|