|
Функциональных подсистемах
В «Основных положениях по разработке и внедрению автоматизированной системы управления нефтяной промышленностью» предусматривается создание следующих подсистем: подсистем управления (регулирования), функциональных подсистем и подсистем обслуживания [18].
Для всех объектов управления не может быть одинаковых функциональных подсистем. Однако имеются наиболее общие подсистемы на промышленном предприятии, которые и определяют характер задач, решаемых в целом АСУП. Так, АСУП может состоять из следующих подсистем:
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ — система, в которой реализуются функции управления персоналом; включает подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций (см. рис.). Подсистема общего и линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры. Подсистема планирования и маркетинга персонала осуществляет разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализирует кадровый потенциал, рынок труда, организует кадровое планирование, планирование и прогнозирование потребности в персонале, рекламу, поддерживает взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами. Подсистема найма и учета персонала организует наем персонала, собеседование, оценку, отбор и
Разработка ме-роприятий по совершенствованию функциональных подсистем системы управления
Необходимость формирования в требуемом объеме разнообразной нормативной информации, обеспечивающей решение всего комплекса задач функциональных подсистем отраслевых АСУ предопределяет декомпозицию комплексной АСН Газпром на ряд подсистем, Подсистемы выделяются таким образом, чтобы в каждой- из них формировалась нормативная информация по определенному виду ресурсов.
Подсистема предназначена для осуществления информационного взаимодействия всех функциональных подсистем и органов управления качеством на предприятии [1.С. 163]. Процесс управления по своей природе состоит из получения, восприятия, преобразования и передачи информации. Центральным моментом управленческого цикла является принятие решения, которое заключается в выборе одного из множества возможных способов действий. Управленческое решение реализуется в форме управляющего воздействия на объект, содержащего информацию о предписываемом образе действий в виде планов, заданий, нормативов, команд. Само принятие решений основывается на анализе информации и степень их адекватности состоянию управляемого объекта зависит от её полноты, достоверности и оперативности.
Информационное обеспечение систем управления качеством организуется для эффективной реализации целей и задач её функциональных подсистем. Соответственно этому должен быть определен состав необходимой информации, способы её систематизации, хранения, представления, передачи, анализа и преобразования. Укрупненно задачи информационного обеспечения систем управления качеством определены следующим образом [9.С.98].
Информационное единство является одним из условий совместимости и эффективного взаимодействия всех функциональных подсистем системы управления качеством. Оно включает систему техническо-экономических показателей, нормативно-технических документов, классификаторов, тезаурусов, шифраторов, кодов, информационных языков носителей информации, а также методов их организации, обработки, хранения, передачи и контроля.
Для всех объектов управления не может быть одинаковых функциональных подсистем. Однако имеются наиболее общие подсистемы па промышленном предприятии, которые и определяют характер задач, решаемых в целом АСУП. Так, АСУП может состоять из следующих подсистем:
обеспечивающие подсистемы, создающие условия и включающие средства для работы функциональных подсистем и объединяющие их на основе единой методики, технологии и организации работ.
Условия функционирования АСПР Госплана СССР и Госпланов союзных республик как единой системы создаются, как указывалось выше, комплексом обеспечивающих подсистем АСПР, которые определяют методы и средства реализации планово-экономических задач функциональных подсистем. Эти методы и средства подразделяются на: К уже сформировавшейся группе молодых руководителей присоединяются действующие перспективные начальники цехов и их заместители. Работа строится по индивидуальным планам. За каждым назначенным на должность руководителя среднего звена закрепляется наставник — руководитель высшего звена — для индивидуальной работы с ним. Руководитель-наставник совместно со специалистами подразделений управления персоналом на основании проведенного анализа личных качеств и профессиональных знаний, навыков претендента составляют для него индивидуальный план подготовки. Как правило, это программы обучения основам коммерческой деятельности, деловым взаимоотношениям, передовым методам управленческого труда, экономики и юриспруденции. На этом этапе подготовки предусматривается стажировка линейных руководителей среднего звена управления в передовых организациях с подготовкой программ мероприятий по улучшению деятельности организации (подразделения). Ежегодно проводится тестирование руководителя среднего звена, которое выявляет его профессиональные навыки, умение управлять коллективом, профессионально решать сложные производственные задачи. На основании анализа результатов тестирования конкретного руководителя выносятся предложения о дальнейшем продвижении по службе: горизонтальном или вертикальном; д) работа с линейными руководителями высшего звена управления. Назначение руководителей на высшие посты — это сложный процесс. Одну из главных трудностей составляет выбор кандидата, удовлетворяющего многим требованиям. Руководитель высшего звена управления обязан хорошо знать отрасль, а также организацию, иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных соц.-экон. и политических ситуациях. Ротация, т.е. перемещение из одного подразделения организации в др., должна начинаться заблаговременно, когда руководители находятся на должностях нижнего и среднего звена управления. Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена должен осуществляться на конкурентной основе. Его должна осуществлять специальная комиссия, состоящая из руководителей высше-
10. Какие задачи решаются в функциональных подсистемах ОАС.У:
Для реализации задач этого взаимодействия прежде всего необходимо усовершенствовать перечень и структуру отчетных данных, необходимых для разработки и проверки выполнения показателей государственных планов экономического и социального развития, согласовать состав функциональных подсистем АСПР и АСГС и характер их взаимодействия, унифицировать терминологию и обеспечить более полную согласованность содержания показателей плановой и отчетной информации. Важное значение будет иметь детальная проработка таких общесистемных проблем, как формирование перечня экономико-математических моделей, используемых в функциональных подсистемах АСПР и АСГС, и обеспечение их необходимыми плановыми и отчетными данными, создание совместных средств формализованного описания данных, в том числе систем классификации и кодирования информации и номенклатур, достижение информационной совместимости автоматизированных банков данных АСПР и АСГС.
комического обоснования программы, перечня отраслей, участвующих в ее реализации, а также расчетов потребностей в основных видах ресурсов для ее выполнения. Из головных ОАСУ эта информация поступает в меж-подсистемные программные блоки АСПР, через которые и должен проходить итерационный процесс согласования запроектированных головной организацией показателей программы и необходимых для ее реализации ресурсов с другими показателями плана и соответствующими балансовыми расчетами в функциональных подсистемах АСПР.
и текущих планов в АСПР представлена принципиальной схемой разработки ЕСП и конкретизирующими ее функционально-структурными схемами функционирования АСПР в режимах долгосрочного, пятилетнего и текущего планирования, которые представляют собой графо-мат-ричные модели проектируемого планового процесса. Указанные схемы являются исходными и определяющими для разработки планово-экономических задач в функциональных подсистемах и общесистемных методов и средств в обеспечивающих подсистемах АСПР. Этим достигается соответствие всех проектных работ в АСПР общей методологии народнохозяйственного планирования с учетом основных направлений ее совершенствования.
задач, так же как и задачи типов А1 и А2, решается в соответствующих функциональных подсистемах АСПР, то две последние реализуются в обеспечивающих подсистемах АСПР — кадрового обеспечения и управления функционированием автоматизированной системы плановых расчетов.
Информационный фонд АСПР (ИФ АСПР) представляет собой совокупность массивов данных, которые должны храниться в системе и использоваться при плановых расчетах и принятии решений. В него входят данные как массивов индивидуального применения, формируемые в отдельных функциональных подсистемах, так и массивов общего пользования многих подсистем. Информационный фонд в части массивов общего пользования образует содержание автоматизированного банка данных (АБД) АСПР.
ИФ АСПР должен формироваться поэтапно с учетом имеющихся технических средств, степени подготовленности информации и справочного аппарата для организации накопления, пополнения, корректировки, поиска и хранения информации. Формирование первой очереди ИФ АСПР происходило на основе имеющихся данных для задач этой очереди. Такие данные формировались в функциональных подсистемах под конкретные задачи и централизованно вносились в ИФ с учетом предъявляемых к нему требований и принципов его формирования.
порядок постановки, проектирования и внедрения планово-экономических задач в функциональных подсистемах;
Не случайно поэтому, что в первой очереди АСПР 90% задач, решаемых в режиме текущего планирования, относится к задачам обработки данных. Наиболее крупными среди них являются задачи, решаемые в подсистемах АСПР Госплана СССР «Внешнеэкономические связи», «Материальные балансы и планы распределения», «Капитальные вложения». В этих сводных функциональных подсистемах созданы мощные автономные (частично на основе общесистемных) средства методического и информационного обеспечения. Проведенная специалистами ГВЦ и отделов Госплана СССР большая методическая работа по унификации показателей, документов, информационных потоков и совершенствованию технологии обработки данных позволила создать комплексы задач, охватывающие целые разделы годового плана и опирающиеся на единые (хотя и локальные) базы данных. В рассматриваемых подсистемах эффективно используются общесистемные средства техниче-.ского обеспечения (ЭВМ ГВЦ Госплана СССР и видеотерминалы, установленные в отделах Госплана СССР), а также такие средства технологического обеспечения, как система ввода и контроля информации «Документ».
Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления подоходного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.
Функциональная направленность Функциональная специализация Функциональной направленности Функциональной структуры Фактической величиной Функциональное содержание Функционального подразделения Функционально необходимые Функционально стоимостная Функциональную зависимость Функционирования банковской Функционирования государственных Функционирования хозяйствующего вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|