|
Международного энергетического
Сотрудничество корпораций различных стран в разработке передовых промышленных технологий сегодняшнего дня сопряжено со многими сложностями. Поэтому на всех международных встречах, где обсуждаются проблемы научно-технического сотрудничества, в центре внимания оказываются технологии будущего, а также технологии, связанные с социальным обеспечением, и т. д. Только тог что может содействовать решению долговременных задач в интересах всего человечества, оказывается достойным внимания в международных переговорах о научно-техническом сотрудничестве. Но эти технологии мало связаны с текущей хозяйственной жизнью и ее задачами. Такова дилемма международного экономического сотрудничества.
Типичная оговорка об исключении содержится в пункте 3 статьи 3 ДИС, заключенного Россией с Финляндией. В нем указывается, что РНБ «распространяется на льготы и преимущества, которые одна из договаривающихся сторон предоставляет в отношении капиталовложений и доходов инвесторов третьих стран на основе соглашений об экономическом союзе, таможенном союзе, зоне свободной торговли, организации международного экономического сотрудничества или об устранении двойного налогообложения».
— сотрудничество в решении проблем международного экономического сотрудничества государств — экспортеров капитала, государств — импортеров капитала и иностранных инвесторов.
Вознесенская Н.Н. Смешанные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. — М., 1986.
Расширение сферы внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества России с зарубежными странами, использование в этой сфере новых рычагов и стимулов рыночного характера ставит перед участниками международных отношений ряд проблем. В 1995-1997 гг. эти проблемы касались поиска способов адаптации России к новым условиям международных отношений, путей создания выгодных обеим сторонам форм ее сотрудничества с зарубежными странами, а также выработки рыночных форм контроля за коммерческой деятельностью зарубежных фирм на российской территории, за продвижением товаро-потоков, денежных средств через границу РФ. Одной из проблем международного экономического сотрудничества является выработка механизма налогового регулирования стоимостных результатов деятельности инофирм и предприятий с иностранными инвестициями в России, согласующегося с нормами международного права. Составной частью такого механизма является взимание налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц, а также предприятий с иностранными инвестициями.
Предлагаемый толковый словарь предназначен для широкого круга предпринимателей, так или иначе связанных с организацией и практическим осуществлением внешнеэкономической деятельности, а также лиц, интересующихся вопросами рыночной экономики и международного экономического сотрудничества.
1з данных таблицы 20.2 видно, что экспорт России в зарубежные ны состоит преимущественно из минеральных продуктов, метал-драгоценных камней и изделий из них, древесины и целлюлозно-1жных изделий (74,5% стоимости всех экспортных товаров). В им-е же преобладают машины, оборудование и транспортные средства, [овольственные товары и сельскохозяйственное сырье (несмотря эстаточно высокий потенциал отечественного производства сель-озяйственных продуктов), продукция химической промышлен-и и каучук (77,8% стоимости всех ввозимых товаров). !месте с тем наша страна обладает исключительными возможнос-i для развития международного экономического сотрудничества, эко стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов трального сырья в России на 1994 г. составляла 28 трлн. долл., что [яется стоимости валового внутреннего продукта (стоимости всех ров и услуг, произведенных в стране) за 20 лет. Сейчас доля России [ровой добыче составляет по углю, нефти и газу от 10 до 30%, по ллам - 10-15%.
по сравнению с другими формами международного экономического
1з данных таблицы 20.2 видно, что экспорт России в зарубежные ны состоит преимущественно из минеральных продуктов, метал-драгоценных камней и изделий из них, древесины и целлюлозно-1жных изделий (74,5% стоимости всех экспортных товаров). В им-•е же преобладают машины, оборудование и транспортные средства, [овольственные товары и сельскохозяйственное сырье (несмотря эстаточно высокий потенциал отечественного производства сель-озяйственных продуктов), продукция химической промышлен-и и каучук (77,8% стоимости всех ввозимых товаров). !месте с тем наша страна обладает исключительными возможнос-i для развития международного экономического сотрудничества, эко стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов трального сырья в России на 1994 г. составляла 28 трлн. долл., что [яется стоимости валового внутреннего продукта (стоимости всех ров и услуг, произведенных в стране) за 20 лет. Сейчас доля России [ровой добыче составляет по углю, нефти и газу от 10 до 30%, по ллам - 10-15%.
В 70-х гг. широкое распространение получили идеи нео-кейнсианства, представители которого — американский экономист Ричард Купер и др. — в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция с
процессы, ведущие к сближению и объединению; эти тенденции проявляются в усилении развития международного экономического сотрудничества, экономической интеграции. Другая группа отражает процессы, разъединяющие и противопоставляющие отдельные страны, регионы, общественные движения, что проявляется в недоверии к партнеру, национальных конфликтах, территориальных спорах, в стремлении к независимости подчас в ущерб собственному экономическому развитию. Все эти меры привели к заметному снижению энергоемкости общественного производства. Так, например, энергоемкость ВВП (количество условного топлива на доллар ВВП) в ценах 1970 г. в промышленно развитых капиталистических государствах уменьшилась с 2 в 1972 г. до 1,89 з 1977 г., а в шести наиболее развитых капиталистических странах — с 2,03 до 1,90 в 1978 г.4S По оценке исполнительного директора Международного энергетического агентства У. Лантске, энергоемкость ВВП в 1973—1981 гг. снизилась на 16%, в том числе нефтеемкость — на 26% 49. Эластичность спроса на энергию (соотношение темпов роста потребления энергии и ВВП) за этот же период снизилась с 1,2 до 0,8, а на
У. Лантске рассчитал, что за период 1973—1980гг. ВВП стран — членов Международного энергетического агентства (МЭА) вырос на 20%, а их энергетические "потребности — всего на 4%. Потребности же в нефти этих стран за тот же период сократились на 3%, а их импорт жидкого топлива — на 14% 50.
Если говорить об общих направлениях политики империалистических государств в отношении развивающихся стран—производителей нефти, то она в период, начавшийся после энергетического кризиса, -характеризуется, во-первых, усилением группового характера действий империалистических стран, в том числе в рамках Международного энергетического агентства, хотя по-прежнему главную роль в империалистическом клубе продолжают играть Соединенные Штаты, и, во-вторых, взятием на себя ряда тех функций и целей, которые не могли или не желали выполнять сами нефтяные монополии, а именно:
Уже после выхода книги западные государства действительно смогли договориться о создании так называемого Международного энергетического агентства (МЭА) для координации совместных усилий по расширению своей топливно-энергетической базы. Начав функционировать с января 1975 г., МЭА выработало для стран-участниц немало практических рекомендаций по ускоренному развитию различных топливных отраслей, экономии энергоресурсов и другим аспектам решения энергетической проблемы. Но за три года своей деятельности МЭА мало что сделало для развенчивания призрака конкуренции, витающего над западной энергетикой. Камнем преткновения стало согласование, а практически планирование такого уровня цен на сырую нефть, который мог бы в течение достаточно длительного периода времени гарантировать вкладчикам капитала в топливные отрасли окупаемость их инвестиций и получение прибылей.
И тем не менее, несмотря на очевидную привлекательность природного газа как источника энергии и размеры его запасов в мире, он в отличие от нефти никогда не воспринимался в качестве международного энергетического товара. На его долю приходится лишь 17% мирового рынка энергоносителей, тогда как на нефть — 47%. Если исключить социалистические страны, несоответствие будет еще большим, ибо в этом случае на долю газа придется около 19% международной торговли энергоресурсами по сравнению с долей нефти в 53%.
В настоящее время в США на различных уровнях широко обсуждается вопрос о том, какими темпами и в каком основном направлении будет развиваться в будущем электроэнергетика страны. Большинство специалистов по' энергетике придерживается мнения, что эта отрасль по-прежнему будет развиваться более высокими темпами, чем промышленность или топливно-энергетический комплекс в целом. По оценке Международного энергетического агентства, потребности США в электроэнергии будут возрастать в период до 1990 г. в среднем на 4,1% в год. Если вывести средний показатель из шести наиболее авторитетных прогнозов, сделанных за последние 3 года американскими специалистами, то получается, что среднегодовые темпы прироста потребления электроэнергии в США в этот период составят 4,5%. В частности, Министерство энергетики этой страны считает, что в 1980—1985 гг. они будут возрастать на 3,6— 4,4%, в 1986—1990 гг. — на 3,2—4,2% в год. Потребности в электроэнергии 'будут расти в 1,3—1,6 раза быстрее, чем ВНП, и в 1,5—2,0 раза быстрее, чем потребности в топливно-энергетических ресурсах1.
В целом, насколько можно судить из различных источников (например, прогноз Международного Энергетического Агентства39), при перераспределении затрат в нефтяной отрасли уже достигнуто значительное снижение себестоимости работ. В долгосрочном периоде ожидается дальнейшее снижение — на 30—50% от современного уровня.
В Западной Европе ожидается самый большой среди индустриально развитых стран рост потребления природного газа. По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА) потребление газа в Западной Европе возрастет с 13 трлн. кубических футов в 1995 г. до более чем 32 трлн. куб. футов в 2020 г. На рост потребления оказывает влияние в основном осуществляемая в настоящее время во многих европейских странах приватизация предприятий энергетического сектора, а также правительственное стимулирование развития газовой инфраструктуры с целью сокращения выбросов газа, приводящих к парниковому эффекту.
1. По данным Международного энергетического агентства, око-
Усиление зависимости развития экономики стран ЕС от обеспечения ее необходимыми энергоресурсами в условиях обострения межгосударственных отношений (иракский кризис и др.) сопровождалось корректировкой соответствующей стратегии обеспечения нефтепродуктами и нового в этой области законодательства. Актуальны некоторые аспекты этой проблемы и для Украины. С учетом модернизации действующей системы в рамках Международного энергетического агентства (МЭА) и Евросоюза, 11 сентября 2002 г. Еврокомиссия представила на рассмотрение Европар-ламента проектной совместной директивы, определяющей порядок действий стран-членов ЕС, гарантирующей надежность снабжения сообщества нефтью и нефтепродуктами.
Япония - самый крупный энергетический импортер среди стран-членов Международного энергетического агентства. В этой стране, так же, как и в США, Республике Корея и ФРГ, созданы стратегические запасы нефти. По данным газеты "Nihon Keizai", запасы жидкого топлива в Японии составляют 550 млн. барр., что эквивалентно 171 дню внутреннего потребления. Несмотря на то, что, начиная с 1973 г., здесь наблюдалось сокращение потребления и импорта нефти, однако и сейчас доля нефтяного сырья в балансе потребления ТЭР остается весьма высокой, и энергетическая структура страны в целом - уязвимой. В этой связи основной задачей японского правительства является обеспечение энергетической безопасно-
Межрыночный технический Межведомственной комиссией Мелкосерийного производства Меняющейся экономической Менеджеры контролируют Менеджеры предприятия Максимально допустимые Менеджера предприятия Менеджеров отвечающих Менеджеров работающих Менеджеров управляющих Менеджмента финансовый Менеджмента определяется вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|