Менеджеры располагают



2. Недальновидность. Менеджеры принимают меры по улучшению лишь требуемых показателей, поэтому жесткая установка на краткосрочные финансовые цели неблагоприятна в стратегическом плане. В одном из примеров предыдущей главы было показано, как ориентировка на значение краткосрочного показа-

Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения. Практика, когда все уровни управления принимают непосредственное участие в разработке бюджетов по подразделениям или функциям, а также в подготовке главного, общего бюджета на предстоящий период называется планированием с участием исполнителей (participative budgeting).

Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.

Обычно менеджеры, занимающие в иерархии фирмы более высокое положение, принимают решения с более крупными ценностными составляющими, нижестоящие по рангу менеджеры принимают решения, имеющие большие фактические основания и непосредственное практическое значение. Те, кто находится ближе к руководству, принимают решения о том, что организация собирается делать, те, кто занимает более низкие должности, выбирают конкретные пути для более эффективного выполнения задач организации. Американский экономист и социолог Герберт Саймон считает, что в основе этих двух классов решений лежат разные критерии: выбор целей должен быть утвержден и декларирован; выбор средств может стать действенным эмпирическим путем. Таким образом, управ-

Опытный метод. В каждой организации встречается множество типичных задач, по которым руководители и менеджеры принимают индивидуальные решения, используя практические методы. Опытные методы принятия решения в отличие от научных основаны на личном или чужом опыте, обобщении ситуаций

Оценивая относительный риск активов, вы не можете надеяться на какую-либо точность, но хорошие менеджеры рассматривают любой проект с различных сторон и отыскивают свидетельства его рискованности. Они знают, что высокий рыночный риск является отличительной чертой циклических рисковых предприятий и проектов с высокими постоянными издержками. Менеджеры принимают во внимание наиболее важные факторы неопределенности, оказывающие влияние на экономику, и смотрят, как эти факторы воздействуют на проекты23.

Руководитель производственного звена (мастер) отвечает за отклонения по расходам и эффективности. Отклонение по объему - это качественная оценка высшего руководства, так как именно менеджеры принимают решение по приобретению и использованию производственных мощностей. В результате неоптимального баланса между производственными ресурсами и объемом продаж мощности могут оставаться незадействованными, что также может возникать в случае высокой цены продажи (и соответствующего покрытия постоянных накладных расходов) при чрезвычайно низком объеме производства.

Руководствуясь этим критерием, менеджеры принимают такие инвестиционные решения, какие

Вид сравнения (по количеству—по качеству) Вид сравнения—это фильтр для отбора информации при принятии решения. Информация может быть качественной или количественной. Это просто сравнение "больше/меньше чем" или "лучше/хуже чем". Разные люди предпочитают разные фильтры, и обычно принимают решение, основываясь на своем конкретном фильтре. Некоторые менеджеры принимают решения, основываясь исключительно на количестве прибыли, или сэкономленных средств, и почти не обращают внимания на последствия в качестве. Широко распространено и противоположное.

Оценивая относительный риск активов, вы не можете надеяться на какую-либо точность, но хорошие менеджеры рассматривают любой проект с различных сторон и отыскивают свидетельства его рискованности. Они знают, что. высокий рыночный риск является отличительной чертой циклических рисковых предприятий и проектов с высокими постоянными издержками. Менеджеры принимают во внимание наиболее важные факторы неопределенности, оказывающие влияние на экономику, и смотрят, как эти факторы воздействуют на проекты23.

Активный риск (и, таким образом, активная ожидаемая доходность) может быть исключен, если включить в портфель все ценные бумага в тех же долях, в Которых они входят в установленный эталонный портфель. Пассивные менеджеры следуют этому подходу. Активные менеджеры принимают на себя активный риск, когда их портфель отличается от эталонного. Рациональные и искусные активные менеджеры идут на активный риск только в том случае, когда они ожидают роста актиеной доходности.


В ходе анализа финансовых отчетов аналитик должен иметь в виду, что рассматриваются отчеты руководства, а бухгалтеры принимали в их подготовке участие постольку, поскольку эти отчеты должны отвечать нормативным требованиям. При подготовке отчетов компетентные менеджеры располагают путями, благодаря которым отчеты могут выглядеть так, как они того захотят.

Причины для проведения приватизации могут быть разными. Назовем наиболее общие среди них: ориентация финансовых рынков на краткосрочную перспективу; стремление компаний избежать расходов, связанных с созданием отделов по связям с инвесторами, выплатой денежного вознаграждения за составление списков акционеров и подготовку финансовых отчетов; возможность стимулировать деятельность менеджеров путем предоставления им доли собственности компании и т. д. Препятствиями для осуществления приватизации являются следующие факторы: владельцы располагают неликвидной собственностью в компании; возникновение невосполнимых расходов, связанных с приватизацией; необходимость выплаты денежных вознаграждений банкирам и юристам, занимающимся вопросами инвестиций; владельцы компании и менеджеры располагают некоторыми материальными ценностями, которые ни во что не вложены, и если компания будет оставаться государственной, они могут легко распродать эти ценности по частям и вложить полученные средства в какой-либо бизнес.

В ходе всего анализа финансовых отчетов ссудный аналитик обязан помнить, что речь идет об отчетах руководства, а бухгалтера оценивали их лишь с позиций того, насколько они отвечают общепринятым стандартам и удовлетворяют некоторым статистическим критериям обоснованности. При подготовке финансовых отчетов владельцы и менеджеры располагают многими обходными путями, благодаря которым они "красиво" выглядят. Один из способов приукрасить действительность связан с выбором наиболее подходящего времени для составления отчетов. К примеру, если окончание хозяйственного года приурочено к лету, когда запасы и дебиторская задолженность намного ниже, чем в декабре (когда они достигают максимума), розничные торговцы могут

Проекты долгосрочного инвестирования мы тоже принимали за черные ящики. Другими словами, мы говорили, что если менеджеры располагают тщательно просчитанными прогнозами потоков денежных средств, то их единственная задача — оценить риск, выбрать правильную ставку дисконта и определить чистую приведенную стоимость. На самом деле финансовые менеджеры не останавливаются до тех пор, пока не поймут, что представляет собой проект и к каким ошибкам он может привести. Вспомним закон Мерфи - "Если неприятность может случиться, она случается" и, как добавил О'Рейли, — "в самый неподходящий момент".

13 Менеджеры располагают внутренней информацией и, естественно, стараются осуществить выпуск, когда цены акций их устраивают, т.е. когда они воспринимают будущие цены менее оптимистично, чем внешние инвесторы. Внешние инвесторы осознают все это и будут покупать акции нового выпуска только со скидкой с цены, предшествующей сообщению о выпуске. (Более подробно об эмиссии акций — в главе 15.)

Проекты долгосрочного инвестирования мы тоже принимали за черные ящики. Другими словами, мы говорили, что если менеджеры располагают тщательно просчитанными прогнозами потоков денежных средств, то их единственная задача - оценить риск, выбрать правильную ставку дисконта и определить чистую приведенную стоимость. На самом деле финансовые менеджеры не останавливаются до тех пор, пока не поймут, что представляет собой проект и к каким ошибкам он может привести. Вспомним закон Мерфи - "Если неприятность может случиться, она случается" и, как добавил О'Рейли, - "в самый неподходящий момент".

13 Менеджеры располагают внутренней информацией и, естественно, стараются осуществить выпуск, когда цены акций их устраивают, т.е. когда они воспринимают будущие цены менее оптимистично, чем внешние инвесторы. Внешние инвесторы осознают все это и будут покупать акции нового выпуска только со скидкой с цены, предшествующей сообщению о выпуске. (Более подробно об эмиссии акций — в главе 15.)

Более важным, однако, является то, что прогнозы менеджеров были точнее прогнозов аналитиков в период от t — —12 до t = +8 (оказывается, что статистически значимой является разница до t = +4). То есть прогнозы аналитиков, сделанные до, в момент или в течение четырех месяцев после прогноза менеджеров, были менее точными. Данный факт неудивителен до момента t = 0, так как менеджеры располагают внутренней информацией о фирме, недоступной аналитикам. Но поражает тот факт, что прогнозы менеджеров, сделанные в период от t = +1 до t = +4, также оказались более точными. Дело в том, что аналитики могли повысить точность своих прогнозов просто за счет использования прогнозов менеджеров, сделанных ранее. После t = +4 прогнозы аналитиков были точнее (статистически существенной была разница, начиная с девятой недели после даты сообщения прогноза менеджеров, и это неудивительно, поскольку аналитики, скорее всего, могли более быстро получить информацию, на основе которой они делали прогнозы).

Менеджеры располагают рядом возможностей для повышения эффективно-

Участие руководителей в формировании отчетов. Возможность самому подготовить отчет о своей работе ведет к труднопреодолимым субъективным оценкам, Поэтому в ходе анализа финансовых отчетов аналитик должен иметь в виду, что они рассматривают отчеты руководства, а бухгалтеры принимали в их подготовке участие постольку, поскольку эти отчеты должны отвечать нормативным требованиям. При подготовке отчетов компетентные менеджеры располагают путями, благодаря которым отчеты могут выглядеть так, как они того захотят.


Менеджменту необходимо Менеджмент предприятия Максимально допустимого Мероприятий маркетинга Мероприятий объединенных Мероприятий относятся Мероприятий предусмотренных Мероприятий рассчитанных Мероприятий технического Мероприятия изменение Мероприятия необходимо Мероприятия проведение Месячного заработка вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика