Рациональных договоров



Линия нулевого потребительского излишка решает еще одну, пожалуй, наиболее важную задачу: она фиксирует максимально допустимый для данного индивидуума уровень рыночной цены при соответствующем объеме спроса. Если рыночная цена превысит этот рубеж, то индивидуум получит уже не нулевой, а отрицательный потребительский излишек. Естественно, что рациональный потребитель на такую покупку никогда не согласится. Отсюда напрашивается вывод, что линия нулевого потребительского излишка должна служить еще и линией средних цен спроса PD, то есть таким пределом для рыночных цен, который способен предохранить индивидуума от попадания в область отрицательных потребительских излишков при покупке им некоторого количества определенного блага.

вод, что рациональный потребитель, даже если он обладает исключительно высоким доходом, далеко не всегда сможет обеспечить полное удовлетворение конкретных потребностей '. Для этого нужно, чтобы рыночная цена Р не_превышала PD'. Если цена окажется выше этого уровня, например будет равна PD", то индивидуум приобретет лишь Q, единиц блага, что явно недостаточно для полного насыщения потребности, поскольку QJ значительно меньше Q02.

Этот закон в сущности является логическим продолжением первого закона Госсена. Его смысл сводится к тому, чтобы показать, каким образом рациональный потребитель, опираясь на тенденцию убывания предельной полезности, максимизирует совокупную полезность, получаемую в результате потребления разнообразных благ, приобретенных им на фиксированный доход и по заданным рыночным ценам.

Как уже отмечалось ранее, каждый рациональный потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, которую он получает за счет своего бюджета.

выяснить, возможно ли рационализировать это поведение и что именно будет максимизировать рациональный потребитель.

Предположим, что образование — это товар, предлагаемый конкурирующими продавцами (университетами, обеспечивающими стандартные учебные программы и стандартное обучение). Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель образовательных услуг соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 9.8).

ления индекса потребительских цен. Более того, подобные индексы имеют тенденцию к преувеличению стоимости жизни для людей, которые покупают стандартный набор товаров. Этому есть две причины. Во-первых, при расчете индекса редко адекватно учитывается улучшение качества товаров. Во-вторых, что, возможно, важнее, в стандартном наборе товаров обычно не учитывают относительное изменение цен. Рациональный потребитель может уменьшить стоимость удовлетворения своих потребностей за счет замены дорогих товаров более дешевыми.

Глава 4. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Глава 4. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ

Бентам претендует ни много ни мало на то, чтобы открыть универсальные силы, управляющие всем человеческим поведением, дать способы его измерения. В рамках его концепции человек выступает как рациональный потребитель, способный количественно измерить наслаждение и страдание, главными компонентами которых выступают их интенсивность и продолжительность. Бентам предлагал измерять благосостояние вычитанием суммы страданий из суммы удовольствия за данный период времени. Методика подсчета такова: берется сумма интенсивностей всех удовольствий за данный период, умноженных на их продолжительность, и из нее вычитается общее количество страданий (та же схема), испытанных за тот же период. Здесь все мотивы человека сведены к достижению удовольствий и избежанию огорчений. Следует добавить, что в своей теории Бентам исходит из того, что каждый человек в состоянии производить те арифметические действия, которые нужны для получения максимума счастья.

Увеличение полезности от затрат на приобретение товара У (табл. 6.3) должно уравновесить снижение закупок товара X. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Увеличивая потребительский эффект, рациональный потребитель соизмерит не только полезность товаров, но и их цены. Точнее, именно цены и позволяют соизмерить пропорции закупаемых товаров.. В данном


Существует целый набор специфических теорий рациональных договоров. Наиболее полные из них пытаются охватить как можно больше элементов, влияющих в реальной жизни на условия трудовых договоров. Например, соглашения в разных фирмах и отраслях имеют разные сроки действия, так что они могут перекрывать друг друга. В некоторых отраслях, где сильны профсоюзы, коллективные договоры заключаются на два-три года, а в некоторых — лишь на год. Современные теории коллективных договоров считают, что в некоторых отраслях существует совершенная конкуренция, а отдельные отрасли являются монопольными.

Другие современные кейнсианские теоретики пошли еще дальше. Как они полагают, теория рациональных договоров, рассматриваемая в главе 22, — только первый шаг к пониманию того, почему деньги могут не обладать свойством нейтральности. Эти экономисты считают, что на самом деле цены на многие товары и услуги неэластичны в краткосрочный период. Самый известный пример, который приводился в главе 21, — это Великая депрессия. Значительное падение совокупного спроса на многих рынках в 1929—1933 гг. привело к очень небольшому снижению цен. Например, за этот период цены на сельскохозяйственные продукты снизились всего на 6%, а цены на самодвижущиеся транспортные средства — всего на 16%. Зато реальный объем производства обоих видов товаров сократился на 80% в течение того периода. Это и другие исторические доказательства отдельных положений кейнсианской теории демонстрируют неэластичность цен, а значит, и отсутствие нейтральности денег.

В настоящее время экономисты (хорошо это или плохо) подразделяются главным образом к зависимости от их оценки роли денег в экономике, хотя на самом деле — в зависимости и от обоснования принципов функционирования экономики. Более того, современные экономические теории склонны к крайностям, не соответствующим общим принципам новой классической теории и современной кейнсианской теории рациональных договоров При этом обе теории приводят к выводу (основываясь на разных доказа-

тельствах) о том, что изменения реального объема производства связаны с нерациональными ожиданиями уровня цен. Хотя многие современные экономисты придерживаются либо новой классической теории, либо кейнсианской теории рациональных договоров, остальные следуют другим теоретическим объяснениям функционирования экономики.

Понятно, что обоснования степени эластичности различные, как для США, так и для остальных четырех стран, по которым представлены данные. В общем эти данные свидетельствуют о том, что цены в Японии относительно более гибкие, чем в других странах, тогда как в США они относительно менее эластичны. При низкой степени эластичности цен в США возникают трудности с подтверждением предпосылки о гибкости цен, принятой в классической, традиционной кейнсианской, монетаристской, новой классической теориях и современной кейнсианской теории рациональных договоров, рассмотренных в предыдущей главе.

В то время как теория низких инфляционных издержек делает акцент на неизменности цен на товарных рынках фирм, другие неокейнсианские подходы следуют современной теории рациональных договоров, рассматривая неэластичность заработной платы на рынке труда. Одной из основных среди этих неокейнсианских теорий является теория эффективной заработной платы (efficiency wage theory). В основе этой теории лежит идея, высказанная Харви Аейбенштейном (Leibenstein) в конце 1950-х годов, о том, что более высокая реальная заработная плата в развивающихся странах ведет к улучшению питания и образования работников, что, в свою очередь, вызывает повышение производительности труда в этих странах. В 1980-е годы неокейнсианцы развили эту мысль, считая, что более высокая реальная заработная плата, выплачиваемая фирмами, стимулирует работников усерднее трудиться и увеличивать производительность труда, повышает их моральный дух и преданность фирме. Все эти эффекты, связанные с более высокой реальной заработной платой и отмеченные неокейнсианца-ми, увеличивают предельный продукт труда.

Все рассмотренные неокейнсианские теории, например современная теория рациональных договоров, делают акцент на неэластичности номинальных цен или реальной заработной платы. Анализ затраты—выпуск, напротив, рассматривает возможность того, что и номинальные и относительные (скорректированные с учетом общего уровня цен) цены могут быть неэластичными. Анализ затраты—выпуск (input-output table) принимает во внимание все факторы, связанные с принятием решений работниками и фирмами в экономике относительно производства и уровня цен. В основе анализа затраты—выпуск в макроэкономическом моделировании лежит идея, впервые высказанная экономистом Артуром Оукеном (Okun), что клиенты данной фирмы (домашние хозяйства или другие фирмы) понесут большие издержки, связанные с поиском нового поставщика, если они решат заменить старого. Эти издержки, считает А. Оукен, заставляют клиентов фирмы продолжать покупать ее товары или услуги, даже если цена несколько повышается, или необходимое клиентам количество продукции по каким-либо причинам уменьшается, или если их собственные издержки производства возросли. Следовательно, согласно А. Оукену, фирмы, поставляющие товары и услуги, могут посчитать целесообразным оставить цены на свою продукцию фиксированными относительно цен других фирм в течение довольно длительного периода. Если все фирмы поступят так, то возникает тенденция к неэластичности и номинальных, и относительных цен.

Анализ затраты—выпуск может рассматриваться как сочетание неокейнсианских теорий неизменных цен, рассмотренных ранее в этой главе, и новой классической/ современной кейнсианской теории рациональных договоров, рассмотренных в главе 22. Анализ затраты—выпуск соединяет вместе идею жесткости цен и развитые в других современных теориях положения о неполноте информации, используемые в теории рациональных ожиданий.

Как развивается теория денег? Ответ на этот вопрос не ясен до конца, но есть определенные тенденции. Во-первых, традиционная кейнсианская теория во многом была заменена новой классической и современной кейнсианской теориями, которые особо подчеркивают значение естественного уровня производства, к которому экономика стремится: это основное положение монетаризма воспринято почти всеми современными экономистами. Во-первых, новую классическую и современную кейнсианскую теорию рациональных договоров было очень сложно подтвердить реальными свидетельствами, так как они дают одинаковые предсказания. В отличие от астрономических теорий Птолемея и Н. Коперника, которые предсказывали одно и то же, но которые можно отвергнуть (в случае с теорией Птолемея о Земле как центре Вселенной) или подтвердить (в случае с теорией Коперника о Земле как о спутнике Солнца) на основании физического наблюдения (мы можем запускать искусственные спутники на орбиты вокруг Земли или Солнца), эти современные теории относятся к экономике, которая не может быть объектом эксперимента или наблюдения.

Дештвптельно, сочетание более одной теории может помочь объяснить, почему никакая отдельная денежная или макроэкономическая теория обычно не соглашается со всеми имеющимися свидетельствами. Например, как мы обсуждали в разделе «Современная дискуссия» в главе 22, существуют некоторые доказательства (хотя и противоречивые) того, что реальная заработная плата изменяется в связи с циклическими изменениями (т. е. реальная заработная плата растет вместе с увеличением занятости, объема производства и цен), несмотря на то что современные кейнсианские модели рациональных договоров предполагают обратное. Однако изменения макроэкономиче-

БАЗОВАЯ ГИСДСЛЬ: СОВРЕМЕННАЯ КЕЙНСМДНСКАЯ ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ


Реального национального Реального потребления Реального социализма Реализация долгосрочных Реализация инвестиционного Рыночного регулирования Реализация осуществляется Реализация программы Реализация указанных Работнику устанавливается Реализацией стратегии Реализации алгоритма Реализации автобензина вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика