Российских промышленных



Важное направление формирования холдинговых структур — совместное учреждение новых компаний отечественными и зарубежными партнерами. Это облегчает доступ российских производителей к зарубежным кредитам и технологиям.

Требуется и развертывание системы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. И главная проблема здесь состоит в обосновании источников бюджетных ресурсов, которые могли бы быть направлены на господдержку агропромышленного производства, а также в отработке конкретных схем и механизмов их использования. Существенным ресурсом финансирования государственной поддержки наших сельскохозяйственных производителей являются импортные пошлины, которые следовало бы строго целевым образом, адресно использовать на развитие соответствующих подотраслей российского сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Средства, поступающие в виде импортных пошлин на продовольствие и сельскохозяйтсвенное сырье, целесообразно распределять в виде дотаций между заинтересованными отраслями АПК России по расчет-но-нормативной доле их затрат в общем объеме затрат на производство соответствующей конечной продукции (готовых продовольственных товаров). Расчеты показывают: при использовании средней фактической ставки ввозной пошлины на продовольствие в 1997-1999 гг. (14%) и сохранении прочих равных условий лишь на основе взимания и последующего целевого применения импортных пошлин на продовольствие можно было направить на поддержку российских производителей в 1997 г. около 1,8 млрд. долл. в 1998 г. — более 1,5 млрд., в 1999 г. — свыше 1 млрд. долл.

Исключительно остро этот вопрос стоит для России. Если не дополнить введение частичной конвертируемости рубля преференциальными механизмами в отношении стран СНГ, то российские предприятия вообще потеряют и без того снизившийся интерес к торгово-экономическим связям с «ближним зарубежьем». С точки зрения стратегических интересов России ее «добровольная изоляция» от других бывших союзных республик в перспективе обернется геополитической и геоэкономической катастрофами. Самым эффективным методом поддержки российских производителей стало бы сочетание структурной перестройки экономики с активной экспортной политикой. Экспорт дает 20% ВВП России (1998 г.), но в плане географическом он в значительной степени нацелен на страны Запада, а по структуре представлен продукцией ТЭК и нескольких других сырьевых отраслей.

В рамках соглашений ВТО действуют жесткие санкции в отношении резидентов-экспортеров, не возвращающих валютную выручку в страну, нарушающих условия валютного бартерного обмена и таможенный режим. Участившиеся случаи применения антидемпинговых процедур со стороны США и других стран в отношении российских товаров и услуг значительно сужают внешнеторговое пространство для российских производителей, а потеря внешних рынков сбыта в условиях высокой доли импорта на внутреннем рынке приводит к отрицательному сальдо платежного баланса и развалу целых отраслей экономики России.

Из-за военной роли завода все действия были засекречены. Счета, ведущиеся по советским стандартам, не открывали управляющим никаких сведений о том, сколько стоит сделать каждый продукт и является ли предприятие прибыльным или убыточным. При старом режиме ЛОМО, как и тысячам других российских производителей, преднамеренно мешали стать нормальной компанией. «До 1992 г. наша задача была проста, — говорит Николай Шустов, сейчас технический директор ЛОМО. — Мы производили и поставляли в соответствии с планом. Центр решал все, включая, какие цены нам устанавливать. Зачем нам было даже думать о продажах или доходах?»

Международный сектор. Международный сектор деловой среды все больше начинает оказывать прямое воздействие на деятельность российских организаций. В последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например, таких, как автомобили, компьютеры, бытовая электронная техника, ряд продуктов питания.

Характерными особенностями компаний данного типа выступают обширный набор ключевых компетенций и умеренные издержки, дающие им возможность быть конкурентоспособными в различных сегментах рынка. Нелегко найти примеры подобных компаний среди российских производителей. Тем не менее постепенно формируются крупные диверсифицированные структуры в различных отраслях. Одна из них — концерн «Бабаевский», оперирующий под различными марками практически во всех сегментах рынка шоколада, конфет и других кондитерских изделий.

ния) вывоз продукции за границу в ряде случаев превратился для российских производителей в единственный источник их выживания и существования. Лишенные возможности продать товар внутри страны, они любыми путями и способами пытаются сбыть его за рубеж, часто на рискованных условиях и по бросовым ценам, лишь бы получить хоть что-то, чтобы удержаться на плаву.

Важное направление формирования холдинговых структур — совместное учреждение новых компаний отечественными и зарубежными партнерами. Это облегчает доступ российских производителей к зарубежным кредитам и технологиям.

Требуется и развертывание системы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. И главная проблема здесь состоит в обосновании источников бюджетных ресурсов, которые могли бы быть направлены на господдержку агропромышленного производства, а также в отработке конкретных схем и механизмов их использования. Существенным ресурсом финансирования государственной поддержки наших сельскохозяйственных производителей являются импортные пошлины, которые следовало бы строго целевым образом, адресно использовать на развитие соответствующих подотраслей российского сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Средства, поступающие в виде импортных пошлин на продовольствие и сельскохозяйтсвенное сырье, целесообразно распределять в виде дотаций между заинтересованными отраслями АПК России по расчет-но-нормативной доле их затрат в общем объеме затрат на производство соответствующей конечной продукции (готовых продовольственных товаров). Расчеты показывают: при использовании средней фактической ставки ввозной пошлины на продовольствие в 1997-1999 гг. (14%) и сохранении прочих равных условий лишь на основе взимания и последующего целевого применения импортных пошлин на продовольствие можно было направить на поддержку российских производителей в 1997 г. около 1,8 млрд. долл. в 1998 г. — более 1,5 млрд., в 1999 г. — свыше 1 млрд. долл.

Выходу в свет данного учебного пособия способствовала финансовая и информационная поддержка со стороны ведущих российских производителей экономического программного обеспечения — фирмы «1C», корпорации «Галактика», компаний «ДИЦ», «Ин-теллек-Сервис», «Инфософт», за что авторы выражают большую признательность их руководству.


Доставшиеся от социалистической экономики устаревшая организационная структура управления предприятиями, изношенные основные средства, кризис неплатежей и банковской системы, усугубились общим финансовым кризисом. Большинство российских промышленных предприятий оказались неплатежеспособными и вынуждены останавливать производство.

Доставшиеся от социалистической экономики устаревшая организационная структура управления предприятиями, изношенные основные средства, кризис неплатежей и банковской системы усугубились общим финансовым кризисом. Отечественная продукция часто не выдерживает конкуренции со стороны западных фирм: низкие потребительские свойства, неоправданно высокие цены и, как следствие, отсутствие рынков сбыта — все это ведет к затовариванию и остановке производства. Большинство российских промышленных предприятий оказались неплатежеспособными и вынуждены останавливать производство.

Доставшиеся от социалистической экономики устаревшая организационная структура управления предприятиями, изношенные основные средства, кризис неплатежей и банковской системы, усугубились общим финансовым кризисом. Большинство российских промышленных предприятий оказались неплатежеспособными и вынуждены останавливать производство.

Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Представим исходные и расчетные данные в табл. 6.8. Для примера использованы данные одного из российских промышленных предприятий за 5 лет.

Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо, использовать информацию из ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Представим исходные и расчетные данные в табл. 6.8. Для примера использованы данные одного из российских промышленных предприятий за 5 лет.

Маркетинговые стратегии. Основной вопрос адаптации российских промышленных предприятий — это поиск своего места на рынке. Вот почему маркетинговые стратегии приобретают важное значение в работе по адаптации фирмы.

Основой построения организационных структур российских промышленных предприятий была линейно-функциональная структура с наделением руководства отдельными функциями (производство, НИОКР, снабжение, сбыт, управление кадрами, планово-экономическая деятельность и ведение бухгалтерской отчетности). С повышением интенсивности инновационных процессов (особенно в сфере сбыта и экономической работы) слабая координация между отдельными функциями управления привела к снижению эффективности внедрения инноваций. В последнее время ведется активная работа по устранению этих и других недостатков организационных структур предприятий. Создание комитетов по инновационным проектам, или инновационных комитетов, является первой ступенью преобразования традиционной структуры управления российскими предприятиями (табл. 23.1). Прообразом комитетов явились две известные формы: научно-технический совет на высокотехнологичных предприятиях и художественный совет на предприятиях, производящих товары народного потребления.

В книге освещаются методические вопросы разработки и внедрения на российских промышленных предприятиях системы регулярного составления, контроля (мониторинга) и план-факт анализа исполнения сводного бюджета (плана). Предлагаемая методика комплексного управленческого планирования (бюджетирования) построена на основе нового Плана счетов бухгалтерского учета и сложившихся в российских компаниях традициях ведения оперативного учета и управления хозяйственной деятельностью, что обеспечивает возможность ее эффективного практического применения.

В главе 4 дается представление о том: каковы стандартные процедуры (регламент) разработки, согласования и принятия очередного сводного бюджета аппаратом управления и высшим руководством на примере типичного для российских промышленных предприятий варианта организационной структуры и системы управления; какие службы формируют аппарат управления и какие функциональные обязанности при разработке проекта сводного бюджета они исполняют; каким образом происходит взаимодействие аппарата управления (субъекта планирования) и подразделений предприятия (объектов планирования) при разработке и согласовании бюджетных заданий; какой высший должностной орган или лицо предприятия должен утверждать проект сводного бюджета и какова стандартная процедура утверждения проекта бюджета.

Окончательный вариант сводного бюджета, представляемый на утверждение сначала первому вице-президенту по экономике, а затем Президенту компании и Правлению, должен составлять планово-аналитический отдел при первом вице-президенте по экономике. Обычно в большинстве крупных и средних российских промышленных компаний функция свода бюджетных показателей в единый проект сводного бюджета возлагается на одну из функциональных служб (как правило, планово-экономическое или финансово-экономическое управления). При этом существенно возрастает субъективизм в бюджетном планировании, так как одновременно отдельные управленческие службы ответственны за конкретный участок планово-экономической работы и, вольно или невольно, будут «тащить одеяло на себя».

К слову сказать, анализируя текущую типичную для российских промышленных предприятий проблему делегирования полномочий подразделениям (в первую очередь производственным и сбытовым), то, что иногда называется «выделением обособленных бизнес-единиц», можно прийти к выводу, что классификация организационных структур по степени их централизации, предложенная еще вождем мирового пролетариата, остается актуальной по сей день.


Разрабатываются стратегии Разрабатывают программы Разработчиков конструкторов Разработал концепцию Работников производится Разработаны следующие Разработана программа Разработанных документов Разработанная стратегия Разработано множество Разработать конкретные Разработать различные Разработать специальные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика